Решение №ЗК/2810/23 Решение по делу от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

                                                                  

Дело №007/05/19-683/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2023 года

 

 

Решение по делу №007/05/19-683/2023

 

22 сентября 2023 года                                                                              г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Кунижевой З.З. – заместителя руководителя-начальника отдела Управления,

Членов Комиссии:

Эхчиевой Ф.М. – заместителя начальника отдела Управления,

Шогеновой М.М. – главного специалиста-эксперта Управления,

 

            рассмотрев дело №007/05/19-683/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту несоблюдения Местной администрацией г.о. Нальчик правил, установленных частью 8 статьи 40 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» и статьи 21.3 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

 

в отсутствие уведомленных заявителя и лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

 

Установила:

 

В Кабардино-Балкарское УФАС России (далее – Управление)  16.06.2023 г. поступило заявление от Общества с ограниченной ответственностью «…» о нарушении законодательства о рекламе, выразившиеся в отказе в заключении дополнительных соглашений о продлении срока действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с признаками нарушения законодательства о рекламе.

 Как следует из заявления, 28.02.2023 года ООО «…» обратилось в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением, в котором просило продлить срок действия по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Письмом от 07.03.2023 года №45-1-13/2130 Местная администрация г.о. Нальчик отказала ООО «…» в заключении дополнительных соглашений о продлении срока действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, обосновав отказ несвоевременностью подачи заявления о продлении.

14 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 года № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 286-ФЗ). Федеральным законом № 286-ФЗ статья 40 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») дополнена новой частью 8, закрепляющей, что особенности исполнения и заключения в 2022 и 2023 годах договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются Федеральным законом от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом Федеральный закон от 08.03.2022 годам № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 46-ФЗ) дополнен статьей 21.3, устанавливающей в 2022 и 2023 годах особенности в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Принятие указанных изменений направлено на установление мер поддержки для операторов наружной рекламы в текущий период.

Принятые меры предусматривают, в том числе, возможность продления срока действия таких договоров. Нормы пунктов 2-5 статьи 21.3 Федерального закона № 46-ФЗ устанавливают обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления без проведения торгов заключить дополнительное соглашение об увеличении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок не более одного года в случае соответствующего обращения владельца рекламной конструкции, с которым заключен такой договор.

В соответствии с пунктом 19 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 (далее – Правила) 21.06.2023 г. Управлением был направлен запрос в Местную администрацию г.о. Нальчик с просьбой представить сведения, необходимые для установления наличия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

– копии договоров, заключенных с ООО «…», на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

– копии проектов дополнительных соглашений на продление договоров на

установку и эксплуатацию рекламных конструкций (согласно письму Местной администрации г.о. Нальчик от 09.06.2023 г. №45-1-23/6085) или копии подписанных дополнительных соглашений;

– официальную переписку между Местной администрацией г.о. Нальчик и

ООО «…» на тему рассматриваемого вопроса;

– письменные пояснения относительно причин отказа ООО «…» в продлении срока действия по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, тогда как заявление на заключение дополнительных соглашений было подано 28.02.2023 г.;

– письменные пояснения относительно представления недостоверных сведений на официальный запрос Кабардино-Балкарского УФАС от 02.03.2023 г. №07/691;

– копию Представления Прокуратуры г. Нальчик, вынесенного в адрес Местной администрации г.о. Нальчик, о признании неправомерным отказа Местной администрации г.о. Нальчик в заключении дополнительных соглашений по продлению договора на установку рекламных конструкций.

06.07.2033 г. поступил ответ на запрос №45-1-09/1977, согласно которому Заявление ООО «…» о заключении дополнительных соглашений поступило на рассмотрение в Департамент экономики 2 марта 2023 г., и, посчитав срок подачи заявления нарушенным, Местная администрация г.о. Нальчик отказала ООО «…» в продлении договоров.

Согласно пояснениям Местной администрации г.о. Нальчик, ошибка в регистрации заявления ООО «…» произошла по вине  ведущего специалиста отдела документационного оборота обращений граждан, которому после проверки, инициированной в связи с Представлением Прокуратуры г. Нальчика об устранении нарушений требований законодательства в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг от 12.04.2023 г. №1251-2023/прдп59-23 (далее – Представление), объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Также была представлена копия Представления, в соответствии с которым в ходе рассмотрения обращения Генерального директора ООО «…» Прокуратурой г. Нальчика установлено, что отказ Местной администрации г.о. Нальчик в заключении дополнительных соглашений неправомерен, поскольку заявление поступило 28.02.2023 г., о чем свидетельствуют печать и подпись должностного лица местной администрации г.о. Нальчик.

Кроме того, 31.07.22023 г. в Управление поступило дополнительное письмо №99 от ООО «…» о том, что Местная администрация выдала дополнительные соглашения  по 17 рекламным конструкциям  30 июня 2023 г., а еще одно дополнительное соглашение – 18 июля 2023 г.

В соответствии с пунктом 17 Правил в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления о нарушении законодательства, но не более чем на один месяц.

14.07.2023 г. в адрес Заявителя было направлено письмо №ЗК/1841/23 о продлении срока рассмотрения заявления на один месяц, после чего 17.08.2023 г. был направлен повторный запрос в Местную администрацию г.о. Нальчик  просьбой представить следующие сведения:

– всю официальную переписку между Местной администрацией г.о. Нальчик и ООО «…» на тему рассматриваемого вопроса, в том числе письмо Местной администрации г.о. Нальчик в адрес ООО «…» от 09.06.2023 г.;

– письменные пояснения касаемо того факта, что представленные ранее Дополнительные соглашения к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций датируются 16.05.2023 г., тогда как 09.06.2023 г. в адрес ООО «…» было направлено письмо о том, что Местной администрацией г.о. Нальчик принято решение о продлении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

В ответ на указанный запрос Местная администрация г.о. Нальчик сообщила (письмо от 01.08.2023 г. №45-1-09/8566), что решение о продлении договоров с ООО «…» сроком на 1 год принято по Преставлению прокуратуры г. Нальчика, и дополнительные соглашения были подготовлены 16 мая 2023 г. Ответственный сотрудник отдела потребительского рынка и рекламы Департамента экономики в телефонном режиме неоднократно приглашал представителя Общества для подписания дополнительных соглашений, однако официальное письмо о необходимости явки представителя для подписания договоров направлено только 09 июня 2023 г.

Учитывая изложенное, Управлением в действиях Местной администрации г.о. Нальчик усматривались признаки нарушения части 8 статьи 40 Федерального закона «О рекламе» и статьи 21.3 Федерального закона № 46-ФЗ, в связи с чем, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе Определением от 17.08.2023 г. №ЗК/2263/23 и назначено к рассмотрению на 05.09.2023 г. в 16 ч. 00 мин.

         На рассмотрение дела 05 сентября 2023 г. явился Представитель ООО «…» по Доверенности, а также представитель Местной администрации г.о. Нальчик «…»  по Доверенности и «…» без права дачи пояснений.

         К рассмотрению дела представителем Заявителя было представлено Ходатайство от 05.09.2023 г. №106 об обязании Местной администрации г.о. Нальчик выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, расположенных на муниципальной собственности.

Как следует из текста письма, в разрешениях, выданных Местной администрацией г.о. Нальчик на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по 18 договорам указано, что они выданы «на объектах, не относящихся к муниципальной собственности г.о. Нальчик» в то время, как такая формулировка противоречит заключенным договорам, согласно которым Местная администрация г.о. Нальчик предоставила ООО «…» по всем 18 договорам места для установки и эксплуатации рекламных конструкций на муниципальной земле.  

         На рассмотрении дела Представитель Местной администрации г.о. Нальчик «...» пояснил, что имела место быть техническая ошибка, и никакого умысла уклонения от выдачи действительных разрешений не было.

         Также Комиссией на рассмотрении установлено следующее.  

         К заявлению ООО «…» приложена копия письма ООО «…» в адрес Местной администрации г.о. Нальчик от 28.02.2023 г. №32 о заключении дополнительных соглашений к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и увеличить срок их действия на один год (далее – Письмо), а также продлить срок действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  в соответствии с дополнительными соглашениями.

На указанной копии письма стоит штамп о принятии входящего письма в канцелярии Местной администрации г.о. Нальчик от 28.02.2023 г.

         Однако на экземпляре того же письма (копии), представленном Местной администрацией г.о. Нальчик, стоит штамп о принятии входящего письма от 01.03.2023г.

         Представитель администрации «…» пояснил, что регистрация письма 01.03.2023 г., как и указано в письменных пояснениях, связана с ошибкой сотрудника отдела делопроизводства. Также пояснил, что отказ в заключении дополнительных соглашений мотивирован тем, что 01.03.2023 г. срок подачи заявлений о продлении действия договоров уже истек.

         Комиссия считает указанный довод представителя Местной администрации г.о. Нальчик необоснованным ввиду следующего.

         Частью 8 статьи 40 Закона о рекламе установлено, что особенности исполнения и заключения в 2022 и 2023 годах договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

         Статья 21.3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит, что до 1 марта 2023 года лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - дополнительное соглашение), предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору. Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи заявления.

         В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Согласно части 2 статьи 194 ГК РФ  письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок.

В соответствии со статьей 21.3 Заявление надлежало представить в срок до 1 марта 2023 года, иных уточнений относительно срока сдачи Заявления, а именно – является ли 1 марта конечной датой или же Заявление необходимо подать в день, предшествующий конечной дате, а также конкретного времени (до какого часа и т.д.) не содержится в статье. Исходя из вышесказанного, поскольку специальным правовым актом не урегулирован настоящий вопрос, то действуют общие правила и применяется статья 194 ГК РФ.

То есть даже если бы Письмо было получено Местной администрацией г.о. Нальчик 01.03.2023 г., а не 28.02.2023 г., то все равно считалось бы, что заявление подано в установленный законодательством срок, поскольку крайним сроком подачи заявления на заключение дополнительных соглашений является 01.03.2023 г. до 18:00 – окончание рабочего дня в Местной администрации г.о. Нальчик.

Выслушав стороны, Комиссия определила рассмотрение дела отложить, назначить к рассмотрению на 11 сентября 2023 г. в 15 ч. 00 мин.

На рассмотрение дела 11.09.2023 г. в 15 ч. 00 мин. стороны, уведомленные надлежащим образом, не явились.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Как указано выше, Местной администрацией г.о. Нальчик выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, «не относящихся к муниципальной собственности г.о. Нальчик», что противоречит предмету договоров и дополнительных соглашений, на основании которых выданы соответствующие разрешения.

В соответствии с частью 9.2 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.

В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

Из приведенных положений Закона о рекламе следует, что дополнительные соглашения о продлении указанных договоров должны быть заключены относительно того же предмета договора, что и в первоначальных договорах, и разрешения должны быть выданы относительно объектов, относящихся к муниципальной собственности. В противном случае, разрешения недействительны, поскольку не соответствуют предмету первоначальных договоров, на основании которых они выданы, а в таком случае – эксплуатация рекламных конструкций, осуществляемая на основании недействительных разрешений, незаконна. При таких обстоятельствах создаются дискриминационные и ограничивающие конкуренцию условия, что содержит признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»).

 Далее, касаемо не заключения дополнительных соглашений в течение пяти рабочих дней со дня подачи Заявления Комиссия считает, что учитывая тот факт, что на экземпляре Письма Местной администрации г.о. Нальчик стоит штамп регистрации от 01.03.2023 г., то отказ от заключения дополнительных соглашений в связи с несвоевременной подачей заявления является неправомерным, нарушающим требования Закона о рекламе и статьи 21.3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также содержит признаки нарушения статьи 15 Закон о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действия Местной администрации г.о. Нальчик по незаконному отказу в заключении дополнительных соглашений могли повлечь ограничение конкуренции и создать дискриминационные условия, поскольку Местной администрацией г.о. Нальчик в адрес заявителя направлялось уведомление о составлении протокола об административном правонарушении за якобы незаконное пользование рекламными конструкциями, на использование которых Заявитель имел право, т.к. договор подлежал пролонгации в соответствии со статьей 21.3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании Заявления от 28.02.2023 г.

Также Комиссия учитывает тот факт, что Управлением 02.03.2023 г. был направлен запрос №07/691 в адрес администраций муниципальных районов и городских округов о предоставлении информации о количестве продленных на основании статьи 21.3 ФЗ-46 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций за период с 01.01.2023 г. по 01.03.2023 г., на который от Местной администрацией г.о. Нальчик был получен ответ о том, что продленных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования не имеется, и что в связи с нарушением срока подачи заявления, поступившего от ООО «…», заявителю отказано в заключении дополнительного соглашения к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Органам местного самоуправления в сфере наружной рекламы предоставлены полномочия по утверждению схем размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

В соответствии с главой II Письма ФАС России от 17.07.2019 N ИА/61348/19 «О направлении Рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы» недопущение, ограничение или устранение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий образует состав административного правонарушения.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно представленным сторонами сведениям, дополнительные соглашения всё-таки были заключены, однако с серьезным нарушением сроков, предусмотренных законодательством, а именно – 16.05.2023 г. (фактически – 30.06.2023 г.), что делает рассмотрение вопроса признания правонарушения в рамках Закона о защите конкуренции не актуальным, однако не отменяет того, что нарушение требований Закона о рекламе и статьи 21.3 ФЗ-46 повлекло неблагоприятные последствия для Заявителя, могло создать ограничивающие и дискриминационные условия,  и действия должностных лиц Местной администрации г.о. Нальчик, выразившиеся в незаконном отказе от заключения дополнительных соглашений, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ.

 

На основании изложенного, руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

Решила:

 

  1. Признать действия Местной администрации г.о. Нальчик  нарушившими часть 9 статьи 19, часть 17 статьи 19 и часть 8 статьи 40 Закона о рекламе.
  2. Выдать Местной администрации г.о. Нальчик предписание об аннулировании разрешений, выданных ООО «…», и о выдаче новых разрешений, приведенных в соответствие с частями 9, 17 статьи 19 Закона о рекламе и в соответствие с предметом договоров и дополнительных соглашений, на основании которых выданы разрешения.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9                                                        Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 22.09.2023 г.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны