Постановление №039/04/9.21-521/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 18 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«21» июня 2021 года

№ 039/04/9.21-511/2021

г. Калининград

Резолютивная часть объявлена «18» июня 2021 года

В полном объёме постановление изготовлено «21» июня 2021 года

Место рассмотрения: г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области;

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, Калининградское УФАС России), рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-511/2021, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

 

Акционерного общества «Янтарьэнерго»

(236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

при участии

от лица, привлекаемого к административной ответственности: В по доверенности № 293-20 от 01.01.2021,

от потерпевшего: Л по доверенности от 07.04.2021,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступила жалоба ООО «Торговый Дом «Сельма» (далее – Заявитель) на невыполнение Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (далее – Общество, АО «Янтарьэнерго», сетевая организация) условий Договора № 5292/10/20 от 09.10.2020 (далее – Договор) об осуществлении технологического присоединения необходимого для электроснабжения индивидуального жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Калининградская область, ………… (кадастр. № ………….), с являющимися неотъемлемой частью техническими условиями № Z-5292/20.

Пунктом 6 вышеназванного Договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества – 09.10.2020, дата окончания – 09.04.2021.

Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.05.2021 № 039/04/9.21-511/2021 сторонам либо их представителям (защитникам) с надлежащим образом оформленными полномочиями надлежало явиться 03.06.2021 в 15 часов 30 минут в Управление для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

03.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 03.06.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 18.06.2021 в 11 часов 00 минут.

Защитник вину привлекаемого к ответственности лица в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ правонарушения не признала. Полагает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, кроме того указывает, что Общество и Заявитель продлили срок выполнения мероприятий дополнительным соглашением от 27.05.2021. Подробная позиция изложена в объяснениях по делу об административном правонарушении от 18.06.2021, которые представлены в ходе рассмотрения дела.

Защитник потерпевшего, Л., доводы жалобы поддержал, считает, что Обществом нарушен срок по Договору технологического присоединения.

Заслушав защитника привлекаемого к ответственности лица, Л., изучив протокол об административном правонарушении, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил № 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности не может превышать 6 (шесть) месяцев.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

09.10.2020 АО «Янтарьэнерго» и Заявитель заключили Договор № 5292/10/20, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-5292/20. Оплата за технологическое присоединение произведена Заявителем своевременно в объеме 45%, как предусматривал пункт 12 Договора, о чем свидетельствуют платежное поручение № 346 от 09.10.2020 и платежное поручение № 355 от 23.12.2020.

Из материалов дела следует, что Заявитель уведомлял сетевую организацию о выполнении технических условий со своей стороны.

22.01.2021 письмом № ЯЭ/38/21/ПА АО «Янтарьэнерго» сообщило Заявителю, что его проектная документация не может быть согласована ввиду невыполнения АО «Янтарьэнерго» обязательств по п. 10 ТУ № Z-5292/20 в полном объеме.

18.06.2021 при рассмотрении дела защитник Общества представила письменные пояснения по делу об административном правонарушении № 039/04/9.21-511/2021, в которых отражено, что в целях исполнения обязательств Обществом было разработано и утверждено техническое задание, издано распоряжение о выполнении строительно-монтажных работ силами филиала АО «Янтарьэнерго, однако подтверждающих документов в материалы дела не представлено.

Соответственно, не представляется возможным установит какие меры были приняты со стороны сетевой организации по исполнению Договора с Заявителем.

На момент рассмотрения дела технологическое присоединение не осуществлено.

Установленный Правилами № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2017 по делу № А52-4243/2016).

Отклонению подлежит довод об отсутствии состава правонарушения в связи с заключением дополнительного соглашения в силу следующего.

Договор технологического присоединения, будучи публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный пунктом 16 Правил № 861. Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед потребителем услуги.

Дополнительными соглашениями в договор не могут быть внесены изменения, влекущие нарушение прав заявителей на своевременное технологическое подключение их энергопринимающих устройств к объектам сетевого хозяйства сетевой организации.

Дополнительное соглашение к Договору не предусмотрено Правилами № 861 и не снимает обязанности с сетевой организации выполнять требования, установленные указанными Правилами (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа по делам №№ А52-29/2018, А56-41002/2019).

Правила № 861 отдельно не указывают на возможность продления установленных сроков технологического присоединения и императивно устанавливают срок исполнения мероприятий – не более 6 месяцев с даты заключения договора.

Кроме того, событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.21 КоАП РФ, наступило 10.04.2021, а изменения № 1 в условия типового договора № 5292/10/20 внесены 27.05.2021.

В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 указано, что на сетевую организацию в соответствии с Правилами технологического присоединения, возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

Исходя из системного толкования положений пунктов 15, 16.1, 18, 25(1) Правил № 861, определение мероприятий в целях осуществления технологического присоединения объекта, в том числе определение точки присоединения является исключительной прерогативой сетевой организации, так как только сетевая организация имеет в своем штате специалистов, способных оценить схемно-режимную обстановку в каждом конкретном энергорайоне. Только сетевая организация, владеющая распределительными сетями, может определить их техническое состояние, степень загруженности и изношенности, дать заключение о наличии/отсутствии возможности, целесообразности/нецелесообразности осуществления технологического присоединения объектов заявителей к тому или иному объекту электросетевого хозяйства (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу № А21-15482/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.11.2017 по делу № А32-20626/2016).

Вместе с этих доказательств отсутствия возможности выполнить мероприятия по Договору и подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные Правилам № 861 сроки, в материалы дела не представлено.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Согласно пункту 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго», к основным видам деятельности Общества помимо оказания услуг по передаче электрической энергии относятся услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-511/2021 Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил № 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу и исполненных Обществом № 039/04/9.21-10/2019 от 04.02.2019 (исполнено 05.09.2019), № 039/04/9.21-50/2019 от 21.02.2019 (исполнено 06.09.2019), № 039/04/9.21-222/2019 от 06.05.2019 (исполнено 17.09.2019), № 039/04/9.21-81/2019 от 13.03.2019 (исполнено 20.09.2019), № 039/04/9.21-192/2019 от 26.04.2019 (исполнено 05.12.2019), № 039/04/9.21-217/2019 от 06.05.2019 (исполнено 05.12.2019), № 039/04/9.21-683/2019 от 25.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-616/2019 от 10.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-140/2019 от 19.04.2019 (исполнено 30.12.2019), № 039/04/9.21-405/2019 от 04.07.2019 (исполнено 10.02.2020), № 039/04/9.21-639/2019 от 19.09.2019 (исполнено 11.03.2020).

Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пункта 16 Правил № 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам №№ А21-15833/2019, А21-15836/2019, А21-16093/2019, А21-16139/2019, А21-690/2020, А21-1452/2020, А21-1453/2020, А21-2809/2020, А21-2810/2020, А21-4571/2020, А21-4858/2020, А21-5893/2020, А21-7355/2020, А21-7863/2020.

Таким образом, в действиях АО «Янтарьэнерго», выразившихся в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленных пунктом 16 Правил № 861, установлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Калининградская область, ………….. (кадастр. № …………………..).

Время совершения административного правонарушения: 10.04.2021.

Исключительных обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

При назначении наказания также учитывается неоднократность совершения АО «Янтарьэнерго» нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ и систематическое совершение однородных правонарушений, что свидетельствует о том, что назначение административного наказания в виде штрафа не достигает целей предупреждения совершения новых правонарушений, вследствие чего правонарушение не может быть признано малозначительным. Иное противоречило бы одному из важнейших принципов законодательства – неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к Закону и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

признать АО «Янтарьэнерго» виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.

Временно исполняющий

обязанности руководителя

 

 

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Документы, подтверждающие оплату штрафа необходимо представить нарочно, посредством почтовой связи, факсом или по электронной почте по адресу: to39@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений о своевременной оплате штрафа, Калининградское УФАС России будет обязано передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.

 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832