Решение №06/5158 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 2 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

МУП «Нальчикская

теплоснабжающая компания»

360015, г.Нальчик, ул.Киримова, д.1

Заявитель:

ООО «Дом здоровья»

г.Нальчик, ул.Пачева, 16

Дело №007/01/10-473/2021

РЕШЕНИЕ

02 декабря 2021 года г. Нальчик

Резолютивная часть оглашена 30 ноября 2021 года

В полном объеме изготовлено 02 декабря 2021 года

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

начальника отдела Управления;

заместителя начальника отдела Управления;

в отсутствие представителя заявителя ООО «Дом здоровья», уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела;

в отсутствие представителя ответчика МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания», уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело №007/01/10-473/2021 по признакам нарушения МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление ООО «Дом здоровья» (КБР, г.Нальчик, ул. Пачева, 16) с жалобой на действия (бездействие) МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» (далее – МУП «НТСК») связанные с уклонением от установки узла учета тепловой энергии и расчетом количества поставленной тепловой энергии и объема пара расчетным путем.

По результатам анализа заявления ООО «Дом здоровья», а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях МУП «НТСК» содержатся признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении от заключения договора на установку узла учета тепловой энергии и расчета количества (объема) поставленной тепловой расчетным путем потребителю ООО «Дом здоровья».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №96 от 30.04.2021г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении МУП «НТСК» было возбуждено дело №007/01/10-473/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 12.05.2021г. №06/2065 дело №007/01/10-473/2021 было назначено к рассмотрению на 27.05.2021г. К участию в рассмотрении дела №007/01/10-473/2021 в качестве ответчика было привлечено МУП «НТСК», в качестве заявителя – ООО «Дом здоровья».

На рассмотрении дела 23.06.2021г. участвовал представитель ответчика МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» по доверенности от 07.08.2020г. Представитель заявителя ООО «Дом здоровья», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, на рассмотрение не явился.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» представил письменные пояснения по делу. Также МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» представило проект установки узла учета пара №103-03-21 ТМ «Установка узла учета пара для ООО «Дом здоровья» и расчет стоимости такой установки.

Определением от 23.06.2021г. №06/2658 рассмотрение дела №007/01/10-473/2021 было отложено на 08.07.2021г.

На рассмотрении дела 08.07.2021г. представитель ООО «Дом здоровья» подал письменный отзыв на возражения МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания».

Представитель ответчика заявил, что вопрос установки прибора учета на источнике тепловой энергии может решиться только на собрании кредиторов МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» ввиду того, что предприятие находится в стадии конкурсного управления и проходит процедуры банкротства.

Определением от 08.07.2021г. №06/3020 рассмотрение дела №007/01/10-473/2021 было отложено на 29.07.2021г.

На рассмотрении дела 29.07.2021г. представитель ООО «Дом здоровья» предоставил для приобщения к материалам дела ответ ООО «Дом здоровья» исх. №11 от 26.07.2021г. на письмо МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» исх. №704 от 21.06.2021г.

Определением от 29.07.2021г. №06/3423 рассмотрение дела №007/01/10-473/2021 было отложено на 24.08.2021г.

Определением от 24.08.2021г. №06/3739 рассмотрение дела №007/01/10-473/2021 было отложено на 07.09.2021г.

Комиссия Управления выслушав представителя заявителя, а также изучив материалы, представленные заявителем и ответчиком, установила следующее.

Между МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» и ООО «Дом здоровья» заключен договор поставки тепловой энергии №260 от 08.11.2016г.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №261), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 13 ФЗ №261).

Указанный порядок установлен Приказом Министерства энергетики России от 07.04.2010г. №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка, договор является публичным и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

Согласно пункту 5 Порядка, для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку.

При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги) исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета. При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора (пункт 11 Порядка).

16.02.2021г. ООО «Дом здоровья» обратилось в МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» с заявкой на установку прибора учета тепловой энергии на границе балансовой принадлежности сетей МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» и ООО «Дом здоровья».

05.03.2021г. МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» ответило ООО «Дом здоровья», что вопрос об установке индивидуального прибора учета прорабатывается соответствующими отделами.

Вместе с тем, на момент обращения ООО «Дом здоровья» в Управление, МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» не направило заявителю проект договора и никаких мер для заключения указанного договора не предприняло.

Учитывая изложенное, следует, что МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» необоснованно уклоняется от заключения договора установки прибора учета тепловой энергии с ООО «Дом здоровья». Указанные действия (бездействие) МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «Дом здоровья» зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН 0711004274, ОГРН 1020700739905) и занимается предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

На основании вышеизложенного, на МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» налагаются запреты и нормы, установленные действующим антимонопольным законодательством, в том числе требования статьи 10 Федерального закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно частям 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.

07.09.2021г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, выдало МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, по делу №007/01/10-473/2021 (далее – предупреждение).

Согласно предупреждению, МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» необходимо было в течение 30 дней со дня получения предупреждения принять меры по заключению договора установки прибора учета тепловой энергии с ООО «Дом здоровья».

В соответствии с почтовым уведомлением №36000155277352, МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» получило предупреждение 16.09.2021г., следовательно, предупреждение необходимо было исполнить в срок до 17.10.2021г.

Определением от 07.09.2021г. рассмотрение дела №007/01/10-473/2021 было отложено на 26.10.2021г.

На рассмотрении дела 26.10.2021г. представитель заявителя пояснил, что МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» не предприняло никаких действий по заключению с ООО «Дом здоровье» договора установки прибора учета тепловой энергии.

По состоянию на 26.10.2021г. от МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» в Управление не поступала информация о выполнении Предупреждения по делу №007/01/10-473/2021. Ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» также в адрес Управления не направляло.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении; антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергоснабжении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанные требования распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона об энергоснабжении).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона об энергоснабжении).

Согласно части 5 статьи 19 Федеральный закон от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее – коммерческий учет) – установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (статья 2 Закона о теплоснабжении).

Таким образом, законодательством установлена обязанность поставщиков энергетических ресурсов осуществлять коммерческий учет поставляемых ресурсов при помощи приборов учета.

Согласно данным, представленным ООО «Дом здоровья», МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» в 2020 году установило в котельной, расположенной по адресу: г. Нальчик, ул. Пачева, 16, прибор учета тепловой энергии для горячего водоснабжения объекта ООО «Дом здоровья». В связи с чем, расчеты за горячее водоснабжение между МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» и ООО «Дом здоровья» ведутся на основании данных указанного прибора учета.

Учитывая изложенное, у МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания», в соответствии с законодательством, обязано и имеет техническую возможность установить узел учета пара для ООО «Дом здоровья» в котельной, расположенной по адресу: г. Нальчик, ул. Пачева, 16.

Вместе с тем, ответчик производит расчеты за тепловую энергию с ООО «Дом здоровья» расчетным способом, чем может наносить потребителю материальный ущерб.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Определением от 26.10.2021г. рассмотрение дела №007/01/10-473/2021 было отложено на 30.11.2021г в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела.

26.10.2021г. Комиссия Управления приняла Заключение об обстоятельствах дела №007/01/10-473/2021 (далее – Заключение).

30.11.2021г. на рассмотрение дела №007/01/10-473/2021 представители заявителя и ответчика не явились, каких-либо пояснений, возражений, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении, не представили.

Таким образом, МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания», необоснованно уклоняясь от заключения договора установки прибора учета тепловой энергии на объекте ООО «Дом здоровья» и не принимая мер для установки указанного прибора учета, нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем уклонения от заключения договора установки прибора учета тепловой энергии на объекте ООО «Дом здоровья» и непринятии мер для установки указанного прибора учета, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны