Постановление №ЗК/402/24 Постановление по делу об административном правонарушении №00... от 5 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Резолютивная часть постановления оглашена 02.02.2024 г.
В полном объеме изготовлено 05.02.2024 г.
Постановление
по делу об административном правонарушении
№007/04/14.3-36/2024
05 февраля 2024 года г. Нальчик
Я, заместитель руководителя Кабардино-Балкарского УФАС России «…», рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №007/04/14.3-36/2024, возбужденного в отношении должностного лица Индивидуального предпринимателя «…» (паспорт: серия ***, номер ***, выдан ***, код подразделения ***, зарегистрирован по адресу ***),
Установила:
Актом осмотра от 20 сентября 2023 г. сотрудниками Кабардино-Балкарского УФАС России установлен факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Так, Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России в составе: начальника отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности –«…», главного специалист-эксперта отдела анти-монопольного контроля, рекламы и организации деятельности –«…»; ведущего специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности —«…», зафиксирован факт распространения 20 сентября 2023 года в 17 ч. 50 мин. в г. Нальчик, на фасаде здания по адресу ул.Кулиева, д. 18, над входом в магазин «Эльдорадо» на световом табло рекламы следующего содержания: «CHE. Food & drink. СРЕДА. ДЕНЬ ТРАКТОРИСТА. ВСЕ ПО 300. Кулиева 12. +7 938 700 93 39».
Также имеются фотографии указанной рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – ин-формация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе гласит, что ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна содержать информацию порнографического характера.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов.
В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что «рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».
В силу пункта 16 вышеназванного Постановления к непристойным образам относится предосудительная и недопустимая ввиду неприличия информация.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к непристойным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности.
По мнению Комиссии, установившей факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения, восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее), соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения.
15.12.2023 г. состоялось заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Кабардино-Балкарском УФАС России, в ходе которого членам ЭС была представлена рассматриваемая реклама для выражения своего мнения на предмет использования в рекламе непристойных образов.
Эксперты высказали свои суждения, а также проголосовали по следующим вопросам:
1) Использованы ли в рассматриваемой рекламе непристойное выражение/ легко считываемое производное от непристойного выражения?
2) Допустимо ли, по Вашему мнению, в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в рекламе данных слов/выражений?
3) По результатам голосования большинством членов Экспертного совета было признано:
- использование легко считываемого производного от непристойного выражения.
- использованные слова представляют собой часть жаргонного выражения, которое вошло в лексику русского языка и используется преимущественно в молодежном сленге, имеет явный провокационный характер, вызывает конкретные ассоциации, связанные с интимной стороной жизни человека, эксплуатирует интерес к сексу.
Таким образом, факт восприятия рекламы как недопустимой к распространению (неэтичной, нецензурной и т.п.) подтверждается еще и мнением членов Экспертного совета.
Учитывая изложенное, в данной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 5 части 4 статьи 5 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку рассматриваемая реклама содержит выражения, употребляемые в основном в молодежном сленге и имеющие непристойный смысл и провокационный характер.
Ответственность за нарушение указанных статей Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе дальнейшего анализа указанной рекламы сделан вывод о том, что предполагаемым рекламодателем является Индивидуальный предприниматель «…» (ИНН: ***, ОГРНИП: ***, адрес: ***).
Пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации Управлением было возбуждено дело №007/05/5-1023/2023 и назначено к рассмотрению на 11 ч. 00 мин. 27.12.2023 г. по адресу: г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. №4.
На рассмотрение дела в назначенное время явился «…».
По словам «…», он не участвует в ведении деятельности бара Che, в том числе в подготовке рекламы, исходя из чего он не знал о том, что изготовленная реклама содержит нарушения.
Исходя из требований Закона о рекламе, рекламодатель волен выбирать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Но при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе.
В числе таких требований - запрет на использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
По мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не нужно единогласное мнение или мнение абсолютного большинства потребителей рекламы. Достаточно установить, что значимое количество людей воспринимает эту рекламу как неэтичную.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется. Достаточно мнения потребителей рекламы, считающих рекламу непристойной или неэтичной.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии признаков нарушения требований п пункта 5 части 4 статьи 5 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе, так как использованные в рассматриваемой рекламе слова представляют собой часть жаргонного выражения, которое вошло в лексику русского языка и используется преимущественно в молодежном сленге, имеет явный провокационный характер, вызывает конкретные ассоциации, связанные с интимной стороной жизни человека, эксплуатирует интерес к сексу, ввиду чего является неэтичной и не соответствующей требованиям Закона о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.
Таким образом, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия.
Вышеуказанные действия рекламодателя содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр-т Кулиева, 18.
Временем совершения административного правонарушения является 20.09.2023г. – день обнаружения рассматриваемой рекламы на заседании экспертного совета.
В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ, в полномочия антимонопольных органов входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ.
Административное дело №007/04/14.3-2/2024 было назначено к рассмотрению на 02 февраля 2024 года в 10 часов 00 минут по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. №3.
При рассмотрении настоящего административного дела были сделаны следующие выводы.
Событием данного административного правонарушения является нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.
Факт совершения лицом административного правонарушения подтверждается протоколом от 22 января 2024 года №170/24 по делу об административном правонарушении №007/04/14.3-36/2024, а также другими материалами административного дела.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При рассмотрении дела об административном правонарушении №007/04/14.3-36/2024, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении: не выявлены.
Причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения: не выявлены.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.3, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,
Постановила:
1. Признать должностное лицо Индивидуального предпринимателя «…» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УФК по Кабардино-Балкарской Республике
(0400 Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР, л/с №04041468990)
ИНН 0711027218
КПП 072501001
ОКТМО 83701000
Номер казначейского счета (ЕКС) 03100643000000010400;
Номер кода бюджетной классификации (КБК) 16111601141010003140;
Номер банковского счета 40102810145370000070.
Банк получателя:
ОТДЕЛЕНИЕ-НБ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА БАНКА РОССИИ//УФК по Кабардино-Балкарской Республике г. Нальчик
БИК 018327106
УИН 16100500000001869770
Назначение платежа: Оплата штрафа по постановлению 007/04/14.3-36/2024 за «…»
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (эл. почта: to07@fas.gov.ru).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.07.97 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения.