Решение (комиссия) №ИБ/1950/23 Решение от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


ИП Степин Александр Васильевич 109125, г. Москва, Саратовский 1-й проезд, д.9 корп.2 кв.4 stepin.a.1983@gmail.com ООО "РТС-тендер" 121151, г. Москва, набережная Т. Шевченко, 23А, этаж 25, пом. 1 ko@rts-tender.ru; info@rts-tender.ru Муниципальное автономное учреждение культуры городского округа «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота» 236004, г. Калининград, ул. Дзержинского, д. 30 fvglavbuh@mail.ru; fvmuseum@klgd.ru





РЕШЕНИЕ





26 апреля 2023 года № 039/07/3-293/2023 г. Калининград





Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:


ведущий заседание Комиссии:

И.С. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;


члены Комиссии:


А.Г. Киселева




В.В. Погодин


начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;


заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;




при участии представителей:






заказчика

МАУ культуры ГО «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота»


заявителя
ИП Степин А.В.


А.Ю. Тарасевич






А.В. Степин



по доверенности;






личное участие;

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 2861-ЭП/23 от 12.04.2023) индивидуального предпринимателя Степина Александра Васильевича
(ИНН 772208898976, ОГРНИП 315774600011229; далее – ИП Степин А.В., предприниматель, Заявитель) на действия заказчика – Муниципального автономного учреждения культуры городского округа «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота» (ИНН 3907061667, ОГРН 1073906033838; далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на приобретение и монтаж стационарного сценического комплекса (извещение № 32312242736 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/;
далее соответственно – запрос котировок, закупка, ЕИС),


УСТАНОВИЛА:


Заявитель не согласен с содержащимся в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства,
№ 32312242736 от 07.04.2023 (далее – протокол от 07.04.2023) решением комиссии Заказчика об отклонении заявки предпринимателя на участие в запросе котировок.

ИП Степин А.В. указал, что он не является иностранным агентом, соответствующие сведения в реестр иностранных агентов не включены, и по этому основанию предприниматель имеет право быть участником закупки.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить протокол
от 07.04.2023 и выдать Заказчику предписание о проведении повторной процедуры рассмотрения заявок на участие в закупке. Более подробно позиция предпринимателя изложена в жалобе (вх. № 2861-ЭП/23 от 12.04.2023).


Заказчик считает, что при проведении запроса котировок им не нарушены положения статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на приобретение и монтаж стационарного сценического комплекса (утверждено в 2023 году директором Муниципального автономного учреждения культуры городского округа «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота»; далее – Извещение).

Заказчик указал, что в нарушение подпункта 8 пункта 15 Информационной карты (является неотъемлемой частью Извещения) ИП Степин А.В. в своей заявке на участие в закупке (декларации) не указал сведения об отсутствии участника закупки в реестре иностранных агентов, путем указания адреса официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России), на котором размещён реестр иностранных агентов - www.minjust.gov.ru, либо путём указания страницы официального сайта Минюста России, на которой размещён реестр иностранных агентов - https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/942/. По этой причине заявка предпринимателя была правомерно (по мнению Заказчика) отклонена, что отражено в протоколе от 07.04.2023.

В письменных возражениях на жалобу (абз. 5 на стр. 4, вх. № 3075/23
от 19.04.2023) Заказчик указал, что другие участники закупки в соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках указали в представленных ими декларациях адрес сайта и страниц сайта Единого государственного реестра иностранных агентов, ведение которого осуществляет Минюст России.

В этой связи, Заказчик просит признать жалобу необоснованной. Подробно его позиция изложена в письменных возражениях (вх. № 3075/23 от 19.04.2023).



Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией установлено, что Извещение № 32312242736 о проведении запроса котировок 30.03.2023 опубликовано Заказчиком в ЕИС и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер». Запрос котировок проводится в соответствии с положениями Закона о закупках.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 170 000 рублей.

Предметом закупки является приобретение и монтаж стационарного сценического комплекса.

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке в электронной форме
– 30.03.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени) – 06.04.2023 в 11 час. 00 мин.

Дата подведения итогов – 07.04.2023.

В соответствии с оспариваемым протоколом от 07.04.2023, на участие в запросе котировок заявку подал ИП Степин А.В., а также общества с ограниченной ответственностью «Техпроект», «Про Концерт» и «Современные технологии ПСК».

Согласно указанному протоколу, по результатам рассмотрения и оценки все 4 заявки на участие в запросе котировок отклонены комиссией Заказчика; на основании пункта 22.41 Положения о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения культуры городского округа «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота» (утверждено протоколом наблюдательного совета Заказчика от 14.03.2023
№ 14-03/2023; далее – Положение о закупке) закупка признана несостоявшейся.

На основании пункта 22.43 Положения о закупке в случае, если запрос котировок признается несостоявшимся по причине того, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок комиссией отклонены все поданные заявки на участие в таком запросе, Заказчик вправе осуществить одно из следующих действий: 1) провести новую конкурентную закупку, 2) заключить договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с подпунктом 10 пункта 7.1 Положения о закупке.

В соответствии с протоколом от 07.04.2023, заявка ИП Степина А.В. отклонена комиссией Заказчика с указанием на то, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 15 Извещения, подпунктом «е» пункта 9 части 19.1, частью 19.8 статьи 3.4 Закона о закупках, участник обязан указать в декларации, подтверждающей на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и сформированной с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, адрес сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в которых содержится информация о соответствии участника закупки установленным требованиям, содержащаяся в государственном реестре, а именно: сведения об отсутствии участника закупки в реестре иностранных агентов должны быть подтверждены в указанной декларации либо путём указания адреса официального сайта Минюста России, на котором размещён реестр иностранных агентов, - www.minjust.gov.ru, либо путём указания страницы официального сайта Минюста России, на которой размещён реестр иностранных агентов, - https://miniust.£;ov.ru/ru/activitv/directions/942/.

Причиной отклонения заявки ИП Степина А.В. явилась позиция комиссии Заказчика о том, что в нарушение требований Закона о закупках и Извещения предприниматель не указал сведения об адресе сайта или страницы сайта в декларации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

По аналогичным основаниям комиссия Заказчика отклонила заявку общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии ПСК».

Заявки обществ с ограниченной ответственностью «Техпроект» и «Про Концерт» комиссия Заказчика отклонила по иным основаниям.

Заявитель не согласился с решением комиссии Заказчика об отклонении заявки ИП Степина А.В. и обратился в Калининградское УФАС России с рассматриваемой жалобой.

Жалоба поступила в установленные частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сроки и содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки (пункт 1); равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2); целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика
(пункт 3); отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 24.06.2009 № 11-П отмечено, что исходя из положений Конституции Российской Федерации в их системной связи (статьи 2, 8, 17, 18, 34, 45) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В этой связи должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 2 Закона о закупках (части 1 и 2) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Утвержденное протоколом наблюдательного совета Заказчика от 14.03.2023
№ 14-03/2023 Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

Согласно пункту 1.3 Положения о закупке, при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области, настоящим Положением о закупке, а также заключенным соглашением о передаче заказчиком отдельных полномочий по организации и проведению конкурентных закупок товаров, работ, услуг уполномоченному органу.

В силу пункта 6.4 Положения о закупке, закупка путем проведения аукциона или путем проведения запроса котировок может осуществляться в случае, если цена договора является единственным критерием определения поставщика (исполнителя, подрядчика), так как для товара (работы, услуги) существуют функционирующий рынок, а также возможность сформулировать подробное и точное описание предмета закупки, и заказчик планирует заключить договор с участником закупки, предложившим наилучшее ценовое предложение.

Запрос котировок может осуществляться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 000 000 рублей. Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, может осуществляться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 7 000 000 рублей.

Подпунктами 1 и 11 пункта 11.1 Положения о закупке установлено, что у участникам закупки (за исключением участников закупки товаров, работ, услуг, участниками которой являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства) предъявляются в том числе следующие обязательные требования: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (подпункт 1); участником закупки не может быть юридическое лицо либо физическое лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом
от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Согласно пункту 11.1.1 Положения о закупке, к участникам закупок товаров, работ, услуг, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, устанавливаются требования, предусмотренные пунктом 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

В силу пункта 11.1.2 Положения о закупке участником закупки не может быть юридическое лицо либо физическое лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Законом № 255-ФЗ.

На основании пунктов 22.28 и 22.29 Положения о закупке, под запросом котировок в электронной форме (запрос котировок) понимается форма торгов, обеспечиваемая на электронной площадке ее оператором. Победителем запроса котировок признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора либо цену единицы (сумму цен единиц) товара, работы, услуги. Запрос котировок в электронной форме состоит из одного этапа, включающего рассмотрение и оценку таких заявок. По результатам указанного этапа составляется протокол.

Пунктом 22.37 Положения о закупке установлено, что победителем запроса котировок признается участник, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги либо цена единицы (сумма цен единиц) товара, работы, услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Комиссия обращает внимание, что Закон о закупках не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положение о закупке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Необходимо учитывать, что согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года
№ 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ
«О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Указанной норме Закона о закупках корреспондируют положения
Закона № 255-ФЗ, согласно части 11 статьи 11 которого иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также принимать участие в отборе исполнителей услуг в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года
№ 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Таким образом, законодателем исключена возможность участия иностранного агента в закупках, проводимых в том числе по Закону о закупках.

При этом согласно подпункту «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

- декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

Частью 19.8 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что декларация, предусмотренная пунктом 9 части 19.1 настоящей статьи, представляется в составе заявки участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Оператор электронной площадки обеспечивает участнику конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в части 19.1 настоящей статьи, посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в случае их представления данному оператору при аккредитации на электронной площадке в соответствии с частью 18 настоящей статьи.

Применительно к приведенным нормам статьи 3.4 Закона о закупках Комиссия отмечает, что согласно подпункту 8 пункта 15 Информационной карты (краткая информация о предмете запроса котировок в электронной форме и условиях исполнения договора), являющейся разделом № 1 Извещения (далее - Информационная карта), одним из обязательных требований к участникам запроса котировок в электронной форме является «соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, указанным в извещении (документации) о конкурентной закупке, требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки:

- участник закупки, являющийся иностранным агентом, не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках (часть 11 статьи 11 Закона № 255-ФЗ, часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В связи с этим сведения об участнике закупки должны отсутствовать в реестре иностранных агентов, который является общедоступным государственным реестром, размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 9 части 19.1, частью 19.8 статьи 3.4 Закона о закупках при проведении конкурентной закупки, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, участник обязан указать в декларации, подтверждающей на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и сформированной с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, адрес сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в которых содержится информация о соответствии участника закупки установленным требованиям, содержащаяся в государственном реестре, а именно: сведения об отсутствии участника закупки в реестре иностранных агентов должны быть подтверждены в указанной декларации либо путём указания адреса официального сайта Минюста России, на котором размещён реестр иностранных агентов, - www.minjust.gov.ru, либо путём указания страницы официального сайта Минюста России, на которой размещён реестр иностранных агентов, - https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/942/».

Следовательно, в Извещении Заказчик самостоятельно указал адрес официального сайта Минюста России, на котором размещён реестр иностранных агентов. При этом Заказчик предоставил участникам закупки, в том числе потенциальным, три различных альтернативных способа предоставления (декларирования) вышеуказанной информации.

В свою очередь, согласно пункту 5 Информационной карты, для участия в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, участник закупки подает заявку на участие в таком запросе котировок оператору электронной площадки в срок и по форме, которые установлены извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

В разделе № 3 Извещения «Формы документов и информация для предоставления в составе заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (документы, предоставляемые в подтверждение соответствия требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме) Заказчик самостоятельно разработал и указал Форму № 1 «Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме на приобретение и монтаж стационарного сценического комплекса» (далее – Форма № 1).

Согласно разделу 2 Формы № 1 «Настоящей заявкой участник подтверждает (декларирует), что на дату подачи заявки на участие в запросе котировок участник закупки соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 9 части 19.1. статьи 3.4. Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе:

- соответствие участника запроса котировок в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в извещении (документации) требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки:».

Комиссией установлено, что заявка на участие в запросе котировок подготовлена, подписана, скреплена печатью ИП Степина А.В. и направлена в полном соответствии с разработанной Заказчиком Формой № 1.

В частности, в разделе 2 заявки Заявитель прямо указал следующее: «Настоящей заявкой участник подтверждает (декларирует), что на дату подачи заявки на участие в запросе котировок участник закупки соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 9 части 19.1. статьи 3.4. Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе:

- соответствие участника запроса котировок в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в извещении (документации) требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки:».

Комиссия приходит к выводу, что вопреки позиции Заказчика, ИП Степин А.В. в своей заявке (декларации) подтвердил на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства свое соответствие указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (реестр иностранных агентов на официальном интернет-сайте Минюста России).

Как отмечено выше, в Извещении Заказчик самостоятельно указал адрес официального сайта Минюста России, на котором размещён реестр иностранных агентов. При этом доступ к этому реестру является постоянным, свободным и ничем не ограничен.

В ходе заседания Комиссии Заявитель пояснил достоверность содержащихся в заявке (декларации) сведений, их актуальность. Указал, что
ИП Степин А.В. не включен в реестр иностранных агентов.

Факт отсутствия Заявителя в реестре иностранных агентов Заказчиком не оспаривается и подтверждается.

В соответствии с информацией, полученной антимонопольным органом от оператора ЭТП – общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (вх. № 3250-ЭП/23 от 25.04.2023) в ответ на запрос, на электронной торговой площадке «РТС-тендер» в секции «Закупки по 223-ФЗ» отсутствует функционал, позволяющий участникам автоматически сформировать декларацию об отсутствии участника закупки в реестре иностранных агентов с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Вместе с тем, оператором электронной торговой площадки «РТС-тендер» обеспечена возможность включения участниками в состав заявки всех документов, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Для подачи заявки на участие в закупке участнику необходимо заполнить электронную форму заявки и прикрепить к электронной форме заявки документы, предусмотренные извещением и закупочной документацией. Таким образом, участники закупки 32312242736 имели возможность включить в состав заявки все необходимые документы, в том числе декларацию об отсутствии участника закупки в реестре иностранных агентов.

Из представленных документов следует, что указанная декларация представлена Заявителем в составе своей заявки.

Следовательно, ИП Степин А.В. не ограничен в возможности участия в закупках, проводимых в соответствии с Законом о закупках, в том числе и в рассматриваемом запросе котировок. Его заявка на участие в закупке соответствовала всем предъявленным Заказчиком требованиям, а значит, не могла быть отклонена комиссией Заказчика, что отражено в протоколе от 07.04.2023.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении при проведении запроса котировок одного из фундаментальных принципов Закона о закупках – равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Комиссией Заказчика нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Жалоба Заявителя являтся обоснованной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных Комиссией обстоятельств, Заказчику следует выдать предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.



В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Степина Александра Васильевича (ИНН 772208898976, ОГРНИП 315774600011229) обоснованной.

  2. Признать комиссию заказчика – Муниципального автономного учреждения культуры городского округа «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота» (ИНН 3907061667, ОГРН 1073906033838) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать заказчику – Муниципальному автономному учреждению культуры городского округа «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота»
    (ИНН 3907061667, ОГРН 1073906033838) предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации, к административной ответственности.




Председатель комиссии



И.С. Болтенко






Члены комиссии:





А.Г. Киселева








В.В. Погодин








Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.






Исп.Погодин В.В.

тел. 53-72-04


2023-2066


Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7725772938, ОГРН 1127747094298
ИП Степин Александр Васильевич
ИНН 772208898976, ОГРН 315774600011229
Муниципальное автономное учреждение культуры городского округа «Город Калининград» «Музей «Фридландские ворота»
ИНН 3907061667, ОГРН 1073906033838