Решение №06/2802 Газораспределительная организация признана виновной в наруше... от 24 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОтветчик:
***
Заявитель:
***
Дело №007/01/10-73/2022
РЕШЕНИЕ
24 июня 2022 года г. Нальчик
Резолютивная часть оглашена 16 июня 2022 года
В полном объеме изготовлено 24 июня 2022 года
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
*** – председателя Комиссии,
Членов Комиссии:
***
***
в отсутствие заявителя ***, уведомленного о дате и времени рассмотрения;
в отсутствие ответчика, уведомленного о дате и времени рассмотрения,
рассмотрев дело №007/01/10-73/2022 по признакам нарушения ***, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 47 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление *** на действия ***, связанные с необоснованным ограничением поставки газа, и бездействием по возобновлению поставки газа.
Вместе с жалобой представлены следующие материалы:
По результатам анализа заявления, а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях *** содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном ограничением поставки газа в отношении ***.
Определением от 14.02.2022г. №06/981 дело №007/01/10-73/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 01.03.2022г.
На рассмотрение дела представители заявителя и ответчика, уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, не явились.
Заявитель направил в Управление письменные пояснения об обстоятельствах дела.
Определением от 01.03.2022г. №06/1169 дело №007/01/10-73/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 21.03.2022г.
21.03.2022г. на рассмотрение дела явились представители заявителя и ответчика.
Представители заявителя и ответчика поддержали ранее представленные письменные доводы.
Определением от 21.03.2022г. №06/1552 дело №007/01/10-73/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 14.04.2022г.
14.04.2022г. на рассмотрение дела представители заявителя и ответчика, уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, не явились.
Определением от 14.04.2022г. №06/1923 дело №007/01/10-73/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 29.04.2022г.
Определением от 29.04.2022г. №06/2184 дело №007/01/10-73/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 17.05.2022г.
17.05.2022г. на рассмотрение дела явился представитель заявителя, представитель ответчика, уведомленный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения, не явился. Представитель АО «НЗВА» поддержал доводы, указанные в дополнениях к заявлению.
Определением от 17.05.2022г. рассмотрение дела отложено на 16.06.2022г. в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела.
Изучив представленные материалы, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
Между ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» и*** заключен долгосрочный договор поставки газа №15-2-07-0012/18-22 (далее – договор поставки газа), согласно которому, поставщик обязуется поставлять, а покупатель – получать (выбирать) и оплачивать газ. Транспортировку газа от границы газотранспортной системы с распределительными сетями ГРО до места передачи газа (точки подключения) осуществляет АО «Газпром газораспределение Нальчик» (пункт 2.6 договора поставки газа).
19.11.2021г. сотрудники *** вместе с представителем поставщика – ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» сняли корректор узла учета газа, находящийся на территории *** для поверки и произвели полное ограничение подачи газа, о чем был составлен акт №509 об изменении режима газопотребления от 19.11.2021г. Согласно пункту 1 акта №509: произведено приостановление поставки газа на вводном газопроводе; причина изменения режима газопотребления: снятие узла учета газа; установлена пломба №50294202, показания счетчика на момент отключения 138883.
По указанным обстоятельствам 19.11.2021г. *** обратилось с письмом (исх. №850/2000) в ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик», в котором просило восстановить подачу газа, в связи с угрозой работоспособности предприятия и полной остановкой производства.
25.11.2021г. *** повторно обратилось в ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» и АО «Газпром газораспределение Нальчик» (письмо №2000/862 от 25.11.2021г.) с просьбой снять пломбу на вводном газопроводе и осуществить пуск газа на предприятие.
30.11.2021г. после проведения поверки корректор узла учета газа был установлен на предприятии ***, о чем свидетельствует акт №3011 от 30.11.2021г.
30.11.2021г. *** в третий раз обратилось в ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» и АО «Газпром газораспределение Нальчик» (письмо №8871/2000 от 30.11.2021г.) с просьбой возобновления подачи газа на предприятие в связи с возвратом корректора узла учета газа.
Несмотря на неоднократные обращения подача газа на предприятие ** была возобновлена лишь 22.12.2021г. (составлен акт №509/П о подключении газопотребляющего оборудования (объекта) от 22.12.2021г.).
Федеральный закон №69 от 31 марта 1999 года «О газоснабжении в Российской Федерации» в статье 8 определил правовые, экономические и организационные отношения в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом, предоставление услуг по газоснабжению, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа,
Правила ограничения подачи (поставки) газа юридическим лицам и предпринимателям регулируются Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 №1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №1245).
В соответствии с пунктом 2 Правил №1245, основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются:
а) угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде;
б) авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий;
в) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя;
г) отсутствие правовых оснований для подачи (поставки) и отбора газа, а также использование газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации;
д) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено полное ограничение подачи (поставки) и отбора газа;
е) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно пункту 3.7 договора поставки газа, сторонами заблаговременно согласовывается проведение планово-предупредительных и внеплановых работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа. Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки/отбора газа одна из сторон направляет другой стороне в сроки:
- в случае планово-предупредительных работ – за 30 дней до их начала;
- в случае внеплановых работ – за 3 дня до их начала;
- в случае аварийных работ – немедленно.
Ограничение поставки газа производится по указанию поставщика покупателем самостоятельно, а в противном случае – принудительно ГРО.
В Акте №509 об изменении режима газопотребления от 19.11.2021г. указано, что причиной полного ограничения подачи газа в отношении АО явилось снятие узла учета газа.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству, снятие узла учета газа не является основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В ответ на запрос Управления, АО «Газпром газораспределение Нальчик» в письме от 10.01.2022г. пояснило, что приостановление подачи газа на предприятии было произведено по просьбе потребителя – АО, в связи со снятием корректора узла учета газа. Каких-либо документов, подтверждающих наличие заявления АО об ограничении подачи газа АО «Газпром газораспределение Нальчик» в Управление не представило.
В заявлении и последующих дополнениях к нему, представленных в Управление, не указано, что приостановление подачи газа на предприятие было произведено по инициативе АО.
Кроме того, в своей жалобе АО указало, что отключение газа привело к полной остановке всего производства, что в свою очередь может причинить материальные убытки предприятию.
В ответ на запрос Управления ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» в письме №13/288-АХ от 31.01.2022г. пояснило, что не инициировало ограничение поставки газа в отношении АО, которое было произведено сотрудниками АО «Газпром газораспределение Нальчик».
Учитывая изложенное, АО «Газпром газораспределение Нальчик» не имело предусмотренных законом оснований для ограничения поставки газа на предприятие АО.
АО зарегистрировано в качестве юридического и занимается предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли.
Таким образом, необоснованное ограничение поставки газа в отношении АО, произведенное АО «Газпром газораспределение Нальчик», повлекло (могло повлечь) для АО материальные убытки, что нарушает права и интересы предприятия.
АО «Газпром газораспределение Нальчик» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, является транспортировка и распределение газообразного топлива.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из вышеуказанного следует, что АО «Газпром газораспределение Нальчик», являясь субъектом естественной монополии и занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.
Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
25.05.2022г. Комиссия Управления вынесла заключение об обстоятельствах дела №007/01/10-73/2022, которое было направлено в адрес Заявителя и Ответчика
16.06.2022г. на рассмотрение дела представители Заявителя и Ответчика, не явились, письменных возражений на Заключение об обстоятельствах дела либо иных документов в адрес Управления не направили.
Таким образом, АО «Газпром газораспределение Нальчик», необоснованно ограничив поставку газа в отношении АО «Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры», нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать действия АО «Газпром газораспределение Нальчик», выразившиеся в необоснованном ограничении поставки газа в отношении АО «***», нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Предписание АО «Газпром газораспределение Нальчик» не выдавать, в связи с возобновлением подачи газа для АО «***».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии