Решение (комиссия) №ИБ/563/23 Решение от 13 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение
ООО "Строй Маркет" 238563, Светлогорск, ул. Балтийская, д. 4, кв. 1 blex.kld@mail.ru ГП КО "Дорожно-эксплуатационное предприятие № 2" 238400, Калининградская обл., г. Правдинск, ул. Электрическая, д. 1 sklyar@dep2.info ООО "РТС-Тендер" 121151, г. Москва, набережная Т. Шевченко, 23А, этаж 25, пом. 1 ko@rts-tender.ru; info@rts-tender.ru |
РЕШЕНИЕ
08 февраля 2023 года № 039/07/3-60/2023 г. Калининград
Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
ведущий заседание Комиссии: |
И.С. Болтенко |
заместитель руководителя Калининградского УФАС России; |
члены Комиссии: |
А.Г. Киселева
В.В. Погодин |
начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России; |
|
|
|
при участии представителей: |
|
|
заказчика
–
заявителя
– |
Ю.В. Щукина
В.В. Савин |
по доверенности;
по доверенности;
|
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 664-ЭП/23 от 31.01.2023) общества с ограниченной ответственностью «Строй Маркет» (ИНН 3912014126, ОГРН 1163926069328) (далее – ООО «Строй Маркет», Общество, Заявитель) на действия заказчика – Государственного предприятия Калининградской области «Дорожно-эксплуатационное предприятие № 2» (далее – ГП КО «ДЭП № 2», Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку бортового камня (далее – запрос котировок) (извещение № 32312041909 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/; далее – ЕИС),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель не согласен с протоколом от 26.01.2023 № 32312041909 рассмотрения заявок на поставку бортового камня (далее – протокол рассмотрения заявок от 26.01.2023), просит его отменить и обязать Заказчика повторно осуществить рассмотрение заявок участников запроса котировок.
По
мнению Заявителя, комиссия по осуществлению
закупки Заказчика при оценке заявки
ООО «Строй Маркет» нарушила пункт 2
постановления Правительства Российской
Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете
товаров российского происхождения,
работ, услуг, выполняемых, оказываемых
российскими лицами, по отношению к
товарам, происходящим из иностранного
государства, работам, услугам, выполняемым,
оказываемым иностранными лицами»
(далее
– Постановление № 925), не предоставила
приоритет заявке
ООО «Строй Маркет»
- российского юридического лица,
предложившего в заявке поставку товара
российского происхождения.
Также
Заявитель считает, что Заказчиком
нарушен порядок размещения информации
о закупке в ЕИС, что не позволило получить
достоверную информацию о предмете
закупки. В извещении № 32312041909 о проведении
запроса котировок в электронной форме
на право заключения договора на поставку
бордюрного камня для участка, находящегося
по адресу: Калининградская область, г.
Славск,
ул.
Новая, 4 (далее – извещение о закупке),
техническом задании (описании предмета
запроса котировок в электронной форме)
и обосновании начальной (максимальной)
цены договора содержатся различные
сведения в отношении единицы измерения
и количества (объема) предмета закупки.
По указанным основаниям Заявитель просит признать жалобу обоснованной. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 664-ЭП/23 от 31.01.2023).
Заказчик считает, что при проведении запроса котировок им не нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Типового положения о закупке товаров, работ, услуг государственными бюджетными и автономными учреждениями Калининградской области, государственными унитарными предприятиями Калининградской области (утверждено 15.12.2022 директором ГП КО «ДЭП № 2»; далее – Положение о закупке).
Заказчик указал, что все участники запроса котировок являются российскими юридическими лицами, предложившими к поставке товары российского происхождения, следовательно, неприменение положений Постановления № 925 не повлияло на результаты закупки.
Кроме
того, вопреки позиции Общества,
содержащаяся в извещении о проведении
запроса котировок информация позволяла
участникам торгов достоверно определить
предмет закупки. Указание в извещении
ЕИС единицы измерения (рубль) и количества
(2 570 983,48) является опечаткой, не
повлиявшей на процедуру проведения и
результаты закупки. На этапе подачи
заявок запрос
о
разъяснений положений извещения о
проведении торгов Общество не направляло.
В этой связи, Заказчик просит признать жалобу необоснованной. Подробно позиция Заказчика изложена в письменных пояснениях (вх. № 878/23 от 07.02.2023).
Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки (пункт 1); равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2); целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3); отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4).
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.
Утвержденное Заказчиком Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.
В
силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках
для осуществления конкурентной закупки
заказчик разрабатывает и утверждает
документацию о закупке
(за исключением
проведения запроса котировок в электронной
форме), которая размещается в единой
информационной системе вместе с
извещением об осуществлении закупки и
включает в себя сведения, предусмотренные
в том числе частью 10 статьи 4 настоящего
Федерального закона.
Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
На основании части 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Комиссией установлено, что извещение № 32312041909 о проведении запроса котировок опубликовано Заказчиком 18.01.2023 в ЕИС и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер». Запрос котировок проводится в соответствии с положениями Закона о закупках.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 570 983,48 рублей. Предметом закупки является поставка бордюрного камня для участка, находящегося по адресу: Калининградская область, г. Славск, ул. Новая, 4.
Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 18.01.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 26.01.2023 в 08 час. 00 мин.
Дата подведения итогов торгов – 26.01.2023.
Согласно
протоколу рассмотрения заявок от
26.01.2023, на участие в запросе котировок
поступили заявки от ООО «Строй Маркет»
и от
ООО
«СК ВИТТЕНБЕРГ», рассмотренные комиссией
по осуществлению закупки Заказчика и
допущенные к участию в запросе котировок.
Заявке ООО «СК ВИТТЕНБЕРГ» с ценовым предложением 2 140 040 рублей присвоено первое место, заявке ООО «Строй Маркет» с ценовым предложением 2 366 390 рублей присвоено второе место. По результатам запроса котировок Заказчиком решено заключить договор с ООО «СК «ВИТТЕНБЕРГ».
ООО
«Строй Маркет» обратилось в антимонопольный
орган с рассматриваемой жалобой, доводы
которой сводятся к неприменению
Заказчиком при оценке заявки Общества
приоритета товаров российского
происхождения
(не
снижению ценового предложения на 15%), а
также к противоречивому указанию в
извещении о проведении закупки,
техническом задании и обосновании
начальной (максимальной) цены договора
единицы измерения и объема закупаемого
товара.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно
пункту 10 Положения о закупке при
осуществлении закупок товаров, работ,
услуг путем проведения конкурентных
способов закупки устанавливается
приоритет товаров российского
происхождения, работ, услуг, выполняемых,
оказываемых российскими лицами, по
отношению к товарам, происходящим из
иностранного государства, работам,
услугам, выполняемым, оказываемым
иностранными лицами (приоритет), в
порядке, установленном Постановлением
№
925.
В пункте 18 информационной карты (раздел 1 извещения о проведении закупки) Заказчик установил, что в соответствии с Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Пунктом 1 Постановления № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).
Согласно пункту 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Согласно пункту 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, определенных положением о закупке.
Комиссия отмечает, что поскольку при проведении электронного запроса котировок Заказчику не требуется разрабатывать документацию о закупке, в извещении о проведении запроса котировок Заказчик при необходимости вправе указать дополнительные сведения, которые при других способах проведения конкурентных закупок отражаются в документации о закупке.
В рассматриваемом случае в пункте 18 информационной карты (раздел 1 извещения о закупке) Заказчиком установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Таким образом, условия предоставления приоритета Заказчиком выполнены.
В соответствии с заявкой ООО «Строй Маркет» (российское юридическое лицо) предложило к поставке камень бетонный бортовой БР 100.30.18, страна происхождения товара: Российская Федерация, а также камень бетонный бортовой БР 100.20.8, страна происхождения товара: Российская Федерация. Предложенная цена договора – 2 366 390 рублей.
Согласно
заявке ООО «СК ВИТТЕНБЕРГ» (российское
юридическое лицо) предложило к поставке
камень бетонный бортовой БР 100.30.18, страна
происхождения товара: Россия, а также
камень бетонный бортовой
БР
100.20.8, страна происхождения товара:
Россия. Предложенная цена договора –
2 140 040 рублей.
Следовательно, оба участника закупки находились в равном правовом статусе применительно к условиям предоставления приоритета – российские юридические лица, предложившие к поставке товары российского происхождения.
Однако в силу подпункта «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.
По мнению Комиссии, при проведении рассматриваемого запроса котировок необходимость предоставления приоритета участникам закупки отсутствовала, в связи с чем закупочная комиссия Заказчика правомерно осуществила оценку и сопоставление заявок исходя из фактических ценовых предложений участников, без снижения цены договора на 15%.
Комиссия находит верным довод Заказчика о том, что неприменение положений Постановления № 925 не повлияло и не могло повлиять на результаты закупки.
Таким образом, довод ООО «Строй Маркет» о нарушении Заказчиком пункта 2 Постановления № 925 не нашел своего подтверждения.
В свою очередь, в отношении довода Заявителя о противоречивом указании в извещении о проведении закупки, техническом задании и обосновании начальной (максимальной) цены договора единицы измерения и количества закупаемого товара, Комиссия отмечает следующее.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации (извещения) о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, жалоба на положения извещения о закупке (в оспариваемой части) поступила в антимонопольный орган 31.01.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке (26.01.2023) и подведения итогов запроса котировок (26.01.2023).
Участники
закупки вправе оспорить положения
документации (извещения) о закупке
именно до окончания срока подачи заявок,
поскольку иное означало бы нарушение
принципа равенства участников гражданских
правоотношений
(часть
1 статьи 1 ГК РФ). Предоставление участникам
закупок права оспаривать положения
документации (извещения) о закупке после
окончания срока подачи заявок и тем
более после подведения итогов закупки
свидетельствовало бы о предоставлении
таким участникам необоснованных и
незаконных преимуществ, что нарушало
бы права заказчиков и не соответствовало
балансу частных и публичных интересов,
на необходимость соблюдения которого
указал Конституционный Суд Российской
Федерации в Постановлении от 29.03.2011 №
2-П, принципу стабильности публичных
правоотношений, а также принципу
добросовестной реализации прав и
законных интересов (часть 3 статьи 1 ГК
РФ), недопустимости извлечения преимуществ
из своего незаконного или недобросовестного
поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ),
недопустимости злоупотребления правом
(часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Соблюдение такого баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а оспорившего документацию (извещение) только после подведения итогов закупки.
Подавая заявку, участник закупки конклюдентно соглашается с положениями документации (извещения) и, в случае несогласия с ее требованиями, должен своевременно определиться с необходимостью обжалования документации (извещения) о проведении закупки.
Оспариваемые Заявителем положения извещения о закупке подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями извещения о закупке.
Кроме того, согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).
Как пояснил представитель Заказчика, указание в извещении ЕИС единицы измерения (рубль) и количества (2 570 983,48) является опечаткой. Данная опечатка не повлияла на процедуру проведения и результаты закупки, и фактически отражает сведения о начальной (максимальной) цене договора.
Согласно техническому заданию, предметом закупки являются камни бетонные бортовые БР 100.30.18 в количестве 2515 штук и камни бетонные бортовые БР 100.20.8 в количестве 2613 штук. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 32961-2014 и ГОСТ 6665-91.
Требованиями ГОСТ 6665-91 установлено, что дорожный бордюр 1000х300х180 (БР 100.30.18) имеет технические характеристики: длина 1000 мм, ширина 180 мм, высота 300 мм. Дорожный бордюр 1000х200х80 (БР 100.20.8) имеет технические характеристики: длина 1000 мм, ширина 80 мм, высота 200 мм.
Исходя из требований ГОСТ 6665-91 и учитывая, что 1 метр равен 1 погонному метру, 1 погонный метр фактически равен 1 штуке товара.
Заказчик указал, что по этой причине в обосновании начальной (максимальной) цены договора в графе «предмет закупки» указано «Бордюрный камень», единицей измерения определен погонный метр, а количество – 2515 и 2613 соответственно.
Содержание извещения о проведении закупки позволяло всем потенциальным участникам запроса котировок достоверно и однозначно установить предмет закупки. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что в период подачи заявок запрос о разъяснении положений извещения о проведении запроса котировок ни Общество, ни иные организации Заказчику не направляли.
Более того, заявка ООО «Строй Маркет» содержит в себе предложение о товаре по всем установленным Заказчиком техническим характеристикам, в том числе о количестве товара, выраженном в погонных метрах, что не послужило основанием для признания заявки несоответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности приведенных в жалобе доводов Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать
жалобу общества с ограниченной
ответственностью
«Строй
Маркет» (ИНН 3912014126, ОГРН 1163926069328)
необоснованной.
Председатель комиссии |
|
И.С. Болтенко |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
А.Г. Киселева |
|
|
В.В. Погодин |
Исп.Погодин В.В.
тел. 53-72-04
2023-600