Решение №НИ/3203/24 РЕШЕНИЕ № 039/05/18.1-422/2024 от 28 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

039/05/18.1-422/2024

 

Резолютивная часть объявлена 25.06.2024                                                                 г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 28.06.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...> – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

в отсутствие лиц, участвующих в деле: Центрального Банка Российской Федерации (Банк России), Павла Дмитриевича Калинина, уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 039/05/18.1-422/2024 по признакам нарушения блогером Павлом Дмитриевичем Калининым («Паша ПЭЛ») части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступило обращение <...> (вх. № 2249-ИП/24 от 25.03.2024) (далее — Заявитель) по вопросу размещения немаркированной рекламной информации о приложениях: «pocket option» и «hassle» на ютуб канале «Паша Пэл» https://youtu.be/9bBRxmOcZOM?si=WOT8XqT_3tri3MBj, содержащее признаки нарушения Закона о рекламе.

Согласно представленным сведениям Управлением установлено, что 23.03.2024 на ютуб канале «Паша Пэл» по ссылке https://youtu.be/9bBRxmOcZOM?si=WOT8XqT_3tri3MBj размещен видеоролик под названием «ГЛАВНЫЙ АВТОРИТЕТ РЕГИОНА - ТКАЧ! кто же это на самом деле? - 37 часть», в котором, в том числе транслируется информация с предложением скачивания игрового приложения «Hassle» (с 0 минут 15 секунд до 02 минут 15 секунд) трансляция ролика и приложения «pocket option» (с 06 минут 20 секунд до 08 минут 42 секунды) трансляция ролика. Также во временных промежутках 01 минута 54 секунды и 08 минут 16 секунд транслируется информация о предоставлении бонусов в приложениях «Hassle» и «pocket option» по промокоду «PEL».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

В данном случае информация с предложением возможности скачивания приложений «Hassle» и «pocket option» распространяется на ютуб канале «Паша Пэл» по ссылке https://youtu.be/9bBRxmOcZOM?si=WOT8XqT_3tri3MBj в видеоролике под названием «ГЛАВНЫЙ АВТОРИТЕТ РЕГИОНА - ТКАЧ! кто же это на самом деле? - 37 часть», аудитория канала составляет 4,64 млн подписчиков, такая информация способна формировать интерес к данному объекту рекламирования, такие сведения не носят персонализированного характера, соответственно, являются рекламой.

Как следует из положений части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В видеоролике под названием «ГЛАВНЫЙ АВТОРИТЕТ РЕГИОНА - ТКАЧ! кто же это на самом деле? - 37 часть», размещенном 23.03.2024 на ютуб канале «Паша Пэл» по ссылке https://youtu.be/9bBRxmOcZOM?si=WOT8XqT_3tri3MBj, с 06 минут 20 секунд до 08 минут 42 секунды транслируется информация о трейдерском приложении «pocket option», вместе с тем отсутствует информация, предупреждающая о возможном риске потери денежных средств, при том обстоятельстве, что трейдинг - это процесс покупки и продажи финансовых инструментов, например, акций, облигаций, криптовалюты, с целью получения прибыли, что является достаточно рискованным для большинства людей.

Кроме того, согласно части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Трансляция информации, содержащейся в видеоролике под названием «ГЛАВНЫЙ АВТОРИТЕТ РЕГИОНА - ТКАЧ! кто же это на самом деле? - 37 часть», размещенном 23.03.2024 на ютуб канале «Паша Пэл» по ссылке https://youtu.be/9bBRxmOcZOM?si=WOT8XqT_3tri3MBj, об приложении «Hassle» и «pocket option» осуществляется без указания пометки «реклама», а также указания на рекламодателя такой рекламы.

В ходе предварительной проверки установлено, что владельцем ютуб канала под названием «Паша Пэл», размещенного по ссылке: https://www.youtube.com/@Pasha_PeL666, является Калинин Павел Дмитриевич.

С целью получения пояснений, а также информации о рекламодателе, рекламопроизводителе рассматриваемой рекламной информации Управлением направлялись запросы блогеру П.Д. Калинину.

В своих пояснениях (вх. № 3698-ЭП/24 от 16.05.2024), представленных по запросу Управления, П.Д. Калинин сообщил, что в продукт «Hassle online» он играет сам лично, и приглашает в эту игру своих подписчиков за получение отдельных бонусов в игре, без возможности конвертации в реальные денежные средства. Внутренние бонусы П.Д. Калинин использует по личному назначению в игре (Скупка недвижимости в игре). В отношении продукта «poket optin» на данный момент все упоминания отсутствуют на канале. П.Д. Калинин лично заинтересован в трейдинге, использовал это как хобби. Развивал внутренний баланс своего кошелька, но ничего не вывел в реальные средства. Информация, предусмотренная частью 16 статьи 18.1 Закона о рекламе, не была размещена по причине некомпетентности, в данный момент производится обучение в этом вопросе.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем данной рекламы является блогер П.Д. Калинин («Паша ПЭЛ»).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

При этом, в силу части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 6 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В данном случае, с учетом того обстоятельства, что П.Д. Калинин в своих пояснениях (вх. № 3698-ЭП/24 от 16.05.2024) сообщил, что информация о приложениях: «Hassle» и «pocket option» распространяется на ютуб канале «Паша Пэл» в целях удовлетворения личных нужд (получения отдельных бонусов в игре «Hassle online», и развитие внутреннего баланса кошелька в «pocket option») Управление пришло к выводу, что лицом, определившем содержание рекламной информации и осуществившем приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму с указанием, в том числе гиперссылок под видеороликом с названием «ГЛАВНЫЙ АВТОРИТЕТ РЕГИОНА - ТКАЧ! кто же это на самом деле? - 37 часть», размещенном 23.03.2024 на ютуб канале «Паша Пэл» по ссылке https://youtu.be/9bBRxmOcZOM?si=WOT8XqT_3tri3MBj, то есть рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламной информации также является блогер П.Д. Калинин («Паша ПЭЛ»).

Определением от 22.05.2024 (исх. № НИ/2445/24) в отношении блогера Павла Дмитриевича Калинина («Паша ПЭЛ») возбуждено дело № 039/05/18.1-422/2024 по признакам нарушения части 16 статьи 18.1, частей 1, 3 статьи 29.1 Закона о рекламе. Заседание Комиссии назначено на 06.06.2024, также в данном Определении П.Д. Калинину было предложено, в случае наличия возражений по обстоятельствам, изложенным в Определении, представить дополнительные сведения и пояснения.

05.06.2024 в Калининградское УФАС России поступили возражения от П.Д. Калинина (вх. № 4308-ЭП/24), в которых сообщается об отказе от ранее представленных пояснений и необходимости ознакомления П.Д. Калинина с материалами дела № 039/05/18.1-422/2024.

В соответствии с пунктом 29 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о реклам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила) стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них.

Определениями от 06.06.2024 (исх. № НИ/2832/24, НИ/2833/24 от 10.06.2024) рассмотрение дела № 039/05/18.1-422/2024 отложено, с целью представления П.Д. Калинину возможности на ознакомление с материалами дела, также срок рассмотрения дела продлен до 22.08.2024. Вместе с тем, необходимо отметить, что 06.06.2024 П.Д. Калинин либо его представители в заседании Комиссии не участвовали.

10.06.2024 антимонопольным органом направлен ответ П.Д. Калинину (исх. № НИ/2828/24) с указанием даты и времени ознакомления. По состоянию на указанные в ответе (исх. № НИ/2828/24 от 10.06.2024) дату и время П.Д. Калинин либо его представители с материалами дела не ознакомились, также до 25.06.2024 (дата следующего заседания Комиссии) обращений с просьбой о переносе даты ознакомления не поступало.

24.06.2024 от Юридической компании «Ваша Правовая Защита» (ООО «Меткон» ИНН 3906997118) поступило обращение (вх. № 4841-ИП/24 от 25.06.2024), с приложением заявления Калинина П.Д. от 24.06.2024.

По данному обстоятельству Комиссия отмечает следующее.

Доверенность на представление интересов П.Д. Калинина к обращению Юридической компании «Ваша Правовая Защита» (ООО «Меткон» ИНН 3906997118) (вх. № 4841-ИП/24 от 25.06.2024) не была приложена. Из сути заявления П.Д. Калинина от 24.06.2024 не представляется установить какую-либо информацию, которая по мнению П.Д. Калинина может иметь существенное значение для рассмотрения настоящего дела, дополнительная информация, с учетом содержащихся в деле материалов и представленных П.Д. Калининым пояснений, Комиссией в Определении от 06.06.2024 (исх. № НИ/2832/24 от 10.06.2024) не запрашивалась, что свидетельствует о том факте, что материалы дела содержат достаточную информацию для принятия решения.

При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что действия блогера П.Д. Калинина («Паша ПЭЛ») по факту трансляции рекламной информации о приложениях: «Hassle» и «pocket option» в видеоролике «ГЛАВНЫЙ АВТОРИТЕТ РЕГИОНА - ТКАЧ! кто же это на самом деле? - 37 часть», размещенном 23.03.2024 на ютуб канале «Паша Пэл» по ссылке https://youtu.be/9bBRxmOcZOM?si=WOT8XqT_3tri3MBj, с предложением вложения денежных средств через приложение «pocket option», а также размещение данной рекламной информации без указания пометки «реклама» и рекламодателя такой рекламы, нарушают положения части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

Учитывая тот факт, что в настоящее время в доступ к данному видеоролику на ютуб канале «Паша Пэл» ограничен, Комиссией принято решение предписание об устранении допущенного нарушения Закона о рекламе не выдавать.

На основании частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 42 – 48 Правил, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Павла Дмитриевича Калинина <...> нарушением части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

2. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Калининградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны