Решение (комиссия) №ИБ/3168/23 Решение от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


Заявитель:

ООО «Либер»

111024, г. Москва, ВН.ТЕР.Г.МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЛЕФОРТОВО, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31, этаж 3, офис 3362

lieber.co@bk.ru


Заказчик:

АО «Россети Янтарь»

236022, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34

public@Rosseti-Yantar.Ru;

Butuzova-SV@yantarenergo.ru


Третье лицо:

ООО «НИС»

394018, область Воронежская, город Воронеж, улица Свободы, 69А, офис 319

info.nis@mail.ru


Электронная торговая площадка:

АО «Российский аукционный дом»

support@lot-online.ru




РЕШЕНИЕ



12 июля 2023 года № 039/07/3-510/2023 г. Калининград



Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:


Ведущий заседание Комиссии:

И.С. Болтенко

Заместитель руководителя Калининградского УФАС России;


Члены Комиссии:


А.Г. Киселева




Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;


Д.Ю. Колупаев

ведущий специалист-эксперт Калининградского УФАС России






При участии представителей:





Заказчика

АО «Россети Янтарь»



Заявителя
ООО «Либер»


Третьего лица – ООО «НИС»


В.О. Куманев

А.А. Юрьина



В.Н. Забелина



И.С. Бекетова




по доверенности;

по доверенности,



по доверенности,



по доверенности,

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 5023-ЭП/23 от 30.06.2023) общества с ограниченной ответственностью «Либер» (далее – Заявитель, Общество) на действия заказчика АО «Россети Янтарь» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку робота-тренажера «Гоша-06» (далее – Запрос котировок) (извещение № 32312515357 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/),


УСТАНОВИЛА:


Заявитель считает, что положения Запроса котировок нарушают действующее законодательство в сфере закупок, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников данной закупки.

По указанным основаниям Заявитель просит признать жалобу обоснованной. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 5023-ЭП/23 от 30.06.2023).


Заказчик считает, что при проведении закупки им не нарушены нормы действующего законодательства в сфере закупок. Формирование извещения осуществлялось строго в рамках Положения о закупке, Закона о закупках, а также с учетом потребности Заказчика.

Положения извещения о проведении Запроса котировок, по мнению Заказчика, не ограничивают участие в закупке.

Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

Подробно позиция Заказчика изложена в письменном пояснении (вх. № 5209/23 от 07.07.2023).



Заинтересованное лицо, поддержало позицию Заказчика, просит признать жалобу Заявителя необоснованной.



Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России до окончания срока подачи заявок и в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается Заказчиком самостоятельно в Положении о закупке.

АО «Россети Янтарь» в соответствии с требованиями Закона о закупках, разработан Единый стандарт закупок Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» (далее – Положение о закупке).

Утвержденное Положение о закупке является внутренним документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

Центральной конкурсной комиссией АО «Россети Янтарь» 21.06.2023 утверждено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку робота-тренажера «Гоша-06» (далее – Извещение).

Извещение о проведении Запроса котировок и проект договора размещены Заказчиком 22.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ (далее - официальный сайт, ЕИС) и на электронной торговой площадке акционерного общества «Российский аукционный дом».

Предметом договора является поставка робота-тренажера «Гоша-06».

Начальная (максимальная) цена договора составляет 583 500,00 рублей без учета НДС. 700 200,00 рублей с учетом НДС.

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 22.06.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 30.06.2023 до 14 час. 00 мин. по местному времени.

Дата подведения итогов – 11.07.2023.

Согласно представленным Заказчиком сведениям, на закупку подана 1 (одна) заявка от участника - ООО «НИС».

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Также, пунктами 7.1.4. и 7.1.5. Положения о закупке Заказчиком установлены аналогичные требования, в соответствии с вышеуказанными положениями Закона о закупках.

Пунктом 3 раздела II «Информационная карта закупки» извещения о проведении Запроса котировок установлено, что все указания в настоящем извещении на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара читать со словами «или эквивалент».

Таким образом, в данной части требования Закона о закупках и Положения о закупке Заказчиком соблюдены, следует считать, что торговое наименование сопровождается словом «эквивалент».

Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

По смыслу пункта 3 раздела II Информационной карты закупки описание предмета закупки содержится в разделе V «Техническое задание» извещения о проведении Запроса котировок.

Техническое задание на поставку робота-тренажера «Гоша-06» предусматривает, в том числе следующие технические характеристики поставляемого товара:

- Длина робота – не менее 115 см и не более 120 см;

- Масса – не более 14 кг;

- Материалы внешней оболочки робота – оболочка полностью соответствует тактильным ощущениям пластичной и мягкой кожи человека. Голова, туловище, руки и ноги тренажера выполнены из однородного материала без пластмассовых или металлических деталей;

- Анатомические ориентиры – кивательные мышцы шеи, ключицы и хрящи гортани – для определения пульса на сонной артерии. Реберные дуги и мечевидный отросток для определения места нанесения перикардиального удара и проведения непрямого массажа сердца. Рельеф четырехглавой мышцы бедра и портняжной мышцы, коленного сустава, паховые складки и наружные мужские половые органы для определения точки пережатия бедренной артерии и наложения кровоостанавливающего жгута.

Из жалобы Заявителя следует, что указанные в Техническом задании на поставку робота-тренажера «Гоша-06» технические характеристики поставляемого товара, приводят к ограничению конкуренции, поскольку единственным соответствующим заявленным техническим характеристикам тренажером является робот-тренажер «Гоша-06» от производителя ООО «Гало».

Заказчик пояснил, что поставка типа робота-тренажера, отличного от указанного в техническом задании, недопустима в связи с тем, что потребность в приобретении робота-тренажера «Гоша-06» обусловлена следующим: обеспечивается совместимость оборудования уже использующегося в филиалах общества; кадровый состав предприятия (включая персонал, инженеров по охране труда и обученных инструкторов-реаниматоров) проходит обучение по оказанию первой медицинской помощи на данном роботе-тренажере; краевые и Всероссийские соревнования профессионального мастерства «Лучший по профессии», занятия на полигонах, уроки безопасности в дошкольных и школьных учреждениях проводятся на данном типе робота-тренажера; размер робота-тренажера обеспечивает наибольшую мобильность и облегчает транспортировку любым видом транспорта, не требуя сборку-разборку. Также важен и вес тренажера не более 14 кг, обеспечивающий сотрудникам качество обучения, подтвержденное многолетним опытом использования данных тренажеров. Заложенные в данный тренажер алгоритмы соответствуют утвержденной «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве» (и ее технологическим картам)», которой обеспечены все сотрудники Заказчика.

При этом Заказчик отметил, что указание им марки робота-тренажера «Гоша-06» связано с обеспечением совместимости оборудования уже используемого в филиалах, находящихся в единой системе и для сохранения преемственности. Учитывая, что в настоящий момент Заказчиком уже используются требуемые к поставке роботы-тренажёры «Гоша-06», необходимость закупки конкретного робота-тренажёра обусловлена спецификой проведения обучения персонала АО «Россети Янтарь»: переоборудовать классы для обучения и заново обучать инструкторов-реаниматоров и персонал (в том числе вновь приходящих работников) не целесообразно и приведет к дополнительным временным и финансовым затратам со стороны Заказчика.

Исходя из анализа положений Закона о закупках потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заявленные требования к закупаемым товарам для нужд Заказчика установлены исходя из потребностей Заказчика и необходимы в сфере своей профессиональной деятельности.

С учетом требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей. При этом заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др. В данном случае Комиссия установила, что рассматриваемой закупке Заказчик обосновал необходимость установления к товару именно таких требований.

Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что предметом закупки является поставка робота-тренажера «Гоша-06», которая проводится среди поставщиков на право поставки данного товара, а не среди производителей такого товара на право его изготовления.

При обосновании начальной цены договора Заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен, начальная (максимальная) цена договора сформирована на основании полученных 3 (трех) коммерческих предложений от различных поставщиков с ценой (без НДС) 291 750,00 руб./ед., 292 747,00 руб./ед. и 293 390,00 руб./ед., способных осуществить поставку тренажера с требуемыми Заказчику характеристиками.

Заявка участника закупки ООО «НИС» подана и зарегистрирована 26.06.2023, была принята для дальнейшего рассмотрения как соответствующая требованиям Извещения и Положения о закупке.

Однако, Заявителем заявка на участие в закупке № 32312515357 на поставку робота-тренажера «Гоша-06» подана не была.

На заседании Комиссии, представителем Заявителя на вопрос ведущего заседание Комиссии по каким причинам Заявитель не мог принять участие в закупке и чем нарушаются его права было, в том числе пояснено, что приобретение товара с заявленными характеристиками значительно увеличивает его стоимость.

Заявителем не представлено каких – либо доказательств (писем, ответов), свидетельствующих об отказе в продаже заявленного к поставке товара, а также о невозможности приобрести такой товар у иных хозяйствующих субъектов (посредников).

Поскольку приоритетной целью закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в рассматриваемом Запросе котировок, в данном случае Заявителя, не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.

Доказательств невозможности поставки Заявителем товара согласно предмету закупки не представлено. Заявителем были направлены письменные запросы в адрес ООО НТЦ «Решение» и ООО «Афиша мобил» на покупку робота-тренажера «Гоша-06» в соответствии с требованиями закупочной документации, однако исходя из ответов на запрос обществ, поставка данного товара вышеуказанными хозяйствующими субъектами не производится.

Вместе с тем, отсутствие товара с необходимыми характеристиками согласно предмету закупки у ООО НТЦ «Решение» и ООО «Афиша мобил» не подтверждает отсутствие аналогичного товара у иных производителей.

Таким образом, в рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки соответствуют только одному конкретному производителю и/или поставщику, и не соответствуют фактическим потребностям, тем самым влекут к необоснованному ограничению количества участников.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указанные принципы предполагают недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), требования, установленные закупочной документацией, применяются ко всем участникам в равной степени. Все хозяйствующие субъекты должны быть поставлены в равные условия без предоставления заказчиком каких-либо преимуществ.

Извещение о проведении Запроса котировок размещено Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в извещении, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы Заявителя.

В пункте 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках закреплен принцип, которым необходимо руководствоваться заказчику - целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Заказчик считает, что закупка товаров с иными требованиями к товару привела бы к необоснованному, нецелевому и к экономически неэффективному дополнительному расходованию денежных средств.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей регулирования является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков, в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Извещением не налагается ограничений на поставку товаров лицами, не являющимися производителями. Фактов, подтверждающих невозможность закупки определенного Извещением товара, или ограничений, налагаемых производителями данных тренажеров, на их свободную продажу третьим лицам со стороны Заявителя предоставлено не было.

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также отсутствие в рассматриваемом случае достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод об ограничении количества участников и создании одним участникам закупки каких-либо преимуществ перед другими, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Либер» (ИНН 7801677020, ОГРН 1197847256320) необоснованной.



Ведущий заседание Комиссии



И.С. Болтенко

Члены комиссии:





А.Г. Киселева



Д.Ю. Колупаев



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.




2023-3381


Связанные организации

АО "Российский аукционный дом"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
АО "Россети Янтарь"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832
ООО "НИС"
ИНН 3664240686, ОГРН 1193668009699
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИБЕР"
ИНН 9722028019, ОГРН 1227700521443