Заключение №06/2820 Заключение об обстоятельствах дела от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы по

Кабардино-Балкарской

Республике

ул. Тарчокова, 18, г. Нальчик, 360030

тел.(8662) 40-95-83, факс (8662) 40-92-82

e-mail: to07@fas.gov.ru

www.kbr.fas.gov.ru

______________ № ___________

На № __________ от ___________

 

Ответчик

Местная администрация

Черекского

муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

361800, КБР, г. Кашхатау,

ул. К. Мечиева, 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №007/01/15-197/2022

27 июня 2022 года г. Нальчик

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя:

ВрИО руководителя Управления;

Членов Комиссии:

главного специалиста-эксперта Управления;

ведущего специалиста-эксперта Управления,

в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле,

рассмотрев дело №007/01/15-197/2022, возбужденное в связи с наличием в действиях местной администрации Черекского муниципального района КБР признаков нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Кабардино-Балкарским УФАС России совместно с прокуратурой Черекского района проводилась проверка соблюдения на территории Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики законодательства о рекламе.

Выявлено, что на территории Черекского муниципального района КБР размещены рекламные конструкции – рекламные щиты, по следующим адресам:

– КБР, Черекский район, развилка трассы Р-291 и дороги на Верхние Голубые озера;

– КБР, г. Кашхатау, ул. Мечиева, напротив д. 104;

– КБР, г. Кашхатау, угол ул. Мечиева и ул. Зукаева.

В целях всестороннего и объективного проведения совместной проверки в адрес местной администрации Черекского муниципального района КБР (далее – местная администрация) направлен запрос сведений (исх. №06/3258 от 22.07.2021 г.) с указанием на необходимость представить в Управление следующие сведения:

– административный регламент, на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

– схема размещения рекламных конструкций;

– технический регламент размещения рекламных конструкций;

– реестр лиц (рекламный агентств, иных хозяйствующих субъектов), которым выданы разрешения на установку и эксплуатацию наружной рекламы;

– сведения о проведении конкурсных процедур на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

– договоры о передачи права на установку рекламных конструкций.

В ответ на указанный запрос Управления от местной администрации поступило письмо (исх. 50-1-20/2385 от 29.07.2021 г.), из которого следует, что местной администрацией конкурсные процедуры не проводились, разрешения на установку рекламных конструкций не выдавались. Вместе с письменным ответом направлен административный регламент, утвержденный Постановлением №104-пг от 12 августа 2016 года, регламентирующий порядок выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, как единственный нормативный правовой акт принятый и имеющийся у местной администрации из перечня запрошенных документов.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Части 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе предусматривают действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления.

При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

Вместе с тем, вышеуказанные рекламные конструкции установлены без разрешений на их установку и эксплуатацию, что дает владельцам таких рекламных конструкций необоснованное преимущество при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением 07.12.2022 г. выдано предупреждение о прекращении местной администрацией действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем выдачи владельцам незаконных рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без договоров и разрешений, предписаний о демонтаже и обеспечить их принудительный демонтаж.

Согласно предупреждению указанные действия необходимо было осуществить в течение 50 рабочих дней с момента его получения.

Предупреждение получено местной администрацией 14.12.2021 г., следовательно, крайним днем срока выполнения предупреждения надлежит считать 03.03.2022 г.

В Управление сообщений от местной администрации о выполнении предупреждения в установленный срок не поступало. Иных подтверждений выполнения предупреждения не имеется.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закон о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции издан Приказ Управления от 22 марта 2022 года №56 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в связи неисполнением местной администрацией Черекского муниципального района КБР предупреждения от 07.12.2021 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

До очередного заседания Комиссии, 13 мая 2022 года в Управление поступило письмо местной администрации Черекского муниципального района КБР, из которого следует, что рекламные конструкции, являющиеся предметом рассмотрения настоящего дела, на учете не состоят и ни за кем не зарегистрированы, владельцы рекламных конструкций не установлены, в связи с чем выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций не возможна.

Тем не менее, согласно частям 21 и 21.2 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

Вместе с тем, у Комиссии Управления отсутствует информация о совершении местной администрации действий, требуемых частью 21.2 статьи 19 Закон о рекламе.

В целях оценки изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия), Комиссией Управления взят временной интервал исследования определенный периодом с 01 января 2021 по 31 декабря 2021 год.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, оказание услуг по размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, может рассматриваться как товар. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены оказанием услуг по размещению наружной рекламы.

Географические границы товарного рынка определены границами муниципального образования – местной администрации Черекского муниципального района КБР.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала, а также иные лица, желающие разместить рекламные конструкции с целью размещения рекламы своих товаров. Следовательно, потенциально имеется большое число участников, ограниченное только территориальными границами Черекского муниципального района КБР.

Как указано ранее, местной администрацией Черекского муниципального района КБР конкурсные процедуры не проводились, разрешения на установку рекламных конструкций не выдавалось.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 №14686/10, от 11.03.2014 №16034/13).

Из оценки изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке вследствие осуществляемого бездействия местной администрации следует, что рассматриваемые рекламные конструкции, размещенные на территории Черекского муниципального района КБР, используются незаконно (без получения соответствующих разрешений), владельцы рекламных конструкций, получают материальную выгоду от размещения на них рекламы. Местной администрацией не осуществляются действия по поддержанию конкуренции в том ее виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Изучив представленные документы, приняв во внимание пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления решила квалифицировать действия местной администрации Черекского муниципального района КБР, выразившиеся в недемонтаже незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций (без действующих разрешений и (или) договоров) как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны