Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 007/01/10-860/2023 от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

*** – председателя Комиссии,

заместителя руководителя – начальника отдела Управления;

членов Комиссии:

*** - заместителя начальника отдела Управления;

*** – главного специалиста-эксперта Управления;

*** – главного специалиста-эксперта Управления; 

рассмотрев дело № 007/01/10-860/2023 по признакам нарушения ООО «Город Кофе» *** пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении необоснованно высоких цен на напитки и снэки на территории зала ожидания международного аэропорта г. Нальчика через вендинговые автоматы,

УСТАНОВИЛА:

 

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение *** (вх. от 17.08.2023 года № 3312-эп/23) (далее обращение) о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В обращении указано на высокие цены продажи ООО «Город Кофе» напитков и снэков на территории зала ожидания международного аэропорта г. Нальчик через вендинговые автоматы.

По результатам анализа заявления *** Кабардино-Балкарским УФАС России возбуждено дело № 007/01/10-860/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Город Кофе» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке по осуществлению торговой деятельности на территории стерильной зоны Международного аэропорта г. Нальчика, путем установления и поддержания монопольно высоких цен на продукты питания и напитки.

Определением №ЗК/3109/23 от 11.10.2023г. дело №007/01/10-860/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 24.10.2023 г. в 11.00 мин.

На рассмотрении дела присутствовали представители ответчика – ООО «Город Кофе» *** (доверенность № 110 от 20.10.2023г.) посредством видеоконференцсвязи.

Представитель заявителя – ***  на заседание не явился.

ООО «Город Кофе» пояснило, что на формирование цены влияют такие факторы, как расходы на аренду мест под торговые автоматы, закупочные цены на товары, стоимость доставки на склад организации, стоимость обслуживания торговых автоматов (в т.ч. расходы на топливо, содержание транспортных средств, ФОТ технического и сервисного персонала), расходы по сервисному обслуживанию торговых автоматов). Стоимость товаров меняется в зависимости от поставщика, при этом ООО «Город Кофе» не повышал цены с декабря 2022 года, а стоимость арендной платы разнится в разных периодах, так как зависит от пассажиропотока. Вендинговые аппараты ООО «Город Кофе» стоят в Международном аэропорту Ставрополя им. А. В. Суворова, Международном аэропорту Минеральные Воды им. М.Ю. Лермонтова, Международном аэропорту «Владикавказ» и цены во всех городах идентичные.

Изучив представленные документы, выявлено, что в стерильной зоне международного аэропорта города Нальчика находится 5 вендинговых аппаратов, которые принадлежат ООО «Город Кофе».

Определением от 26.10.2023г. № ЗК/3335/23 дело №007/01/10-860/2023 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 16.11.2023г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

На рассмотрении дела присутствовали представители ответчика – ООО «Город Кофе» ***, а также заявитель - *** посредством видеоконференцсвязи.

На рассмотрении дела заявитель поддержал ранее заявленные доводы.

После анализа расходов ООО «Город Кофе», Комиссия Управления выявила большой процент надбавки за административные расходы, в связи с чем, представители ответчика пояснили, какие именно затраты входят в представленные к рассмотрению расчеты.

Определением от 17.11.2023г. № ЗК/3620/23 дело №007/01/10-860/2023 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 30.11.2023г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

На рассмотрении дела присутствовали представители ответчика – ООО «Город Кофе» ***.

Представитель заявителя – *** на заседание не явился.

ООО «Город Кофе» представило к рассмотрению договоры аренды, заключенные для размещения вендинговых аппаратов в международном аэропорту Минеральные Воды и международном аэропорту Владикавказа, платежные поручения к затратам, заложенным в представленной ранее таблице, а также информацию о ценах в вендинговых аппаратах, находящихся на территории г. Кисловодск, Ессентуки и Минеральные Воды.

Из представленных материалов следует, что ООО «Город Кофе» размещены 5 вендинговых аппаратов в стерильной зоне Международного аэропорта г. Нальчика, 11 вендинговых аппаратов в стерильной зоне Международного аэропорта г. Минеральные Воды и 7 вендинговых аппаратов в стерильной зоне Международного аэропорта г. Владикавказа.

Согласно пояснениям ООО «Город Кофе», во всех указанных аэропортах действует один прейскурант на продукты и напитки, представленные в вендинговых аппаратах в стерильной зоне.

Комиссия Управления, исследовав представленные материалы, решила отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения стороны по делу, комиссия по рассмотрению дела № 007/01/10-860/2023 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

На основании поступившего обращения, а также во исполнение приказа ФАС России от 28 апреля 2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке по осуществлению торговой деятельности на территории стерильной зоны Международного аэропорта  г. Нальчика за период с 10.10.2022г. по 09.10.2023г.

В соответствии с аналитическим отчетом Кабардино-Балкарского УФАС России по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке по осуществлению торговой деятельности определены географические и продуктовые граница рассматриваемого рынка.

Анализ проводился в географических границах аэровокзала аэропорта г. Нальчика, находящегося в черте города Нальчика.

Согласно информации, полученной с официального сайта аэропортовой сети «Новапорт» (https://novaport.ru/airports/nalchik/) аэровокзальный комплекс аэропорта представлен одним пассажирским терминалом.

Территория терминала состоит из следующих зон: нестерильная зона, зона международных воздушных линий (МВЛ) и зона внутренних воздушных линий (ВВЛ).

Пунктами 12 и 13 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007г. № 104 (далее -правила досмотра), установлено, что предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, а при выполнении международных полетов до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.

Таким образом, для осуществления прохода в стерильную зону терминала пассажирам необходимо пройти предполетный досмотр, а при совершении международного полета необходимо прохождение пограничного и таможенного контроля.

Согласно пункту 32 Правил досмотра в зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.

В этой связи выход из стерильных зон (МВЛ и ВВЛ) для пассажиров ограничен, вследствие чего пассажиры не имеют возможности покинуть указанные зоны.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012г. № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» в аэропортовые сборы за пользование аэровокзалом включен исчерпывающий перечень услуг, которые должны быть оказаны в аэровокзале.

В соответствии с указанным приказом, а также в соответствии с приказом Минтранса России от 28.06.2007г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» не установлены требования по наличию в аэровокзале мест для принятия пассажирами пищи и напитков, оборудованных дополнительно к размещенным на территории аэровокзала кафе, ресторанов и других точек питания.

На основании изложенного, в аэровокзале международного аэропорта г. Нальчика пассажиры имеют возможность осуществить прием пищи и напитков в точках, где реализуются продукты питания.

Кроме того, существуют дополнительные ограничения по провозу жидкости.

В соответствии с Правилами досмотра разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.

Таким образом, у пассажиров отсутствует возможность проноса жидкости в стерильную зону аэропорта после прохождения предполетного досмотра.

Учитывая изложенное, географические границы рынка с учетом законодательно установленных барьеров доступа пассажиров в стерильную зону (МВЛ и ВВЛ) могут быть определены лишь в границах указанной зоны.

Географические границы рынка, соответствующие зонам ВВЛ и МВЛ, были определены методом фактических районов продаж.

В связи с тем, что покинуть указанные зоны не представляется возможным в силу наличия предполетного досмотра для прохождения в стерильную зону ВВЛ, а также дополнительно пограничного контроля для перемещения в зону МВЛ, проведение теста гипотетического монополиста в целях определения географических границ не требуется.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 034-2014 (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014г. № 14-ст) деятельность по осуществлению торговли через автоматы в здании международного аэропорта г. Нальчика соответствует разделу G «Услуги по оптовой и розничной торговле; подкласс: 47.99 – «Услуги по прочей розничной торговле вне магазинов, нестационарных торговых объектов, рынков», группа: 47.99.2 – «Услуги по осуществлению торговли через автоматы».

Товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

На основании вышеизложенного анализа продуктовые границы рынка определены как «торговая деятельность».

Основными из факторов, препятствующих новым хозяйствующим субъектам вступить на указанный товарный рынок и на равных конкурировать с действующим на нем хозяйствующим субъектом, является ограниченность торговых площадей, высокая арендная плата и экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке.

По результатам проведенного Кабардино-Балкарским УФАС России анализа, на территории стерильной зоны Международного аэропорта                          г. Нальчика установлено доминирующее положение ООО «Город Кофе» с долей 100%.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.         

В соответствии с Разъяснениями Президиума ФАС России № 1 «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара» от 10.02.2016 (далее - Разъяснение №1) в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара: затратный метод и метод сопоставимых рынков.               

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.        Оценку цены товара на предмет того является ли она монопольно высокой или низкой необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках.                            

Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой или монопольной низкой независимо от уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли.         Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, требует оценки ее с использованием также затратного метода.  При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.                           

Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов услуги, условиям обращения услуги, условиям доступа на товарный рынок, а также пассажиропотоку на территории Российской Федерации не выявлен, поскольку рынки являются различными по составу продавцов и покупателей, условиям обращения товара, пассажиропотоку, экономическим и иным факторам. Таким образом доказывание установления монопольно высокой цены при отсутствии сопоставимого товарного рынка осуществляется с использованием затратного метода.

ООО «Город Кофе» (***) является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения стороны по делу, Комиссия по рассмотрению дела № 007/01/10-860/2023 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

В соответствии с представленными материалами, в структуру себестоимости розничной реализации товаров и напитков, представленных в вендинговых аппаратах включены следующие статьи затрат:

- себестоимость товара;

- транспортные услуги (доставка товара до склада);

- аренда мест под торговые автоматы;

- ФОТ технического персонала и службы сервиса;

- ГСМ (обслуживание);

- складские расходы;

- ремонт и содержание автотранспорта;

- ремонт торгового оборудования;

- эквайринг и телеметрия;

- административные расходы;

- прибыль и рентабельность.

ООО «Город Кофе» представлены платежные поручения, подтверждающие оплату заложенных в таблицу расходов.

Также, представлена информация о затратах, заложенных в административные расходы, которые составляют 15% от суммы затрат.

При этом, согласно представленным платежным поручениям, ООО «Город Кофе» не подтверждена оплата следующих учтённых административных расходов:

- подключение и обслуживание торгового автомата, расходные материалы (моющие средства, дезинфицирующие средства, салфетки), парковка, расходы на проведение электрики при подключении, расходные материалы при подключении (кабель, розетки и прочее);

- перемещение торгового автомата (снятие-установка), аренда специальной техники по доставке и перемещению торгового автомата, оплата за погрузку-выгрузку при перемещении торгового автомата;

- компенсация использования личного транспорта при сервисном обслуживании оборудования (аренда и ГСМ личного транспорта);

- страхование имущества;

- поиск и подбор персонала;

- командировочные расходы руководителей отделов по оперированию м менеджеров по развитию;

- компенсации по горячей линии, заработная плата сотрудников горячей лини, компенсация клиентам на телефон потерь при некорректной работе оборудования;

- тестовый напиток – списание ингредиентов при тестовых изготовлениях напитков во время настройки оборудования;

- аренда офисных помещений – арендная плата за арендованные офисные помещения.

Кроме того, Комиссией установлено, что ООО «Город Кофе» ведет один расчет калькуляции в пределах стерильной зоны по всем аэропортам, в которых расположены вендинговые аппараты, что подтверждается утвержденными прейскурантами ООО «Город Кофе».

Так, ООО «Город Кофе» заключен договор субаренды № 68-43-220007 от 11.10.2022 года, в соответствии с которым ООО «Город Кофе» принимает во временное пользование часть нежилого помещения, расположенного в зале вылета внутренних авиалиний (стерильная зона) международного аэропорта г. Нальчика общей площадью 8 кв.м. Согласно представленным платежным поручениям, за период с октября 2022 года по октябрь 2023 года ООО «Город Кофе» оплачена арендная плата по данному договору в размере 987 083, 68 руб.

Также, ООО «Город Кофе» заключен договор субаренды № 20-1-230063 от 03.02.2023 года, в соответствии с которым ООО «Город Кофе» принимает во временное пользование часть нежилого помещения, расположенного в международном аэропорту г. Минеральные Воды общей площадью 33,3 кв.м., из которых 15,8 кв.м. находятся в стерильной зоне. В соответствии с представленными материалами, по данному договору оплачена арендная плата в размере 19 885 998,2 руб., что в среднем от общей суммы арендной платы составляет 9 435 398,56 руб. за 15,8 кв.м. в стерильной зоне.

Таким образом, существенная доля представленных ООО «Город Кофе» расходов распределена на вендинговые аппараты, находящиеся в стерильных зонах указанных аэропортов равномерно, что недопустимо, в связи с тем, что расходы по разным аэропортам не сопоставимы, т.е. калькуляция должна производиться раздельно по каждому аэропорту.

Кроме того, ООО «Город Кофе» не представлены документы, подтверждающие несение указанного объема расходов в деятельности.        

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.                                                                                                    

На основании изложенного, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела № 007/01/10-860/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность доказательств, приобщенных к материалам дела, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Город Кофе» по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке по осуществлению торговой деятельности на территории  международного аэропорта г. Нальчика, выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга лиц путем установления, поддержания монопольно высоких цен на товары и напитки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны