Аналитический отчет б/н Аналитический отчет по исследованию состояния конкуренции на... от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

I. Общие положения

Анализ рынка проведен в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории Международного аэропорта г. Нальчика, расположенного по адресу: КБР,   г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 195 (далее – аэропорт г. Нальчика), с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на вышеуказанном рынке услуг.

Настоящий анализ рынка проводится в рамках рассмотрения дела №007/01/10/-703/2023.

В качестве нормативно-правовой базы для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке применяется:

- Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Приказ ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке, включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5 Порядка;

и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (пункты 2.1 и 2.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220).

Выбранный временной интервал исследования товарного рынка охватывает промежуток времени с 01.04.2022г. по 28.02.2023г.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

В соответствии с  Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 034-2014 (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) деятельность по предоставлению в аренду помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика соответствует разделу L «Услуги, связанные с недвижимым имуществом», класс: 68 – «Услуги по операциям с недвижимым имуществом», подкласс: 68.2 – «Услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества», группа: 68.20 – «Услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества».

Основной деятельностью ООО «Аэрокомплекс» является осуществление аэропортовых услуг (услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию) воздушных перевозок в аэропортах, т.е. аэропортовая деятельность.

Предоставление пассажирам дополнительных услуг закреплено Отраслевым стандартом ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования.». ООО «Аэрокомплекс» в исследуемый период, оказывал услуги по передаче в аренду помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика.

Предоставление ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромет» площади (помещения) закреплено приказом Минтранса РФ от 03.03.2014 № 60 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов»». ООО «Аэрокомплекс», в исследуемый период, оказывал услуги по передаче в аренду помещений (площадей) на территории международного аэропорта                       г. Нальчик.

Согласно предмету договора аренды нежилого помещения от 13.03.2023 № 74/23, заключенного между ООО «Аэрокомплекс» (Арендодатель) и ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (Арендатор) Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кабардинская 195 за плату.

На основании вышеизложенного анализа продуктовые границы рынка определены как услуга предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара (услуги), осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром (услугой) в одну классификационную группу общероссийских классификаторов ОК 034-2014.

Услуги, входящие в одну классификационную группу и являющиеся взаимозаменяемыми услуге по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества, отсутствуют.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров (услуг) приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

IV. Географические границы товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о регионе, на котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о территории, на которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Аэропорт г. Нальчика – международный аэропорт, расположен в г. Нальчике. Обеспечивает регулярное авиасообщение Кабардино-Балкарской Республики с аэропортами г. Москвы.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно п. 2 Правил о порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий  в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 №599, оператор - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.

Объектами инфраструктуры аэропорта – являются сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (п. 2 Правил о порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественным монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 №599).

ФГБУ «Авиаметелеком Росгидромета» является единственной организацией, которая осуществляет наблюдения за метеорологическими параметрами на аэродроме и посадочной площадке.

ФГБУ «Авиаметелеком Росгидромета» обеспечивает проведение регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды на аэродроме.

Учитывая изложенное, проведение теста гипотетического монополиста в целях определения географических границ не требуется.

На основании вышеизложенного, географические границы товарного рынка определены локальными границами международного аэропорта г. Нальчика, расположенного в г. Нальчике Кабардино-Балкарской Республики.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услуги) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно п. 1 ст. 607 Гражданского Кодекса, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В соответствии со ст. 608 Гражданского Кодекса, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика относится ООО «Аэрокомплекс», на основании свидетельства о праве государственной регистрации 26 003977171 от 31.08.2012г.

Потребителями услуги предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика являются предприятия (арендаторы), чья деятельность ориентирована на обслуживание пассажиров, либо непосредственно связана с обслуживанием пассажиров.

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка услуг предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика определены (идентификация):

Общество с ограниченной ответственностью «Аэрокомплекс» г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, ул. Кабардинская, д. 195, 360024 (ИНН 2636802476).

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным.

Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

При определении объема товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке услуг предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика была использована информация, которая содержится в представленных в материалах дела.

ООО «Аэрокомплекс» является единственным продавцом изучаемой услуги, доля хозяйствующего субъекта составляет 100%.

VI. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для оценки уровня концентрации необходим расчет коэффициента рыночной концентрации необходим расчет коэффициента рыночной концентрации (CR), а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Исходя из показателей рыночной концентрации (CR = 100) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI=10000) рынок услуги предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке;

– высокая степень монополизации рынка.

Барьеры входа на рынок можно признать непреодолимыми, в связи с тем, что нежилые помещения (площади) для предоставления в аренду находятся в собственности у одного хозяйствующего субъекта исследуемого рынка.

Таким образом, вход на товарный рынок, в определенных продуктовых и географических границах, потенциальных участников затруднен.

На основании вышеизложенного сделан вывод, что товарный рынок услуг предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика является высококонцентрированным. Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.

VIII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, такой хозяйствующий субъект не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании вышеизложенного за период с 01.04.2022г. по 28.02.2023г.:

- на рынке услуг предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории международного аэропорта г. Нальчика выявлено доминирующее положение ООО «Аэрокомплекс» с долей более 50%.

IХ. Выводы и рекомендации.

Проведя обзор состояния конкуренции на рынке предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на территории Международного аэропорта г. Нальчика, можно сделать вывод, что данный рынок является рынком высокой концентрации и неразвитой конкуренции, доля наиболее участника рынка - ООО «Аэрокомплекс» составляет 100%.                                                                

 ООО «Аэрокомплекс» является субъектом естественных монополий, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел «Услуги аэропортов».                                                                                           

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта ООО «Аэрокомплекс» на рынке предоставления в аренду нежилых помещений (площадей) на террритории Международного аэропорта г. Нальчика, является доминирующим.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны