Решение №05/1754 жалоба от 24 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 №05-97/19

 

                                                                  

                                               

                                                             РЕШЕНИЕ

по делу №007/06/64-114/2019

22 мая 2019 года                                                                                         г. Нальчик

резолютивная часть решения объявлена 22.05.2019г.

в полном объеме решение изготовлено 24.05.2019г.

        Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:

                 при участии представителя заказчика,

         в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о дате, времени рассмотрения жалобы,

         рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона №0804200000119000052 «Поставка изделий медицинского назначения», руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,

установила:

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения».

          Из жалобы следует, что документация об аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Так, в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании характеристик по п.5 и 6 технического задания заказчик указал конкретные показатели размеров подкладных салфеток,  40-60 см.  а по п. 5 и их конкретную плотность 25 г/м кв., без указания «более», «менее» и допусков по параметрам ± величины измерения, указал жесткие требования к сроку годности товара, тем самым ограничил возможность подачи альтернативных предложений. Кроме того, формулировка «примерно» и «около», применяемая в описании показателя длинны, не дает возможности идентифицировать требуемые величины длинны, и предложить заказчику инструменты, которые бы соответствовали  его потребностям.

        В нарушение ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе заказчик в п.18.2 документации неверно указал возможные способы обеспечения исполнения контракта. В нарушение ч.6 ст.44 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно определен круг участников, для которых Законом № 44-ФЗ не предусмотрено внесение обеспечение заявки на участие в закупке.

Заявитель просит провести проверку по данной закупке, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик представил письменные возражения на жалобу заявителя, где указывает, что указанные в документации размеры товаров по позициям 5 и 6 установлены в соответствии с потребностями заказчика. Данный товар с указанными характеристиками находится в свободном обращении на товарном рынке, и его поставка может осуществляться любым участником сегмента рынка. При описании объекта закупки заказчиком использовались термины «примерно», «около», что не запрещено Законом о контрактной системе.

В документации заказчиком указаны все условия предоставления обеспечения контракта и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки. Так, в п.13.4 документации об аукционе указано, что в случае, если при проведении и электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона.

Относительно доводов жалобы неправомерного определения круга участников, для которых не предусмотрено внесение обеспечение заявки на участие в закупке, заказчик отмечает, что в документации об аукционе требование об обеспечении заявки на участие в аукционе не установлено, и соответственно, некорректная формулировка не нарушила права участников закупки.

Рассмотрев доводы заявителя, представителя заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

В единой информационной системе в сфере закупок 08 мая 2019 года было размещено извещение №0804200000119000052 о проведении электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения» с начальной (максимальной) ценой контракта - 932 369,21 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 16.05.2019 08:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.05.2019; дата проведения аукциона в электронной форме - 20.05.2019.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

          В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

         В техническом задании документации об аукционе заказчик устанавливает требования к поставляемым товарам, перечень которых состоит из 38 позиций.

         Так, при описании объекта закупки заказчик по позициям 5 и 6 «набор одноразовый гинекологический смотровой» указывает, что набор должен состоять, в том числе, из подкладной салфетки 40*60 см, плотность 25 г/м кВ;.. Зонда «Юнона»: цитощетка с тампоном, при этом,… длина тампона около 2 см, диаметр до 1 см, диаметр рабочей части цитощетки примерно 5 мм, длина — около 2 см. ... Срок годности требуется 3 года. Остаточный срок годности на момент поставки не менее 15 месяцев.

            Указание при описании объекта закупки показателей размера и плотности подкладной салфетки, которые не могут изменяться, не нарушает положений Закона о контрактной системе, и не влечет за собой ограничение количества участников закупки.

   Указание при описании объекта закупки показателей с формулировкой «примерно», «около» не позволяет определить максимальные или минимальные значения показателей установлены заказчиком. Не позволяет определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, конкретные показатели которого участники закупки должны указать в первой части заявки на участие в аукционе.

  Закон о контрактной системе не запрещает использовать при описании объекта закупки определенные термины и формулировки. Однако, установление требований к показателям товара без указания максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться, применив к требованиям товаров термины «примерно», «около», вводит участников закупки в заблуждение относительно потребности заказчика, что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.

 При описании объекта закупки заказчик устанавливает требование, что остаточный срок годности товара на момент поставки должен быть не менее 15 месяцев. При этом заказчик устанавливает также требование, что срок годности товара требуется 3 года.

 При установлении требования об остаточном сроке годности товара на момент его поставки – не менее 15 месяцев (1 год и 3 месяца), установление требования в отношении отдельных видов товаров, что общий срок годности товара требуется 3 года (при наличии аналогичного товара с иным сроком годности) ограничивает участников закупки, готовых поставить товар с остаточным сроком годности товара на момент его поставки – не менее 15 месяцев, но общим сроком годности товара менее или более 3 лет, и указывает на поставку товара определенного производителя.

Требование об определенном сроке годности, установленное заказчиком в отношении отдельных видов закупаемого товара, при потребности заказчика в меньшем остаточном сроке годности товара на момент его поставки, влечет за собой ограничение количества участников закупки, и нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

           Федеральным законом от 27.12.2018 №502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» часть 2 статьи 37 Закон о контрактной системе дополнена словами ", с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке". Указанные изменения вступили в силу с 27.12.2018г.

           В разделе 18 документации об аукционе «Антидемпинговые меры при проведении аукциона», заказчиком предусмотрены антидемпинговые меры, применяемые при проведении аукциона, если НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК, в недействующей редакции Закона о контрактной системе. Указание антидемпинговых мер не соответствующих положениям Закона о контрактной системе, при наступлении случая, предусмотренного частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, может повлечь за собой нарушение права участника закупки, с которым заключается контракт при выборе способа обеспечения исполнения контракта.

         Указание в иных разделах документации об аукционе ссылки на часть 2 статьи 37 Закона о контрактной системе не накладывает на участников закупки обязанность отслеживать действующие положения Закона, при наличии в документации описания антидемпинговых мер, применяемых при проведении электронного аукциона. 

          Федеральным законом от 27.12.2018 №502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в часть 6 статьи 44 Закона о контрактной систем внесены изменения, вступившими в силу с 27.12.2018г. Слово "казенных" заменено словами "государственных, муниципальных".

         Согласно части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе, требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В пункте 11.1 документации об аукционе порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок указан в недействующей редакции Закона о контрактной системе.

Между тем, документацией об аукционе обеспечение заявки на участие в электронном аукционе не установлено. Соответственно, указание в документации об аукционе порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок не соответствующего положениям Закона о контрактной системе не нарушило прав участников закупки.

           В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

         В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

        1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

        2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

         а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

        б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В документации об аукционе (пункт 11.2.2 информационной карты электронного аукциона, инструкции по заполнению заявки), заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, где первая часть заявки должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В документации об аукционе заказчиком, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ №102 от 05.02.2015 и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 г. №126н.

Между тем, требование о содержании в первой части заявки на участие в аукционе наименования страны происхождения товара, предусмотренное подпунктом «а» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено, что нарушает положения Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

         Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.        

   На основании указанных норм права Правительством Российской Федерации принято несколько нормативных правовых актов о запрете на допуск ряда товаров, происходящих из иностранных государств и об ограничении на допуск таких товаров для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В частности, постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены: перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень № 1);

перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень № 2).

Согласно пункту 2(2) указанного Постановления, для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;

для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.

По позиции «очки защитные» заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил код ОКПД 2 - 32.50.42.120.

        Между тем, ни по коду ОКПД2, ни по наименованию вида медицинского изделия товар по указанной позиции в перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ №102 не включен.

        По позициям «роторасширитель регулируемый» заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил код ОКПД 2 - 32.50.11.000.

Между тем, по коду ОКПД2 - 32.50.11.000 в перечень №1 включен только товар с наименованием вида медицинского изделия «иглы корневые». Вид медицинского изделия с наименованием «роторасширитель регулируемый» в перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ №102, не включен.

По позиции «фильтр вирусно-бактериальный с электростатической мембраной» заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил код ОКПД 2 - 32.50.13.190. В документации об аукционе данный вид медицинского изделия указан как фильтр дыхательный вирусобактериальный тепловлагообменный электростатический.

         Между тем, медицинское изделие с видом наименования «тепло/ влагообменник/бактериальный фильтр» по коду ОКПД2 - 32.50.13.190 включено в перечень №2.

  Таким образом, предметом контракта являются медицинские изделия, включенные в перечень №1, в перечень №2, утвержденные постановлением Правительства РФ №102 и не включенные в указанные перечни, что нарушает положения Закона о контрактной системе.       

          На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу обоснованной в части установления требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, а так же указания в документации об аукционе способов обеспечения исполнения контракта, несоответствующих положениям Закона о контрактной системе.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

   

                                                                                                                                                                                    

                                                                               

Связанные организации

ООО "МедСервис"
ИНН 2632112200, ОГРН 1182651019209
АО "Единая электронная торговая площадка"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ГБУЗ "Центральная районная больница" г.о. Прохладный и Прохладненского муниципального района
ИНН 0716009710, ОГРН 1130716000271