Протокол, выписка из протокола №145/24 Протокол №007/04/19.5-30/2024 об административном правонаруш... от 19 января 2024 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ №007/04/19.5-30/2024

об административном правонарушении

 

19 января 2024 года                                                                                        г. Нальчик

 

Я, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России, «…» на основании приказа УФАС по КБР от 08.12.2015г. №461 «О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», рассмотрев материалы дела, признала их достаточными для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Центр профессиональной стоматологии «Эстет» (ИНН: ***, ОГРН: ***) (далее –Общество).

Сведения о лице, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении: Общество с ограниченной ответственностью «Центр профессиональной стоматологии «Эстет», ИНН: ***, ОГРН: ***, КПП: ***, адрес юридического лица: ***.  

Событие административного правонарушения и его квалификация:

Актом осмотра от 24 октября 2023 г. сотрудниками Кабардино-Балкарского УФАС России установлен факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России в составе: заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности – «…», главного специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности – «…»; ведущего специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности — «…», зафиксирован факт распространения 24 октября 2023 года в 16 ч. 00 мин. в г. Нальчик, на фасаде здания по адресу ул. «…», возле входа в  клинику «Эстет» на одном баннере рекламы следующего содержания:

«САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ

на панорамный снимок

 4̶0̶0̶р

280 р»,

на другом баннере рекламы следующего содержания:

«ESTET. 8-928-07-**-***. Estet_rentgen.

Рентген лаборатория

•        Компьютерная томограмма

•        Ортопантомограмма

•        Телеренгенограмма

•        Височно-нижнечелюстной сустав».

Также имеются фотографии указанной рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе гласит, что ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Далее, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Одновременно медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н. (далее – Номенклатура). 

Услуги, наименования которых перечислены в рассматриваемой рекламе, содержатся в вышеуказанной Номенклатуре.

Ответственность за нарушение указанных статей Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе дальнейшего анализа указанной рекламы сделан вывод о том, что предполагаемым рекламодателем и рекламораспространителем является Общество с ограниченной ответственностью «Центр профессиональной стоматологии «Эстет» (ИНН:***, ОГРН: ***).

Пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.10.2023 г. местом нахождения Общества с ограниченной ответственностью «Центр профессиональной стоматологии «Эстет» является Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, «...», то есть территория, подведомственная Кабардино-Балкарскому УФАС.

   На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального   закона   от   13.03.2006   N   38-ФЗ  «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации Управлением было возбуждено дело  №007/05/24-900/2023 и назначено к рассмотрению на 15 ч. 00 мин. 20.11.2023 г. по адресу: г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. №4.  

На рассмотрение дела в назначенное время явился представитель Общества «…» по доверенности от 17.07.2023 г.

По словам представителя Общества, рекламные баннеры были вывешены на фасад здания с целью снять фотографии фасада, но не в целях дальнейшего распространения рекламы.

Однако Комиссия считает этот довод необоснованным исходя из критериев оценки рекламы. В соответствии с Законом о рекламе, для отнесения информации к рекламе она должна соответствовать следующим признакам:

•        Информация распространена любым способом, в любой форме, с использованием любых средств,

•        Адресована неопределенному кругу лиц,

•        Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания к нему интереса, продвижение его на рынке.

Рассматриваемая реклама полностью соответствует указанным признакам отнесения информации к рекламе, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым Обществом.

Однако закон не устанавливает какой-то срок, в течение которого должна распространяться информация, чтобы считаться рекламой. Исходя из чего не имеет никакого значения то, сколько времени провисели рекламные баннеры, поскольку рекламная информация в любом случае была доведена до потребителей рекламы.

Кроме того, этот довод отклонен Комиссией в связи с тем, что имеются доказательства того, что рекламные баннеры висят на фасаде здания больше одного дня, а также доказательств их демонтажа представителем Общества не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии признаков нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, так как рассматриваемая реклама может ввести в заблуждение потребителя рекламы в связи с содержанием некорректных сравнений рекламируемых услуг с услугами, реализуемыми другими лицами, а также не сопровождается обязательным предупреждением о наличии противопоказаний к указанным медицинским услугам и необходимости получения консультации специалистов перед их оказанием.  

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

Таким образом, руководствуясь частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия признала ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью «Центр профессиональной стоматологии «Эстет», размещенную на фасаде здания по адресу: КБР, г. Нальчик, «…», возле входа в  клинику «Эстет», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а также решила выдать «Центр профессиональной стоматологии «Эстет» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

         Согласно требованиям выданного предписания от 29.11.2023 г., Обществу надлежало устранить нарушения законодательства о рекламе в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания, после чего представить в Кабардино-Балкарское УФАС России письменные доказательства исполнения предписания    в течение десяти дней с момента исполнения предписания.

         Однако письменные доказательства исполнения предписания в Управление так и не поступили.

         Более того, реклама с признаками нарушения на 27.12.2023 г. все еще распространялась, что зафиксировано актом осмотра по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе от 27.12.2023 г. Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС.

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушения части 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом совершения административного правонарушения является Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. «…».

Временем совершения административного правонарушения является 25.12.2023г. – первый рабочий день, следующий за последним днем времени, отведенного для исполнения предписания и представления письменных доказательств исполнения в Управление.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ, в полномочия антимонопольных органов входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ.

Составление протокола в отношении должностного лица Общества было назначено на 10.01.2024 г., должностное лицо Общества было уведомлено надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении 27.12.2023 г.).

Однако должностное лицо Общества на составление протокола не явилось, ввиду чего Управлением в адрес Общества было направлено повторное уведомление от 10.01.2024 г. №ЗК/29/24 о составлении протокола 19.01.2024 г. в 11 ч. 00 мин., в котором также сообщается, что в случае неявки без уважительной причины в указанный срок, если при этом не будет направлено ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица с вышеуказанными документами, административное производство по части 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ будет возбуждено в отношении юридического лица ООО «Центр профессиональной стоматологии «Эстет».

Указанное уведомление Обществом также получено, однако ни ходатайства, ни каких-либо других документов в адрес Управления не было направлено. На составление протокола явка также не была обеспечена.

На основании изложенного, ввиду того, что Общество о составлении Протокола об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом, считаю возможным назначение административного дела к рассмотрению.

Рассмотрение дела №007/04/19.5-30/2024 об административном правонарушении состоится 1 февраля 2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. №3.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны