Решение №НИ/6342/22 РЕШЕНИЕ № 039/05/5-722/2022 от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 039/05/5-722/2022

 

Резолютивная часть объявлена 20.10.2022                                                                         г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 03.11.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...> – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей заинтересованного лица – ООО «Виктория Балтия»: <...> (по доверенности);

в отсутствие представителей:

заявителя - Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ», уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствии, 

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <...>, уведомленного надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие, 

заинтересованного лица – ООО «Топ-Медиа», уведомленного надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в их отсутствие, 

рассмотрев дело № 039/05/5-722/2022 по признакам нарушения ИП <...> (ИНН <...>, Калининградская область, г. Светлый, ул. Рыбацкая, д. 9) пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступило обращение администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» (далее – Заявитель) (вх. № 4574 от 14.06.2022) по вопросу трансляции в торговых залах магазина «Виктория» (ООО «Виктория Балтия»), расположенного по адресу: 238580, Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Советская, 79, аудиорекламы такси «Комфорт» с признаками нарушения Закона о рекламе.  

15.08.2022 Управлением возбуждено дело № 039/05/5-722/2022 (исх. № НИ/5066/02 от 16.08.2022) по признакам нарушения ИП <...> (ИНН <...>, Калининградская область, г. Светлый, ул. Рыбацкая, д. 9) пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.  

Согласно представленным Заявителем материалам установлено, что в торговых залах магазина «Виктория» (ООО «Виктория Балтия»), расположенного по адресу: 238580, Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Советская, 79, транслируется аудиореклама такси «Комфорт» (ИП <...> ИНН <...>), содержания: «такси Комфорт официальное такси пгт. Янтарного, обеспечиваем комфортные перевозки жителям и гостям города. Такси Комфорт 555 088, 555 088, приятной поездки».   

На заседании Комиссии представитель ИП <...> пояснил, что ИП <...> осуществляет свою деятельность в области перевозки пассажиров легковым автотранспортом, коммерческое название такси «Комфорт». В своей деятельности предприятие руководствуется Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 69 от 21.04.2011), а также распоряжениями Министерства развития инфраструктуры Калининградской области. Автомобили соответствуют всем параметрам, установленным как Федеральным законом, так и местным распоряжениям Министерства инфраструктуры Калининградской области. На официальность осуществления деятельности такси «Комфорт» указывает наличие официального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Калининградской области. Таким образом, по мнению ИП <...>, такси «КОМФОРТ» является официальным такси Калининградской области и, соответственно, каждого населённого пункта Калининградской области, в том числе и пгт. Янтарного. Такие разрешения выданы Министерством развития инфраструктуры Калининградской области (разрешения 6110, 6198, 6216 и другие). Все выданные разрешения имеют статус действующих.

Заинтересованные лица ООО «Виктория Балтия», ООО «Топ-Медиа» также полагают, что трансляция спорной рекламной информации осуществлялась с соблюдением требований Закона о рекламе, в связи с чем считают, производство по делу № 039/05/5-722/2022 подлежит прекращению.

Изучив материалы дела № 039/05/5-722/2022, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.   

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация транслировалась в торговых залах магазина «Виктория», расположенного по адресу: 238580, Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Советская, 79, соответственно адресована неопределенному кругу лиц, поскольку обращена ко всем лицам, посещающим данный магазин, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования - услугам, предоставляемым такси «Комфорт». Поскольку такие сведения не носят персонализированного характера и представляют интерес для неопределенного круга лиц, то, соответственно, являются рекламой.   

Согласно пункту 1.1 договора возмездного оказания услуг № 820 от 01.01.2018, заключенного между ООО «Топ-Медиа» (Заказчик) и ООО «Виктория Балтия» (Исполнитель), Исполнитель обязуется в соответствии с согласованными с Заказчиками Приложениями, составляемыми по форме, закреплённой в Приложении № 1 к Договору, оказывать Заказчику Рекламные и/или Информационные услуги и/или проводить Стимулирующие мероприятия, а также иные согласованные Сторонами услуги, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать Услуги.

Согласно письменным пояснениям ООО «Топ-Медиа» размещение спорного рекламного ролика осуществлялось на основании Дополнительного соглашения № 06 от 22.04.2022. ООО «Топ-Медиа» осуществляет распространение готовой рекламной информации заказчика с помощью собственных технических средств вещания в торговом центре сети «Виктория». В 2020-2021 года заказчиком услуг на размещение аудио-рекламы выступал ИП <...> согласно договору № 0130 от 10.11.2020. В 2022 году состоялось переоформление дополнительного соглашения, заказчиком стало ООО «Колибри-ВС». Вместе с тем, принимая во внимание озвученную представителем ИП <...> на заседании комиссии 12.09.2022 информацию о совместной деятельности, встречных обязательствах и проводимых взаимозачетах между ООО «Колибри-ВС» и ИП <...>, а также руководствуясь разъяснениями ФАС России, рекламодателем спорной рекламной информации является ИП <...>

Представитель ИП <...> на заседании Комиссии подтвердил тот факт, что объект рекламирования был определен его доверителем.

Общие требования к рекламе указаны в статье 5 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. 

В силу пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ № 69 от 21.04.2011 деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Согласно части 9 статьи 9 ФЗ № 69 от 21.04.2011 реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

Таким образом, для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получить соответствующее разрешение.    

В рамках предварительной проверки по обращению (вх. № 4574 от 14.06.2022) Заявителя антимонопольным орган был направлен запрос (исх. № АД/4463/22 от 19.07.2022) в саморегулируемую организацию «Ассоциацию маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (далее – Рекламный совет) с целью получения заключения, подтверждающего наличие, либо отсутствие признаков нарушения Закона о рекламе.

В представленном Рекламным советом заключении сообщено, что большинство экспертов (5 голосов из 7) ответили, что в спорной рекламе такси «КОМФОРТ» признаки нарушения пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не содержатся, при этом 2 эксперта ответили, что признаки указанного нарушения имеются. Вместе с тем, в заключении отражено особое мнение эксперта, на которое также в публикации «Рекламного совета» от 16.08.2022 рекомендовано обратить внимание. Так, в особом мнении эксперта указано следующее: «В разъяснениях ООО «Виктория Балтия» производится сознательное искажение информации о значении слова «официальный», а именно: из двух или трех значений, приводимых в различных толковых словарях, в том числе словарях С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремовой, выбирается одно, условно обосновывающее позицию рекламодателя: «соблюдающий все правила, формальности». Представляется, что и это значение не может оправдать использование слова «официальный» в спорной рекламе: любая служба такси должна получать необходимые разрешения, указание на их наличие не может служить отличительным признаком. Именно в связи с отсутствием содержательности слова «официальный» как отличительного признака значительно более вероятно восприятие указанного слова в ином значении – как «исходящего от правительства или администрации». Именно в этом значении слово «официальный» не только воспринято Заявителем (Письмо от 16.05.2022), но и использовано самим рекламодателем: «На официальность осуществления деятельности такси «Комфорт» указывает тот факт, что мы имеем официальное разрешение на осуществление деятельности…». Рекламодатель подчеркивает, что официальное – это исходящее от органов власти, а далее совершает логическую ошибку отождествляя разрешение на осуществление деятельности с самой деятельностью (официальное – официальная). В общественном сознании особая - «официальная» - поддержка со стороны органов публичной власти обычно воспринимается как преимущество поддерживаемого субъекта. А поскольку служба такси «Комфорт» не имеет особых договоров с органами местного самоуправления, отличающими эту службу от других, спорная реклама может быть квалифицирована как нарушающая пункт 1 части 3 статьи 5 и пункт 9 части 3 статьи 5 Закона о рекламе».

На заседании Комиссии представитель ООО «Виктория Балтия» ходатайствовал о необходимости приобщения к материалам дела публикации «Рекламного совета» от 16.08.2022.

В ходе рассмотрения дела Комиссией направлен запрос (исх. № НИ/5600/22 от 13.09.2022) в Институт гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (далее - БФУ им. И. Канта) с целью получения заключения относительно содержания и восприятия аудиорекламы такси «Комфорт».

Согласно заключению специалиста  от 21.09.2022 № 01/50-2877  доцентом института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта кандидатом филологических наук <...> указано следующее: «В лексических словарях современного русского языка зафиксированы следующие лексические значения лексемы «официальный»:

ОФИЦИАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. поля. ф. Правительственный или должностной. Официальное опровержение. Официальное лицо. 2. Соблюдающий все правила, формальности. Официальное приглашение. О. тон беседы. Официально (наречие) заявить (Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990, с. 483);

ОФИЦИАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. только полн. ф. Установленный правительством, администрацией, должностным лицом и т.п. или исходящий от них. Официальное сообщение. Официальный документ. || Являющийся представителем правительства, администрации и т.п. Официальное лицо. || Свойственный правительственным документам, деловым бумагам.

Официальная терминология. Официальный язык. 2. С соблюдением всех правил, формальностей. Официальное приглашение. || перен. Холодно-вежливый, сдержанный. Официальный тон (Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981—1984, т. 2, с. 726).

В контексте высказывания «такси Комфорт официальное такси пгт. Янтарного, обеспечиваем комфортные перевозки жителям и гостям города. Такси Комфорт 555 088, 555 088, приятной поездки» словоформа «официальное» может быть интерпретирована двояко:

а) «такси Комфорт официальное такси пгт. Янтарного» = такси «Комфорт» является правительственным или должностным, установленный правительством, администрацией, должностным лицом и т.п. перевозчиком и/или представителем правительства, администрации и т.п.;

б) «такси Комфорт официальное такси пгт. Янтарного» = такси «Комфорт» является перевозчиком, осуществляющим деятельность в пгт. Янтарном с соблюдением всех правил и формальностей.

Текст рекламного сообщения построен с учетом подобного двойного толкования. Наличие при словосочетании «официальное такси» зависимой словоформы в родительном падеже «пгт. Янтарного» более характерно для контекстов, в которых реализуется первое, зафиксированное в обоих словарях как основное, значение лексемы «официальный» в синтагме с определяемым словом, ср.: официальное заявление кого-, чего-л., официальное разъяснение кого-, чего-л., официальная позиция кого-, чего-л. и т.п. Вместе с тем в контекстах, в которых подразумевается второе из приведенных значений лексемы «официальный», употребление синтаксической структуры типа «официальный (-ая, -ое) + определяемое слово + зависимая словоформа в Р.п.» также не исключено, ср.: официальный тон кого-, чего-л., официальная деятельность кого-, чего- л. и т.п. В связи с этим толкование и понимание данного высказывания адресатом (реципиентом, слушателем рекламного аудиосообщения) имеет вероятностный характер и зависит от его прагматических установок».

Как полагает ООО «Виктория Балтия» заключение, подготовленное доцентом института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта кандидатом филологических наук <...>, не может быть принято Комиссией в качестве надлежащего доказательства по делу № 039/05/5-722/2022, поскольку оно составлено с нарушением установленных требований.  

20.10.2022 на заседании Комиссии представитель ООО «Виктория Балтия» ходатайствовал об отложении рассмотрения дела до ознакомления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе с заключением специалиста БФУ им. И. Канта.

Рассмотрев данное ходатайство, Комиссией принято решение об отказе в его удовлетворении, поскольку 20.10.2022 от ИП <...> поступило заявление (вх. № 8141-ЭП/22) с просьбой рассмотреть дело № 039/05/5-722/2022 в его отсутствие, поскольку он находится в отпуске за пределами Калининградской области.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 9 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.   

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем данной рекламы является ИП <...> (ИНН <...>, Калининградская область, г. Светлый, ул. Рыбацкая, д. 9).

Комиссия, изучив имеющиеся материалы, рассмотрев обстоятельства дела, отмечает, что значение слова «официальный» в различных толковых словарях трактуется по-разному, что также указано в заключении Рекламного совета. Согласно позиции специалиста БФУ им. И. Канта указано, что в контексте спорной рекламной информации значение слова «официальное» может быть интерпретировано двояко слушателем рекламного аудиосообщения, имеет вероятностный характер и зависит от его прагматических установок.

Вместе с тем, Комиссия, учитывая следующие обстоятельства:

- слово «официальный» имеет, в том числе, значение «установленный правительством, администрацией, должностным лицом и т.п. или исходящий от них»,

- любая служба такси должна получать в установленном порядке необходимые разрешения Министерства развития инфраструктуры Калининградской области на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Калининградской области, официальным является само разрешение на осуществление деятельности, которое выдается Министерством инфраструктуры Калининградской области и имеется у ИП <...> (разрешения 6110, 6198, 6216 и другие), указание на наличие такого разрешения не может служить отличительным признаком оказываемых ИП <...> услуг перевозки пассажиров и багажа,

- из заявления администрация муниципального образования «Янтарный городской округ» следует, что упоминаемая в рекламе информация о том, что такси «Комфорт» является официальным такси пгт Янтарного не соответствует действительности, является дезинформацией, из чего следует, что слово «официальный» в спорной рекламе воспринято Заявителем в значении – как «исходящий от администрации»,

- служба такси «Комфорт» не имеет особых договоров с органом местного самоуправления – Администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ»,

- указание в рекламе, что такси «Комфорт» является официальным такси именно пгт Янтарного, при том, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси распространяется на всю Калининградскую область и ИП <...> осуществляет деятельности не исключительно в пределах пгт Янтарный,

- позицию, отраженную в заключению специалиста от 21.09.2022 № 01/50-2877  доцента института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта кандидата филологических наук <...>,

 - учитывая наличие особого мнения, содержащегося в ответе саморегулируемой организации «Ассоциацию маркетинговой индустрии «Рекламный Совет»,

Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в действиях ИП <...> (ИНН <...>) при определении содержания аудиорекламы такси «Комфорт», транслируемой в торговых залах магазина «Виктория» (ООО «Виктория Балтия»), расположенного по адресу: 238580, Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Советская, 79: «такси Комфорт официальное такси пгт. Янтарного, обеспечиваем комфортные перевозки жителям и гостям города. Такси Комфорт 555 088, 555 088, приятной поездки».   

При этом, факт нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в действиях ИП <...> (ИНН <...>) по результатам рассмотрения дела Комиссией не установлен.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Виктория Балтия» пояснил, что спорная реклама в настоящий момент не размещается.

Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, Комиссией Калининградского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее – Правила), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ИП <...> (ИНН <...>, Калининградская область, г. Светлый, ул. Рыбацкая, д. 9) нарушившим пункт 9 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 

2. Предписание не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                               <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                          <...>

 

 

                                                                                                                                  <...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Калининградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны