Решение №007/07/3-1299/2020 решение от 11 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

№ФЗ223-05-733/2020

 

 

Решение

по делу №007/07/3-1299/2020

16.12.2020г.                                                                                               г.Нальчик

резолютивная часть решения объявлена 11.12.2020г.

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью «Росстройинвест» (далее – заявитель, ООО «Росстройинвест»), общества с ограниченной ответственностью «ЭТП» (далее – оператор электронной площадки), надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы ООО «Росстройинвест» уведомлением №05/5839 от 08.12.2020г., в том числе путем размещения информации о рассмотрении жалобы ООО «Росстройинвест» на официальном сайте Кабардино-Балкарского УФАС России по адресу: www. kbг.fas.gov.гu;

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат» (далее – заказчик, ООО «ЭГРК») рассмотрев жалобу ООО «Росстройинвест» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме №32009693579 «Выполнение подготовительных работ по строительству автомобильной дороги на Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение»             (далее – запрос предложений в электронной форме, запрос предложений,  закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ч.10, 12 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»      (далее – Закон о закупках), ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

Установила:

 

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Росстройинвест» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме.

Согласно жалобе заявителя, при формировании запроса предложений в электронной форме заказчиком допущены нарушения положений Закона о закупках, что вводит участников закупки в заблуждение, в последующем ущемляют права и законные интересы ООО «Росстройинвест» как субъекта предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить торги до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; признать в действиях заказчика нарушения Закона о закупках; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках путем внесения изменений в документацию запроса предложений в электронной форме.

В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО «Росстройинвест», заказчика, оператора электронной площадки об отсутствии необходимости присутствия на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.

10 декабря 2020 года от заказчика поступили письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО «Росстройинвест», согласно которым документация запроса предложений в электронной форме подготовлена в соответствии с требованиями Закона о закупках, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, и нормами Положения о закупке. В соответствии с ч.4 ст.2 Закона о закупках закупочная деятельность заказчика регламентируется Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупке), решением о присоединении к Положению о закупке, принятого от 19 января 2018 года общим собранием участников ООО «ЭГРК», решением о присоединении к изменениям, внесенным в Положение о закупке, принятого Советом директоров от 21 мая 2018 года, 19 июля 2018 года, 14 января 2019 года, 23 мая 2019 года, 17 января 2020 года, 18 сентября 2020 года.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО «Росстройинвест», проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц пришла к следующим выводам.

18.11.2020г.в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован запрос предложений в электронной форме №32009693579 «Выполнение подготовительных работ по строительству автомобильной дороги на Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение» для неограниченного круга лиц путем размещения извещения о проведении запроса предложений в электронной форме и документации запроса предложений в электронной форме с начальной (максимальной) ценой договора – 13 344 344, 40 рублей.

В извещении о проведении запроса предложений в электронной форме предусмотрено: дата начала срока подачи заявок - 18.11.2020г.; дата и время окончания подачи заявок - 09.12.2020г. в 10:00ч.; дата рассмотрения заявок – 11 декабря 2020 года; дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки – 16 декабря 2020 года; срок заключения договора - 20 дней, но не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.

Согласно ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом особенностей, установленных ст.4 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На основании ч.11 ст.3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Исходя из ч.1 ст.1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 Закона о закупках (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (ч.1 ст.2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.3.1 и 3.2 ст.3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона о закупках).

В рамках ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.3.1 и 3.2 ст.3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Ч.8 ст.4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном ст.3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных ст.ст.3.3 и 3.4 Закона о закупках (ч.1 ст.3.2 Закона о закупках).

1.На основании п.1,2 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Исходя из положений ст.ст.309, 721, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

При описании предмета закупки ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания являются допустимыми (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.).

Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг.

В случае, если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг, является правомерным и достаточным, однако государственные стандарты, санитарные правила и иные документы должны быть в действующей редакции.

В п.12 Технического задания документации запроса предложений предусмотрены требования безопасности при производстве работ с соблюдением следующих санитарных норм и правил: СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства;          СНиП 12-01-2004. Организация строительства; СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство; СНиП III-10-75 (СП 82.13330.2011). Правила производства и приемки работ. Благоустройство территории.

Санитарные правила 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства» утратили силу с 25.06.2020г. в связи с изданием Приказа Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр, утвердившего новый Свод правил СП 48.13330.2019.

В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в частности: 1)информационная открытость закупки; 2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг                    (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

2.30 ноября 2020 года участником закупки был подан запрос на разъяснения положений документации запроса предложений в электронного форме.

Согласно п.4.3.3 документации о закупке разъяснение с ответом на запрос, поступивший в сроки, установленные в п.4.3.1, организатор закупки обязуется официально разместить в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления запроса и не позднее, чем за 1 (один) рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Организатор закупки вправе не предоставлять разъяснения по запросам, поступившим с нарушением сроков, установленных в п.4.3.1. В разъяснении указывается предмет запроса без указания лица, направившего такой запрос, а также дата поступления запроса.

24 ноября 2020 года по закупке была подана жалоба в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

03 декабря 2020 года Кабардино-Балкарским УФАС России принята жалоба индивидуального предпринимателя к производству и назначено заседание.

В силу ч.18 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Договор, заключенный с нарушением требования, установленного ч.19 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, является ничтожным (ч.19 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Следовательно, заказчиком не допущены нарушения положений Закона о закупках в части предоставления разъяснений положении документации о закупке в виду приостановления Кабардино-Балкарским УФАС России торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования      (ч.3 ст.3 Закона о закупках).

Верховный Суд РФ отмечает, что полномочия антимонопольного органа ограничены доводами жалобы, поэтому ФАС России не может выходить за их пределы и устанавливать при рассмотрении жалоб иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика. Верховный Суд РФ также указывает, что антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона №135-ФЗ (п.п.17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона №223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018г.).

В соответствии ч.14 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного ч.14.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный ч.14 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (14.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с отсутствием получения дополнительной информации, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия,

 

Решила:

 

1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росстройинвест» обоснованной в части.

2.Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат» нарушения ч.1 ст.2, п.1 и 2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.В связи с тем, что по ранее рассмотренной жалобе индивидуального предпринимателя выдано предписание, предписание об устранении нарушений законодательства о закупках не выдавать.

4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны