Постановление №039/04/9.21-505/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 6 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«06» июля 2021 года

№ 039/04/9.21-505/2021

г. Калининград

Резолютивная часть объявлена «02» июля 2021 года.

В полном объёме постановление изготовлено «06» июля 2021 года.

Место рассмотрения: г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области;

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-505/2021, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица –

Акционерного общества «Янтарьэнерго»

(236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

при участии: от лица, привлекаемого к административной ответственности: Б по доверенности № 296-20 от 01.01.2021,

УСТАНОВИЛА:

29.04.2021 в Управление (вх. № 3030) поступило обращение Т (далее – Заявитель) на нарушение акционерным обществом «Янтарьэнерго» (далее – Общество) сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно договору № 5599/10/20, заключенному 19.10.2020 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: 238522, Калининградская область, …….. (КН ………..) (далее – Договор), с являющимися неотъемлемой составной частью Договора техническими условиями № Z-5599/20.

Пунктом 5 Договора установлено, что срок выполнения мероприятия по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества – 20.10.2020, дата окончания – 19.04.2021.

К установленному Договором и нормативно-правовыми актами сроку, а также на момент поступления жалобы Заявителя в антимонопольный орган технологическое присоединение не осуществлено.

Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13.05.2021 № № 2619/06 по делу № 039/04/9.21-505/2021 законному представителю Общества либо представителю (защитнику) Общества с надлежащим образом оформленными полномочиями надлежало явиться 03.06.2021 в 15 часов 00 минут в Управление для дачи объяснений по факту невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

03.06.2021 в отсутствие законного представителя Общества, в присутствии представителя, действующего на основании доверенности от 01.01.2021 № 296-20 – Б составлен протокол об административном правонарушении по факту административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 03.06.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 18.06.2021 в 16 часов 00 минут.

18.06.2021 в связи с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств совершения административного правонарушения определением Калининградского УФАС России срок рассмотрения продлен до 18.07.2021, рассмотрение дела назначено на 02.07.2021 в 16 часов 00 минут по адресу Калининградского УФАС России: г. Калининград, ул. Барнальская, д. 4.

02.07.2021 дело рассмотрено в присутствии защитника Общества Б., действующей на основании доверенности, которая вину привлекаемого к ответственности юридического лица в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ правонарушения не признала, просила при назначении наказания учесть, что Общество приступило к исполнению Договора последовательно, добросовестно выполняло все необходимые и зависящие от него меры, а неисполнение условий Договора связано с наличием объективных обстоятельств, представила Акт об осуществлении технологического присоединения от 07.06.2021 № Z25-02516-2021.

Заслушав защитника, привлекаемого к ответственности юридического лица, изучив протокол об административном правонарушении, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

По смыслу приведенных положений обозначенный срок для осуществления мероприятий по осуществлению технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организации, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

АО «Янтарьэнерго» и Заявитель заключили Договор, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-5599/20. В соответствии с пунктом 22 Договора, Договор считается заключенным со дня оплаты Заявителем счета. Оплата за технологическое присоединение произведена Заявителем 16.10.2020, при этом пунктом 14 Договора предусмотрено, что датой исполнения обязательств Заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств на расчетный счет сетевой организации. Таким образом датой заключения Договора является 19.10.2020.

Переписка Общества с Заявителем свидетельствует об обращении Заявителя по вопросам нарушения сроков Договора со стороны АО «Янтарьэнерго». Так, в письме сетевой организации Заявителю на его обращение от 21.04.2020 № ЯЭ/19/2949, Общество указало, что в рамках выполнения обязательств по Договору АО «Янтарьэнерго» разработано, утверждено и передано в работу техническое задание по титулу: «Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 006-53 в пос. Голубево, ул. Озерная Гурьевский район». В настоящее время сетевой организацией реализуются процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для возможности завершения строительно-монтажных работ на объекте строительства. О готовности сетевой организации к созданию условий действиями заявителя осуществить технологическое присоединение Вы будете извещены путем размещения в личном кабинете соответствующих документов. Далее, в письме Заявителю сетевая организация ссылается на режим повышенной готовности по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции, в связи с чем, предлагает подписать дополнительное соглашение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до сентября 2021 года.

Письменный ответ Общества Заявителю подтверждает, что технологическое присоединение не было осуществлено им в установленный Договором и Правилами № 861 срок. Вместе с тем, Заявителем выполнены в полном объеме мероприятия, возлагаемые на него Договором, а именно 16.10.2020 произведена оплата за осуществление технологического присоединения.

В силу пункта 15 Правил № 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил № 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым настоящего пункта.

Нормы действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям не ставят возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) в зависимость от выполнения мероприятий Заявителем.

Ни Договором о технологическом присоединении, ни Правилами № 861 не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств.

Датой начала исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является – 20.10.2020, датой окончания – 19.04.2021. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

Установленный Правилами № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2017 по делу № А52-4243/2016).

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Согласно пункту 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго», к основным видам деятельности Общества помимо оказания услуг по передаче электрической энергии относятся услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-300/2021 Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил № 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу и исполненных Обществом № 039/04/9.21-10/2019 от 04.02.2019 (исполнено 05.09.2019), № 039/04/9.21-50/2019 от 21.02.2019 (исполнено 06.09.2019), № 039/04/9.21-222/2019 от 06.05.2019 (исполнено 17.09.2019), № 039/04/9.21-81/2019 от 13.03.2019 (исполнено 20.09.2019), № 039/04/9.21-192/2019 от 26.04.2019 (исполнено 05.12.2019), № 039/04/9.21-217/2019 от 06.05.2019 (исполнено 05.12.2019), № 039/04/9.21-683/2019 от 25.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-616/2019 от 10.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-140/2019 от 19.04.2019 (исполнено 30.12.2019), № 039/04/9.21-405/2019 от 04.07.2019 (исполнено 10.02.2020), № 039/04/9.21-639/2019 от 19.09.2019 (исполнено 11.03.2020).

Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пункта 16 Правил № 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам №№ А21-15833/2019, А21-15836/2019, А21-16093/2019, А21-16139/2019, А21-690/2020, А21-1452/2020, А21-1453/2020, А21-2809/2020, А21-2810/2020, А21-4571/2020, А21-4858/2020, А21-5893/2020, А21-7355/2020, А21-7863/2020.

Таким образом, действиями АО «Янтарьэнерго», выразившимися в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленных пунктом 16 Правил № 861, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: 238522, Калининградская область, ………………. (КН ……………….).

Время совершения административного правонарушения: 20.04.2021.

По итогам рассмотрения дела обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих ответственность юридического лица, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

При назначении наказания также учитывается неоднократность совершения АО «Янтарьэнерго» нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ и систематическое совершение однородных правонарушений, что свидетельствует о том, что назначение административного наказания в виде штрафа не достигает целей предупреждения совершения новых правонарушений, вследствие чего правонарушение не может быть признано малозначительным. Иное противоречило бы одному из важнейших принципов законодательства – неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к Закону и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

Вместе с тем, по итогам рассмотрения дела прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая фактическое осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя, и как следствие восстановление нарушенных прав Заявителя, полагаю возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ и назначить Акционерному обществу «Янтарьэнерго» наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 9.21, 23.48, 29.9, КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать Акционерное общество «Янтарьэнерго» (г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить Акционерному обществу «Янтарьэнерго» (г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Врио Руководителя

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Документы, подтверждающие оплату штрафа необходимо представить нарочно, посредством почтовой связи, факсом или по электронной почте по адресу: to39@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений о своевременной оплате штрафа, Калининградское УФАС России будет обязано передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832