Решение б/н создание препятствий доступу на товарный рынок от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

ООтветчик: ООО «Экологистика»

 

Юридический адрес:

361330, КБР, Урванский район,

г.Нарткала, ул. Кабардинская, д.87

 

Почтовый адрес:

360017, КБР, г.Нальчик,

ул. Байсултанова, 10

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 007/01/10-988/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

 

       29 декабря 2020 года                                                                               г.Нальчик

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.12.2020г.

 

В полном объеме решение изготовлено 19.01.32021г.

 

 

Комиссия УФАС России по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

– заместителя руководителя Управления;

 

Членов Комиссии:

 

– начальника отдела Управления;

– главного специалиста-эксперта Управления,

рассмотрев дело № 007/01/10-988/2020 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Экологистика» (361330, КБР, Урванский район, г.Нарткала, ул. Кабардинская, д.87, ОГРН 1170726004426, ИНН 0707019253) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики,  

в присутствии на заседании представителя от ответчика ООО «Экологистика» по доверенности ООО «Экологистика» б/н от 10 ноября 2020 года, по доверенности ООО «Экологистика» от 10 ноября 2020 года, руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии счастью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила № 881).

Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

При этом пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), установлено что региональный оператор осуществляет сбор,  транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.10.2016 №196-ПП (утр. силу в связи с изданием постановления Правительства КБР от 30.06.2020 №138-ПП), территория Кабардино-Балкарской Республики разделена на 3 зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В зону деятельности № 1 входят: городской округ Нальчик, Лескенский муниципальный район, Черекский муниципальный район, Урванский муниципальный район.

В зону деятельности № 2 входят: городской округ Прохладный, Прохладненский муниципальный район, Майский муниципальный район, Терский муниципальный район.

В зону деятельности № 3 входят: городской округ Баксан, Баксанский муниципальный район, Зольский муниципальный район, Эльбрусский муниципальный район, Чегемский муниципальный район. 

Между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ООО «Экологистика» были заключены Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики  области в каждой из трех зон  от 28.04.2018.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отхода и находятся места их накопления.

Учитывая круг потребителей услуг ООО «Экологистика», население и юридические лица в Кабардино-Балкарской Республике в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как ООО «Экологистика» является региональным оператором на  территории  всех трех зон Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, положение ООО «Экологистика» на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами во всех трех зонах Кабардино-Балкарской Республики является доминирующим.

Из конкурсной документации по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики, размещенной Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на сайте torgi.gov.ru, следует, что в 1 зоне деятельности регионального оператора по обращению с отходами Кабардино-Балкарской Республики образуется 46,32% твердых коммунальных отходов (по массе отходов), во 2 зоне деятельности регионального оператора образуется 22,85% твердых коммунальных отходов, в 3 зоне деятельности образуется 30,83% твердых коммунальных отходов  образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 24.8 Закона об отходах установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также  порядок такого согласования.

В силу подпункта «а» пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, в том числе в случае если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 10 Правил № 1133 определяются территории, в отношении которых региональный оператор обязан провести аукцион.

Так, из взаимосвязанного толкования подпункта «а» пункта 3 и подпункта «а» пункта 10 Правил № 1133 следует, что региональный оператор в зоне деятельности которого образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, обязан провести аукцион в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

Следовательно, в силу требований Правил № 1133, ООО «Экологистика» в первой и третьей зонах деятельности было обязано провести торги по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В представленных пояснениях (исх. № 842 от 10.11.2020г.) ООО «Экологистика» сообщило, что общество провело торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 1133 и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)  

Дата публикации извещений и документации электронного аукциона: 15.11.2019г.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 26.11.2019г. 

По итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru УФАС России по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) было выявлено, что ООО «Экологистика» проводилось 6  закупок по 1 зоне деятельности, 3 закупки по 3 зоне деятельности у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание  услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора.

Сведения о самостоятельном осуществлении ООО «Экологистика» транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики в Управление не поступали.

Также в письме указывалось, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 26.11.2019г., по лотам 1 - 9 поступила единственная заявка от ООО «Гарант» (ИНН 0726000716, ОГРН 1090726000650).

Согласно Протоколам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» от 26.11.2019 по лотам 1 – 9 (протоколы опубликованы в Единой информационной системе в сфере закупок 26.11.2019):

- на участие в электронном аукционе по каждому лоту была подана только одна заявка от ООО «Гарант»;

- члены аукционной комиссии признали указанную единственную заявку по каждому лоту соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе;

- аукционная комиссия признала электронный аукцион по каждому лоту несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 66 Закона о контрактной системе – в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в нем.

ООО «Экологистика» заключило 9 договоров по транспортированию твердых коммунальных отходов с ООО «Гарант», подавшим единственную заявку на участие в девяти электронных аукционах. 

ООО «Экологистика» сообщило, что оно после подведения итогов аукциона не должно было проводить  аукционы на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по 1 и 3 зонам деятельности Кабардино-Балкарской Республики.

Рынок транспортирования твердых коммунальных отходов является взаимосвязанным с рынком по обращению с твердыми коммунальными отходами. Наличие у ООО «Экологистика» доминирующего положения на рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит (может привести) к негативным последствиям на связанном рынке по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

ООО «Экологистика» в силу своего статуса регионального оператора, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах своей зоны деятельности, не проводя соответствующие аукционы, злоупотребило своим доминирующим положением, что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на связанном товарном рынке - рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку создало для иных хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, препятствие доступу на товарный рынок - организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территориях 1-ой и 3-ей зонах Кабардино-Балкарской Республики. Установленное пунктом 9 Правил № 1133 требование о выделении в отдельный лот услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора свидетельствует о важности создания условий для развития конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности крупных региональных операторов.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО "Экологистика", выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории 1-ой и 3-ей  зон Кабардино-Балкарской Республики, являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

решила:

 

1. Признать ООО «Экологистика» нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с созданием препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам - организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории 1-ой и 3-ей зон Кабардино-Балкарской Республики.

2. Выдать ООО «Экологистика» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС России по КБР для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                              

 

 

 Члены комиссии                                                                           

  

                                                                                                                

                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны