Заключение №07/300 Заключение об обстоятельствах дела от 31 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы по

Кабардино-Балкарской

Республике

ул. Тарчокова, 18, г. Нальчик, 360030

тел.(8662) 40-95-83, факс (8662) 40-92-82

e-mail: to07@fas.gov.ru

www.kbr.fas.gov.ru

______________ № ___________

На № __________ от ___________

 

Ответчик:

Местная администрация

сельского поселения Совхозное

Зольского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

361703, КБР, Зольский район,

с. Совхозное,

ул. Подгорная, д. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№007/01/15-450/2022

31 января 2023 года г. Нальчик

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя:

руководителя Управления;

Членов Комиссии:

начальника отдела Управления;

главного специалиста-эксперта Управления,

в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика,

рассмотрев дело №007/01/15-687/2022, возбужденное в связи с наличием в действиях местной администрации сельского поселения Совхозное признаков нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 г., территориальный орган антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по соблюдению изменившихся требований в части установления запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

В ходе проведения мониторинга деятельности унитарных предприятий на территории сельского поселения Совхозное Зольского муниципального района КБР на предмет соответствия целям создания унитарных предприятий, а также нормам антимонопольного законодательства, Кабардино-Балкарским УФАС России (далее – Управление) установлено следующее.

На территории сельского поселения Совхозное Решением №1 от 02.07.2020 г. Совета местного самоуправления сельского поселения Совхозное Зольского муниципального района КБР создано муниципальное унитарное предприятие «Кардан» сельского поселения Совхозное (далее – предприятие).

Вместе с тем, Федеральный закон от 27.12.2019 г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» вводит с 08.01.2020 г. общий запрет на создание унитарных предприятий и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета. Так, данный запрет отражен в статье 35.1 Закона о защите конкуренции.

Управлением установлено, что в рассматриваемом случае виды деятельности осуществляемые предприятием за исключением деятельности по забору, очистке и распределению вод, не отвечают требованиям части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Местной администрации сельского поселения Совхозное Зольского муниципального района КБР выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, ввиду наличия признаков нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях министерства, выразившихся в создании муниципального унитарного предприятия «Кардан», виды деятельности которого не входят в перечень исключений, путем внесения изменений в устав муниципального унитарного предприятия «Кардан» и исключение определенных видов деятельности.

Согласно предупреждению и письму Управления от 15.08.2022 г. №06/3357 указанные действия необходимо было осуществить в течение 30 рабочих дней с момента его получения.

Письмо с указанным сроком, в течение которого местной администрации было необходимо выполнить предупреждение, получено местной администрацией 18.08.2022 г., следовательно, крайним днем срока выполнения предупреждения надлежит считать 29.09.2022 г.

В Управление сообщений от местной администрации о выполнении предупреждения в установленный срок не поступало. Иных подтверждений выполнения предупреждения не имеется.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закон о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Управлением было принято решение возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения возбужденного дела Управление пришло к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции к функциям антимонопольных органов относится обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

Нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

На основании части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, как установлено пунктом 11 данной части, запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) не допускается создание, в том числе путем реорганизации унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

27.12.2019 года был принят Федеральный закон №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Начало действия документа – 08.01.2020 г.

На территории сельского поселения Совхозное Решением №1 от 02.07.2020 года Совета местного самоуправления сельского поселения Совхозное Зольского муниципального района КБР создано муниципальное унитарное предприятие «Кардан» сельского поселения Совхозное (далее – предприятие).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц предприятие зарегистрировано 17.08.2020 г., т.е. после вступления в законную силу Федерального закона №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2.1 Устава, предприятие создано для выполнения работ, производства продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия, согласно пункту 2.2 Устава являются:

– забор, очистка и распределение вод;

– озеленение, благоустройство, обслуживание зеленых зон вдоль дорог, водных путей, парков для общественных жилых и нежилых зданий, обслуживание спортивных площадок, территорий кладбищ;

– деятельность по обслуживанию зданий и территорий, подметаний улиц и уборка снега;

– общая (неспециализированная) очистка всех типов зданий: офисных помещений, домов или квартир, фабрик; магазинов, учреждений;

– общая (неспециализированная) очистка прочих деловых и профессиональных помещений и многоквартирных жилых домов;

– управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

– производство электромонтажных работ;

– производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;

– производство штукатурных работ;

– производство малярных и стекольных работ;

– другие работы, другие услуги, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, к видам деятельности предприятия относятся:

– производство электромонтажных работ (43.21);

– производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (43.22);

– производство штукатурных работ (43.31);

– производство малярных и стекольных работ (43.34);

– управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.32);

– деятельность по общей уборке зданий (81.21);

– подметание улиц и уборка снега (81.29.2);

– деятельность по благоустройству ландшафта (81.30).

Таким образом, учитывая вышеуказанные положения статей Закона о защите конкуренции и Закона о естественных монополиях, к деятельности предприятия в сфере естественных монополий может быть отнесена только деятельность предприятия по забору, очистке и распределению вод.

Вместе с тем, согласно Уставу предприятием предполагается осуществление иных видов деятельности, не относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия обращает также внимание, что согласно пункту 2.2 Устава предприятие вправе осуществлять другие работы, другие услуги, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Муниципальное унитарное предприятие является коммерческой организацией, однако его правоспособность, в отличие от других видов коммерческих организаций, является ограниченной: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1 статьи 49, пункта 3 статьи 113 Гражданского кодекса РФ, статья 3 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). При этом пунктом 3 статьи 9 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях устанавливает, что устав унитарного предприятия должен содержать указание не только на цели и предмет, но и на виды его деятельности.

На основании указанных норм законодательства Управление приходит к выводу о том, что унитарное предприятие вправе осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в его уставе. Иными словами, их перечень не может быть открытым.

Учитывая вышеизложенное, цели и виды деятельности предприятия должны быть точно определены, с целью разграничения от других видов деятельности, в том числе конкурентных, а виды экономической деятельности соответствовать видам деятельности предприятия.

Таким образом, создание муниципального унитарного предприятия «Кардан», осуществляющего виды деятельности в соответствии с уставом предприятия, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия не отвечают требованиям части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции в части несоблюдения общего запрета на создание унитарных предприятий не входящих в закрытый перечень исключений.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции предприятие должно осуществлять тот круг деятельности, который ему предоставляет действующее законодательство.

Учитывая изложенное, Комиссия решила квалифицировать действия ответчика, выразившиеся в создании муниципального унитарного предприятия «Кардан» для осуществления деятельности в случаях, не являющимися исключениями, предусмотренными частью 1 статьи 35.1 Законом о защите конкуренции, по пункту 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны