Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АМЗ-41/2009 по признакам нарушения ФГУ «Ка... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

27 июля 2009 года                               № АМЗ-41/2009                                  г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2009 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 27 июля 2009 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

Соколовой И.П. – руководителя Калининградского УФАС России,

членов Комиссии:

Лысенко М.Б. - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Васейко Д.Е. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Хамдамова Д.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

в присутствии представителей по доверенности:

ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» - Попова В.В., Кушнаревой О.В.,

рассмотрев дело № АМЗ-41/2009 по признакам нарушения ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» (236038, г. Калининград, ул. Танковая, д.15) (далее - Лаборатория) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС России по Калининградской области поступило заявление предпринимателей Суркова А. Г. и Лукьянова Е.П. (далее — Предприниматели) (вх.№2521 от 11.07.08) о  нарушении совместными действиями  Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору  по Калининградской области (далее – Управление) и Лаборатории антимонопольного законодательства.

Предприниматели заявили, что Лаборатория утвердила высокие ставки за проведение исследований продукции и транспортировку проб в лабораторию, а Управление заставляет хозяйствующих субъектов осуществлять ежегодную перерегистрацию, при этом для регистрации обязательным является наличие договоров  на оказание услуг с ФГУ КОВЛ. Кроме того, деньги фактически взимаются со счетов предпринимателей, которые оплачивают услуги Лаборатории, хотя при этом действуют не по своему  волеизъявлению, а по указанию инспектора Управления, что свидетельствует о навязывании платных услуг. По мнению предпринимателей, подобные согласованные действия Управления и  Лаборатории устанавливают дополнительные барьеры хозяйствующим субъектам и нарушают антимонопольное законодательство РФ.

Кроме того, в Калининградское УФАС России поступило также заявление ООО «Ветторг» (далее — Заявитель) (вх.5846 от 15.12.08), в котором изложена  информация, аналогичная поступившей ранее от Предпринимателей.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», одним из принципов защиты прав юридических лиц является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. Исключение также составляют случаи, когда в ходе конкретного исследования выявлена некачественность и опасность ввозимого сырья, что позволяет применять к данной ситуации норму п.4 ст. 25 ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Лаборатория в нарушение данного Закона взимала оплату с организаций и индивидуальных предпринимателей за проведение лабораторных исследований проб продукции, отобранных Управлением Россельхознадзора по Калининградской области при осуществлении им государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

Заявитель  занимается ввозом и дальнейшей переработкой импортного мясного сырья. Ежегодно он обязан получать ветеринарное удостоверение, которое не выдается без заключения договора с Лабораторией. При поступлении сырья на таможенный терминал и отборе проб, госветинспектор требует от Заявителя наличие договора на проведение лабораторных испытания с Лабораторией, т. к. результаты экспертиз других лабораторий не принимаются Управлением. При этом, все действия Лаборатории по отбору проб, их транспортировке и проведению исследования осуществляются в платном порядке.

Калининградским УФАС России 09.09.2008 г. было возбуждено дело № 40 по признакам нарушения Управлением и Лабораторией статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон).  В результате рассмотрения дела было принято решение передать материалы дела № 40 в отдел антимонопольного контроля Калининградского УФАС для дополнительной проверки наличия в действиях Лаборатории, как самостоятельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, признаков нарушений статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Управления ФАС по Калининградской области № 130 от 14.05.2009 г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № АМЗ-41/2009 по признакам нарушения ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

1. Существо дела, изложенное в заявлении Предпринимателей.

Управление совместно с подконтрольной ей Лабораторией создали на территории Калининградской области систему незаконного взимания денег за услуги, которые обязаны оказываться за счет государства в рамках проведения государственного контроля импортной продукции при ее ввозе на территорию РФ.

Так, к сфере обязанностей Управления относятся мероприятия по государственному контролю за безопасностью продукции, поступающей по импорту. Такой контроль проводится в форме мониторинговых исследований государственными ветеринарными лабораториями.

Для проведения мониторинговых исследований определены 4 лаборатории, в которые должны направляться импортные продукты для проведения анализов:

Московская;

Ленинградская;

Краснодарская;

Калининградская (ФГУ «КОВЛ»).

Отбор проб ввозимого сырья, направляемых на мониторинговые исследования, проводится инспекторами Управления, пробы направляются в Лабораторию без какого-либо согласия на это со стороны предпринимателей. При этом, в качестве основания направления сырья на анализы указывается, что они проводятся в рамках мониторинговых исследований.

В свою очередь, руководство Лабораторией принуждает предпринимателей заключать с Лабораторией договор на оказание услуг. В соответствии с этим договором предприниматель обязуется оплатить Лаборатории услуги по проведению анализов ввозимого сырья. Кроме того, Лабораторией утверждены ставки за проведение исследований и за транспортировку проб в лабораторию.

Таким образом, согласованные действия Управления и Лаборатории по навязыванию платных услуг устанавливают дополнительные барьеры хозяйствующим субъектам при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушают ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», противоречат Федеральному закону № 134-ФЗ от 08-08-01 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и постановлению Правительства РФ № 898 от 06-08-08 «Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг».

2. Существо дела в изложении ООО «Ветторг» (Заявителя).

ООО «Ветторг» занимается регулярным ввозом импортного мясного сырья на территорию Российской Федерации, последующей его переработкой и реализацией, и ежегодно обязан получать ветеринарное удостоверение, которое не выдается без заключения договора с лабораторией.  

При поступлении груза на таможенный терминал при ввозе продукции на территорию Российской Федерации уполномоченные лица Россельхознадзора, вне зависимости от обращения собственника груза, отбирают  пробы ввозимого сырья, опечатывают их и направляют в Лабораторию. При этом, инспектор проверяет наличие  у Заявителя договора на проведение лабораторных испытаний с Лабораторией, т.к. результаты экспертиз других лабораторий не принимаются Управлением.

В такой ситуации Заявитель вынужден заключить договор с Лабораторией, с целью обеспечения экономических интересов предприятия и исключения случаев простоя и порчи ввозимого груза.

Письменные результаты проведенных исследований ввозимого груза  может получить в Управлении только после оплаты счета, выставленного Лабораторией.

Каких-либо письменных предложений, указаний о необходимости заключения договоров с Лабораторией, порядке ветеринарного исследования ввозимого груза, Заявитель не получал. О существующем порядке проверки и оплаты ввозимого груза знает со слов представителей Управления и Лаборатории. За последние несколько лет имелся только один случай ввоза Заявителем груза, не соответствующего санитарным критериям, 9 ноября 2007 года.

В 2008 году в адрес Заявителя поступило 28 партий сырья животного происхождения. Каждая партия была подвергнута лабораторным исследованиям в Лаборатории.  

3.Существо дела в изложении Лаборатории.

Взаимоотношения между лицами, направляющими свои пробы на исследования, и Лабораторией  подпадают под действие Гражданского кодекса РФ, как возникшие на добровольной основе между Заказчиками (юридическими и физическими лицами) и исполнителем (Лабораторией). В настоящее время учреждением заключено более 400 таких договоров.

            Деятельность Лаборатории не является государственной деятельностью по осуществлению контроля за продукцией. Лаборатория не имеет соглашений с надзорными органами.

Свою деятельность Федеральное государственное учреждение «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» осуществляет на основании Устава, утвержденного приказом Россельхознадзора от 06 апреля 2005 года. Учредителем Лаборатории является Россельхознадзор, в чьем ведении и находится Лаборатория.

Методическое руководство Лабораторией осуществляет Федеральное государственное учреждение «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория».

Лаборатория по заявкам Управления проводит исследования поступивших проб сырья и продукции, ввозимых  хозяйствующими субъектами на территорию РФ. Однако организационно-финансовых отношений между ними не имеется.

Указания, руководящие разъяснения, планы мероприятий в адрес Лаборатории поступают из Россельхознадзора. В том числе, Россельхознадзор ежегодно утверждает план лабораторных исследований, которые Лаборатория должна осуществлять в рамках государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов за счет бюджетного финансирования. В 2008 году за счет государственного бюджетного финансирования выполнялись только мониторинговые исследования импортных продуктов животного происхождения. Иные лабораторные исследования ввозимого сырья животного происхождения, выполняемые по заданию Управления, в план не включены, в смете бюджетного финансирования Лаборатории средства на эти цели не выделяются.

 В соответствии с Уставом, Лаборатория вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. В связи с возникновением необходимости дополнительного финансирования, Лаборатория предлагает предпринимателям широкий ряд платных  услуг. С этой целью разработан прейскурант цен на платные услуги, согласованный с Россельхознадзором. При этом, вне зависимости от факта оплаты исследования импортером, результаты лабораторных исследований, проведенных по актам отбора проб Управления, доводятся до сведения Управления. Если импортер для целей осуществления предпринимательской деятельности заинтересован в получении заключения по результатам исследования, он должен произвести оплату по счету, выставляемому Лабораторией.

Предприниматели по своему усмотрению могут обращаться в любые лаборатории на территории РФ с целью проведения аналогичных исследований. Все исследования Лабораторией проводятся платно, за исключением бесплатных мониторинговых мероприятий, план проведения которых  утвержден Россельхознадзором.

Услуга доставки проб в Лабораторию не является обязательным условием оказания услуги по проведению лабораторного исследования. Однако в связи с тем, что транспортировка проб должна проводиться в специальных условиях и в ограниченные сроки, импортеры заинтересованы в получении данной услуги.

Лаборатория считает обоснованным взимание платы с ООО «Ветторг» за проведение лабораторных исследований проб ввозимого сырья на основании Указаний Россельхознадзора № ФС-ЕН-2/955 от 25.02.05 г. и ФС-ГК-2/2607 от 26.03.07г., ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Лаборатория считает, что в ее действиях по взиманию платы с хозяйствующих субъектов за проведение исследований проб продукции животного происхождения, отобранных Управлением Россельхознадзора и направленных в Лабораторию,  отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

4. В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

4.1. Частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 4979-1 от 14 мая 1993 года «О ветеринарии» мясо, мясные продукты подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Реализация таких продуктов, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе, запрещена.

В соответствии с Положением о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 987, государственный надзор и контроль проводятся в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращения заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) некачественной, опасной продукции.       В соответствии с пп. а) п. 8 данного Положения государственный надзор и контроль осуществляются посредством проведения исследований (испытаний) продукции (санитарно-эпидемиологической, токсикологической, ветеринарно-санитарной).

Согласно Правилам организации ветеринарного надзора за ввозом, переработкой, хранением, перевозкой и реализацией импортного мяса и мясосырья, утвержденного приказом Министра сельского хозяйства № 677 от 29 декабря 2007 года, ввоз, переработка, хранение, перевозка и реализация груза могут быть разрешены только хозяйствующему субъекту, прошедшему обследование на соответствие ветеринарно-санитарным правилам.

Приказом Главного государственного ветеринарного инспектора РФ от 21.02.1994 № 7 «О ветеринарно-санитарной экспертизе животноводческой продукции» было отдано распоряжение «главным государственным ветеринарным инспекторам довести до сведения организаций, учреждений и предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, о прекращении полномочий ветеринарных служб (специалистов) всех негосударственных предприятий, учреждений, ведомств и организаций в части выдачи заключения о ветеринарно-санитарной безопасности продуктов, продовольственного и технического сырья животного происхождения». Таким образом, заключения о качестве и безопасности продукции животного происхождения могут выдавать только государственные ветеринарные лаборатории.

В соответствии с указаниями Россельхознадзора № ФС-ЕН-2/955 от 25.02.05 «О проведении мониторинговых исследований  импортных продуктов животного происхождения  государственными ветеринарными лабораториями Российской Федерации» и Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации  от 15.04.2002 № 13-8-01/3237 и от 06.06.2002 № 13-05-01/1002 исследования импортных продуктов животного происхождения проводят только межобластные ветеринарные лаборатории.

Государственную функцию по выдаче разрешений на ввоз в РФ и вывоз из РФ, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции исполняет Федеральная служба по  ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и ее территориальные органы (территориальные управления).

В соответствии с письмом Россельхознадзора от 18.04.2007 № ФС-СД-2/3536 территориальные управления  Россельхознадзора проводят отбор проб  импортной продукции и направляют их для исследований в закрепленные лаборатории. Закрепленной лаборатории в зоне ответственности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору  по Калининградской области является ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее - Лаборатория).

ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» является единственной лабораторией на территории Калининградской области, имеющей право на проведение исследований в рамках контрольных функций Россельхознадзора. Кроме того, в соответствии с указанием Россельхознадзора № ФС-ЕН-2/955 от 25.02.05, Лаборатория является единственным государственным ветеринарным учреждением, которое может проводить исследования импортных продуктов животного происхождения на территории Калининградской области.

Таким образом, положение Лаборатории на рынке услуг по проведению лабораторных исследований импортных продуктов животного происхождения в рамках обязательных процедур государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и выдачи соответствующих заключений заинтересованным лицам в границах Калининградской области является доминирующим.

4.2. Согласно Уставу ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» Лаборатория:

находится в ведении Россельхознадзора;

выступает в качестве референтного центра Россельхознадзора по лабораторным исследованиям, а также испытательного центра, органа по сертификации в системе сертификации пищевых продуктов, продовольственного сырья и кормов;

обеспечивает деятельность территориальных управлений Россельхознадзора в сфере проведения государственных экспертиз, исследований и обследований в области ветеринарии; методическое обеспечение по вопросам ветеринарии.

В качестве референтного центра Лаборатория, в частности, осуществляет лабораторные исследования всеми разрешенными методами, мероприятия, направленные на выявление карантинных объектов; организует проведение и осуществляет работы по необходимым испытаниям, экспертизы, анализы, оценки, проводит отбор проб продукции животного и растительного происхождения, продовольственного сырья, кормов; ветеринарно-санитарные, лабораторные исследования кормов, воды, продуктов, сырья животного и растительного происхождения; по поручению Россельхознадзора организует проведение необходимых лабораторных исследований по определению безопасности кормов и продукции животного и растительного происхождения.

Данные исследования проводятся в рамках государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, и должны финансироваться за счет федерального бюджета.

На 2008 год согласно Смете доходов и расходов по средствам федерального бюджета Лаборатории было выделено 39753,2 тыс. руб., в том числе на возмещение расходов по содержанию Лаборатории 14293,0 тыс. руб., на увеличение стоимости основных средств и стоимости материальных запасов – 25025,7 тыс. руб., на возмещение прочих расходов – 434,5 тыс. руб.

Россельхознадзор ежегодно утверждает план лабораторных исследований, которые Лаборатория должна осуществлять в рамках государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов за счет бюджетного финансирования. В 2008 году за счет государственного бюджетного финансирования планировались только мониторинговые исследования импортных продуктов животного происхождения. Приказом Россельхознадзора от 08.04.2008 г. № 60 были утверждены «План лабораторных исследований остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах на территории РФ в 2008 году в рамках общего мониторинга на территории РФ» и «План лабораторных исследований остатков запрещенных и вредных веществ в продуктах животного происхождения и кормах на территории РФ в 2008 году в рамках осуществления целевых программ в отдельных субъектах РФ», в соответствии с которыми ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» должна была выполнить соответственно 7090 и 85 исследований. На проведение указанных лабораторных исследований были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 6195,2 тыс. руб.

4.3. Одновременно, в соответствии с Уставом, Лаборатория занимается предпринимательской и иной, приносящей доход деятельностью, а именно, проводит лабораторные исследования сертифицируемых, экспортируемых, импортируемых животных, продуктов животного и  растительного происхождения, другие работы, а также в соответствии с п.3.3.4 Устава осуществляет отбор проб, диагностические и другие исследования клинического и патологического материалов, продукции животного и растительного происхождения, за исключением случаев, когда эти работы финансируются из государственного бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета. 

4.4. Как видно из материалов дела, Управление Россельхознадзора по Калининградской области производило отбор проб продукции животного происхождения, ввозимой по импорту, и направляло их для исследования в Лабораторию, которая при выдаче хозяйствующим субъектам копии заключения по результатам экспертизы взимала с них дополнительную плату за исследование проб и доставку их в лабораторию. При этом при получении проб сырья, ввозимого на территорию РФ, лаборатория самостоятельно принимала решение о проведении платного исследования, предъявлении счета  и принятии оплаты за исследование продукции. 

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», одним из принципов защиты прав юридических лиц является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. Исключение также составляют случаи, когда в ходе конкретного исследования выявлена некачественность и опасность ввозимого сырья, что позволяет применять к данной ситуации норму п.4 ст. 25 ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Лаборатория в нарушение данного Закона взимала оплату с организаций и индивидуальных предпринимателей за проведение лабораторных исследований проб продукции, отобранных Управлением Россельхознадзора по Калининградской области при осуществлении им государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

Так,  ООО «Ветторг» (Заявителем) в 2008 году было ввезено 28 партий сырья животного происхождения и каждая партия была подвергнута лабораторным исследованиям. В соответствии с пояснениями Лаборатории  по ввезенной ООО «Ветторг» продукции была отобрана 41 проба, в том числе 10 – в рамках мониторинговых исследований (без взимания оплаты), 31 – в рамках исследований, проводимых в случае выявления нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства  со стороны импортера, и в соответствии с указаниями Россельхознадзора о необходимых исследованиях продукции (на платной основе). При этом за последние несколько лет имелся только один случай ввоза Заявителем груза, не соответствующего санитарным критериям (9 ноября 2007 года), в 2008 году нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства  со стороны импортера при исследовании проб установлено не было. Также не было случаев выявления у Заявителя некачественности и опасности ввозимого сырья, что позволило бы применить норму п.4 ст. 25 ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В актах отбора проб продукции у ООО «Ветторг» Управлением Россельхознадзора по Калининградской области в качестве основания для проведения лабораторных исследований продукции указаны распоряжения Россельхознадзора МСХ РФ № ФС-ЕН-2/955 от 25.02.05 и ФС-ГК-2/2607 от 26.03.07, не содержащие прямых указаний на то, что данные лабораторные исследования должны проводиться на платной основе. Напротив, письмо Россельхознадзора МСХ РФ № ФС-ЕН-2/955 от 25.02.05 говорит о том, что в порядке продолжения мониторинговых исследований импортных продуктов животного происхождения (а мониторинг является обязательной процедурой государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов) надлежит проводить комиссионный выборочный отбор мяса говядины, свинины и птицы, поступающих из зарубежных стран, для исследования на наличие показателей безопасности.

4.5. В своих доводах, обосновывающих правомерность отбора проб и взимания оплаты с организаций за проведение лабораторных исследований, Лаборатория ссылается на договор оказания услуг по лабораторным исследованиям, заключенный между Лабораторией и хозяйствующим субъектом. Однако, непременным условием договора (например, пп. 1.2 – 1.4 договоров № 404 от 04.12.07 г. с ООО «Ветторг», № 371 от 19.11.07 г. с ООО «Калининградский деликатес», пп. 1.1 и 2.1 договора № 149 от 18.02.08 г. с ОАО «Мясокомбинат Гвардейский») является наличие письменной заявки о необходимости проведения определенных исследований, т.е. объем оказываемых услуг должен быть согласован с контрагентом. Согласно пояснениям, данным в ходе рассмотрения дела Заявителем, заявки им не подавались, отбор проб, их доставка в лабораторию и проведение лабораторных исследований производились без его согласия. В соответствии с пояснениями Лаборатории при отсутствии заявок от организаций-заказчиков основанием для проведения лабораторных исследований в отношении их продукции являлись акты отбора проб, составленные Управлением Россельхознадзора по Калининградской области в процессе осуществления им функций в рамках государственного контроля за качеством ввозимого сырья и продукции животного происхождения. Между тем, акт является документом, фиксирующим факт отбора проб в рамках государственного контроля за качеством ввозимого сырья и продукции животного происхождения,  и не содержит волеизъявления хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт на территорию Калининградской области мясного сырья и продукции животного происхождения, относительно приобретения услуг ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория».

Ввиду того, что данные исследования проводятся в рамках государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, они должны финансироваться за счет федерального бюджета, и предъявление оплаты за их проведение хозяйствующим субъектам – импортерам неправомерно.

В материалах дела имеются счета на оплату услуг, выставленные Лабораторией ООО «Ветторг» в 2008 году, в которых наряду с оплатой за экспертизу в сумме 33 руб. (согласно Прейскуранту цен на платные услуги), предъявляется оплата за доставку проб с СВХ «Инмар» и за исследование продукции. Так, например,

1) в счет № ИБ00003534 от 02.09.2008 г. (по акту отбора проб № 1189 от 29.08.2008 г., количество проб - 2) в общую сумму 1948 руб. включено:

- исследование мяса свинины на р/н – 700 руб. (350 руб. * 2),

- исследование мяса свинины на трихинеллез - 520 руб. (260 руб. * 2),

- экспертиза – 33 руб.,

- доставка проб с СВХ «Инмар» - 695 руб.

2) в счет № ИБ00003088 от 05.08.2008 г. (по акту отбора проб № 992 от 01.08.2008 г., количество проб - 1) в общую сумму 1554 руб. включено:

- исследование шпика свиного на трихинеллез – 260 руб.,

- исследование шкурок свин. на а/б - 566 руб.,

- экспертиза – 33 руб.,

- доставка проб с СВХ «Инмар» - 695 руб.

3) в счет № 4251 от 14.10.2008 г. (по акту отбора проб № 1464 от 10.08.2008 г., количество проб - 1) в общую сумму 4396 руб. включено:

- исследование шпика на Саню Пин – 3668 руб.,

- экспертиза – 33 руб.,

- доставка проб с СВХ «Инмар» - 695 руб.

Таким образом, Лаборатория при обращении хозяйствующих субъектов – импортеров в целях получения результатов исследований по экспертизе, проводимой по актам отбора проб территориального органа Россельхознадзора в рамках государственного контроля за качеством ввозимого сырья и продукции животного происхождения, неправомерно, одновременно с оплатой за выписку заключения по экспертизе, предъявляет им плату за проведение лабораторных исследований и доставку проб в лабораторию.

Своими действиями Лаборатория ущемляет интересы хозяйствующих субъектов – импортеров, создает дополнительные барьеры хозяйствующим субъектам, которые могут привести к ограничению конкуренции, поскольку увеличивают затраты хозяйствующих субъектов и ограничивают их деловую активность на товарном рынке. 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория», занимающим доминирующее положение на рынке услуг по проведению лабораторных исследований импортных продуктов животного происхождения в рамках обязательных процедур государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и выдачи соответствующих заключений заинтересованным лицам в границах Калининградской области, части 1 статьи 10 Закона, выразившимся в навязывании организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим импорт на территорию Калининградской области мясного сырья и продукции животного происхождения, платных услуг по проведению лабораторных исследований при обращении данных лиц в целях получения результатов исследований по экспертизе, что ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт на территорию Калининградской области мясного сырья и продукции животного происхождения, и может привести к ограничению конкуренции на рынке

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в навязывании организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим импорт на территорию Калининградской области мясного сырья и продукции животного происхождения, платных услуг по проведению лабораторных исследований при обращении данных лиц в целях получения результатов исследований по экспертизе, проводимой по актам отбора проб территориального органа Россельхознадзора в рамках государственного контроля за качеством ввозимого сырья и продукции животного происхождения.

2. Выдать «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория»  предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением путем прекращения взимания оплаты за проведенные лабораторные исследования и доставку проб по актам отбора проб Россельхознадзора в рамках процедуры государственного контроля за качеством ввозимого сырья и продукции животного происхождения.

3. В качестве доказательства исполнения предписания в срок до 15 сентября 2009 года представить в Калининградское УФАС России акты выполненных работ, счета на оплату услуг организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт мясного сырья и продукции животного происхождения за август 2009 года.

4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель комиссии,

руководитель

Калининградского УФАС России                                                                     И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

Заместитель начальника отдела
антимонопольного контроля                                                                             М.Б. Лысенко

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                             Д.Е. Васейко

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                             Д.Н. Хамдамов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны