Решение (комиссия) №ИБ/563/23 Решение от 13 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


ООО "Строй Маркет" 238563, Светлогорск, ул. Балтийская, д. 4, кв. 1 blex.kld@mail.ru ГП КО "Дорожно-эксплуатационное предприятие № 2" 238400, Калининградская обл., г. Правдинск, ул. Электрическая, д. 1 sklyar@dep2.info ООО "РТС-Тендер" 121151, г. Москва, набережная Т. Шевченко, 23А, этаж 25, пом. 1 ko@rts-tender.ru; info@rts-tender.ru





РЕШЕНИЕ



08 февраля 2023 года № 039/07/3-60/2023 г. Калининград



Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:



ведущий заседание Комиссии:

И.С. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;


члены Комиссии:


А.Г. Киселева




В.В. Погодин


начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;


заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;






при участии представителей:





заказчика
ГП КО «ДЭП № 2»


заявителя
ООО «Строй Маркет»


Ю.В. Щукина



В.В. Савин


по доверенности;



по доверенности;



рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 664-ЭП/23 от 31.01.2023) общества с ограниченной ответственностью «Строй Маркет» (ИНН 3912014126, ОГРН 1163926069328) (далее – ООО «Строй Маркет», Общество, Заявитель) на действия заказчика – Государственного предприятия Калининградской области «Дорожно-эксплуатационное предприятие № 2» (далее – ГП КО «ДЭП № 2», Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку бортового камня (далее – запрос котировок) (извещение № 32312041909 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/; далее – ЕИС),


УСТАНОВИЛА:


Заявитель не согласен с протоколом от 26.01.2023 № 32312041909 рассмотрения заявок на поставку бортового камня (далее – протокол рассмотрения заявок от 26.01.2023), просит его отменить и обязать Заказчика повторно осуществить рассмотрение заявок участников запроса котировок.

По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупки Заказчика при оценке заявки ООО «Строй Маркет» нарушила пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»
(далее – Постановление № 925), не предоставила приоритет заявке
ООО «Строй Маркет» - российского юридического лица, предложившего в заявке поставку товара российского происхождения.

Также Заявитель считает, что Заказчиком нарушен порядок размещения информации о закупке в ЕИС, что не позволило получить достоверную информацию о предмете закупки. В извещении № 32312041909 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку бордюрного камня для участка, находящегося по адресу: Калининградская область, г. Славск,
ул. Новая, 4 (далее – извещение о закупке), техническом задании (описании предмета запроса котировок в электронной форме) и обосновании начальной (максимальной) цены договора содержатся различные сведения в отношении единицы измерения и количества (объема) предмета закупки.

По указанным основаниям Заявитель просит признать жалобу обоснованной. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 664-ЭП/23 от 31.01.2023).


Заказчик считает, что при проведении запроса котировок им не нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Типового положения о закупке товаров, работ, услуг государственными бюджетными и автономными учреждениями Калининградской области, государственными унитарными предприятиями Калининградской области (утверждено 15.12.2022 директором ГП КО «ДЭП № 2»; далее – Положение о закупке).

Заказчик указал, что все участники запроса котировок являются российскими юридическими лицами, предложившими к поставке товары российского происхождения, следовательно, неприменение положений Постановления № 925 не повлияло на результаты закупки.

Кроме того, вопреки позиции Общества, содержащаяся в извещении о проведении запроса котировок информация позволяла участникам торгов достоверно определить предмет закупки. Указание в извещении ЕИС единицы измерения (рубль) и количества (2 570 983,48) является опечаткой, не повлиявшей на процедуру проведения и результаты закупки. На этапе подачи заявок запрос
о разъяснений положений извещения о проведении торгов Общество не направляло.

В этой связи, Заказчик просит признать жалобу необоснованной. Подробно позиция Заказчика изложена в письменных пояснениях (вх. № 878/23 от 07.02.2023).



Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки (пункт 1); равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2); целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3); отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4).

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Утвержденное Заказчиком Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке
(за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

На основании части 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Комиссией установлено, что извещение № 32312041909 о проведении запроса котировок опубликовано Заказчиком 18.01.2023 в ЕИС и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер». Запрос котировок проводится в соответствии с положениями Закона о закупках.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 570 983,48 рублей. Предметом закупки является поставка бордюрного камня для участка, находящегося по адресу: Калининградская область, г. Славск, ул. Новая, 4.

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 18.01.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 26.01.2023 в 08 час. 00 мин.

Дата подведения итогов торгов – 26.01.2023.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.01.2023, на участие в запросе котировок поступили заявки от ООО «Строй Маркет» и от
ООО «СК ВИТТЕНБЕРГ», рассмотренные комиссией по осуществлению закупки Заказчика и допущенные к участию в запросе котировок.

Заявке ООО «СК ВИТТЕНБЕРГ» с ценовым предложением 2 140 040 рублей присвоено первое место, заявке ООО «Строй Маркет» с ценовым предложением 2 366 390 рублей присвоено второе место. По результатам запроса котировок Заказчиком решено заключить договор с ООО «СК «ВИТТЕНБЕРГ».

ООО «Строй Маркет» обратилось в антимонопольный орган с рассматриваемой жалобой, доводы которой сводятся к неприменению Заказчиком при оценке заявки Общества приоритета товаров российского происхождения
(не снижению ценового предложения на 15%), а также к противоречивому указанию в извещении о проведении закупки, техническом задании и обосновании начальной (максимальной) цены договора единицы измерения и объема закупаемого товара.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 10 Положения о закупке при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных способов закупки устанавливается приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (приоритет), в порядке, установленном Постановлением
№ 925.

В пункте 18 информационной карты (раздел 1 извещения о проведении закупки) Заказчик установил, что в соответствии с Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 1 Постановления № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Согласно пункту 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Согласно пункту 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, определенных положением о закупке.

Комиссия отмечает, что поскольку при проведении электронного запроса котировок Заказчику не требуется разрабатывать документацию о закупке, в извещении о проведении запроса котировок Заказчик при необходимости вправе указать дополнительные сведения, которые при других способах проведения конкурентных закупок отражаются в документации о закупке.

В рассматриваемом случае в пункте 18 информационной карты (раздел 1 извещения о закупке) Заказчиком установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.

Таким образом, условия предоставления приоритета Заказчиком выполнены.

В соответствии с заявкой ООО «Строй Маркет» (российское юридическое лицо) предложило к поставке камень бетонный бортовой БР 100.30.18, страна происхождения товара: Российская Федерация, а также камень бетонный бортовой БР 100.20.8, страна происхождения товара: Российская Федерация. Предложенная цена договора – 2 366 390 рублей.

Согласно заявке ООО «СК ВИТТЕНБЕРГ» (российское юридическое лицо) предложило к поставке камень бетонный бортовой БР 100.30.18, страна происхождения товара: Россия, а также камень бетонный бортовой
БР 100.20.8, страна происхождения товара: Россия. Предложенная цена договора – 2 140 040 рублей.

Следовательно, оба участника закупки находились в равном правовом статусе применительно к условиям предоставления приоритета – российские юридические лица, предложившие к поставке товары российского происхождения.

Однако в силу подпункта «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

По мнению Комиссии, при проведении рассматриваемого запроса котировок необходимость предоставления приоритета участникам закупки отсутствовала, в связи с чем закупочная комиссия Заказчика правомерно осуществила оценку и сопоставление заявок исходя из фактических ценовых предложений участников, без снижения цены договора на 15%.

Комиссия находит верным довод Заказчика о том, что неприменение положений Постановления № 925 не повлияло и не могло повлиять на результаты закупки.

Таким образом, довод ООО «Строй Маркет» о нарушении Заказчиком пункта 2 Постановления № 925 не нашел своего подтверждения.

В свою очередь, в отношении довода Заявителя о противоречивом указании в извещении о проведении закупки, техническом задании и обосновании начальной (максимальной) цены договора единицы измерения и количества закупаемого товара, Комиссия отмечает следующее.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации (извещения) о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, жалоба на положения извещения о закупке (в оспариваемой части) поступила в антимонопольный орган 31.01.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке (26.01.2023) и подведения итогов запроса котировок (26.01.2023).

Участники закупки вправе оспорить положения документации (извещения) о закупке именно до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений
(часть 1 статьи 1 ГК РФ). Предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации (извещения) о закупке после окончания срока подачи заявок и тем более после подведения итогов закупки свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и не соответствовало балансу частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Соблюдение такого баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а оспорившего документацию (извещение) только после подведения итогов закупки.

Подавая заявку, участник закупки конклюдентно соглашается с положениями документации (извещения) и, в случае несогласия с ее требованиями, должен своевременно определиться с необходимостью обжалования документации (извещения) о проведении закупки.

Оспариваемые Заявителем положения извещения о закупке подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями извещения о закупке.

Кроме того, согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

Как пояснил представитель Заказчика, указание в извещении ЕИС единицы измерения (рубль) и количества (2 570 983,48) является опечаткой. Данная опечатка не повлияла на процедуру проведения и результаты закупки, и фактически отражает сведения о начальной (максимальной) цене договора.

Согласно техническому заданию, предметом закупки являются камни бетонные бортовые БР 100.30.18 в количестве 2515 штук и камни бетонные бортовые БР 100.20.8 в количестве 2613 штук. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 32961-2014 и ГОСТ 6665-91.

Требованиями ГОСТ 6665-91 установлено, что дорожный бордюр 1000х300х180 (БР 100.30.18) имеет технические характеристики: длина 1000 мм, ширина 180 мм, высота 300 мм. Дорожный бордюр 1000х200х80 (БР 100.20.8) имеет технические характеристики: длина 1000 мм, ширина 80 мм, высота 200 мм.

Исходя из требований ГОСТ 6665-91 и учитывая, что 1 метр равен 1 погонному метру, 1 погонный метр фактически равен 1 штуке товара.

Заказчик указал, что по этой причине в обосновании начальной (максимальной) цены договора в графе «предмет закупки» указано «Бордюрный камень», единицей измерения определен погонный метр, а количество – 2515 и 2613 соответственно.

Содержание извещения о проведении закупки позволяло всем потенциальным участникам запроса котировок достоверно и однозначно установить предмет закупки. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что в период подачи заявок запрос о разъяснении положений извещения о проведении запроса котировок ни Общество, ни иные организации Заказчику не направляли.

Более того, заявка ООО «Строй Маркет» содержит в себе предложение о товаре по всем установленным Заказчиком техническим характеристикам, в том числе о количестве товара, выраженном в погонных метрах, что не послужило основанием для признания заявки несоответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности приведенных в жалобе доводов Заявителя.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия



РЕШИЛА:


Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью
«Строй Маркет» (ИНН 3912014126, ОГРН 1163926069328) необоснованной.



Председатель комиссии



И.С. Болтенко

Члены комиссии:





А.Г. Киселева



В.В. Погодин



Исп.Погодин В.В.

тел. 53-72-04


2023-600


Связанные организации

ООО "Строй Маркет"
ИНН 3912014126, ОГРН 1163926069328
ГП КО "Дорожно-эксплуатационное предприятие № 2"
ИНН 3923003140, ОГРН 1023902271975
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7725772938, ОГРН 1127747094298