Решение №НИ/6145/23 РЕШЕНИЕ № 039/05/5-987/2023 от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 № 039/05/5-987/2023

 

Резолютивная часть объявлена  20.12.2023                                                               г. Калининград

Изготовлено в полном объеме  22.12.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

– заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

– ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

 – специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП  С. В,  Е.В. (по доверенности),

заинтересованного лица - МКП «Калининград-ГорТранс» -А.А. (по доверенности),

рассмотрев дело № 039/05/5-987/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение Ануфриевой И.П. (вх. № 8586/23 от 09.11.2023) по вопросу размещения на троллейбусе МКП «Калининград-ГорТранс» рекламы магазина ковров «Мастер» следующего содержания: «Таких ковров и цен нет нигде!».

07.11.2023 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области возбуждено дело № 039/05/5-987/2023 по признакам нарушения ИП Гненным С. В.  (ИНН 390605684672, 236016, г. Калининград, ул. Профессора Севастьянова, д. 22, кв 18) пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ИП Гненного С. В. пояснил, что указанная в рекламе формулировка констатирует факт того, что продажу персидских ковров из Ирана в Калининградской области осуществляет только магазин «Мастер» и, следовательно, таких цен, как у магазина «Мастер», в Калининградской области нигде нет. Представитель ИП Гненного С.В. также указал, что троллейбусы с данной рекламой ездят только по городу Калининграду, следовательно, слоган «Таких ковров и цен нет нигде!» указывает на то, что коврами из Ирана в Калининграде торгует только ИП Гненный С. В. (магазин «Мастер»), что подтверждается договором № 2252 от 17 апреля 2023 г, договором комиссии № Б/Н от 01.10.2023.

Представитель МКП «Калининград-ГорТранс» на заседании Комиссии пояснил, что  МКП «Калининград-ГорТранс» участия  в разработке рекламного слогана не принимал, а только предоставлял право на размещение рекламной информации на наружной боковой поверхности троллейбусов.

Изучив материалы дела № 039/05/5-987/2023, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

На троллейбусе МКП «Калининград-ГорТранс» размещена реклама магазина ковров «Мастер» следующего содержания: «master39.net, Таких ковров и цен нет нигде! Шикарные персидские ковры из Ирана».

В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

 Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В ходе рассмотрения обращения антимонопольным органом проанализирована информация, размещенная на троллейбусе МКП «Калининград-ГорТранс», и установлено, что размещаемая информация является рекламой. 

Общие требования к рекламе указаны в статье 5 Закона о рекламе. Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно документам, представленным МКП «Калининград-ГорТранс» (вх. № 8945/23 от 21.11.2023), между МКП «Калининград-ГорТранс» и ООО «Медиа-Мастер» заключен договор о размещении информации на боковых поверхностях транспортных средств № 1 от 30.03.2020.

Согласно дополнительному соглашению № 1 к договору о размещении информации на боковых поверхностях транспортных средств № 1 от 02.10.2023 МКП «Калининград-ГорТранс» предоставляет право ООО «Медиа-Мастер» на размещение рекламной информации на наружной боковой поверхности четырех троллейбусов с гаражными номерами: 301, 302, 303, 157.

Согласно документам, представленным ИП Гненным С.В. (вх. № 9063/23 от 24.11.2023, вх. № 9855/23 от 18.12.2023), между Обществом с ограниченной ответственностью «Медиа-Мастер» (Сторона А) и ИП Гненным С.В (Сторона Б)  заключен договор № 1/23 от 01.09.2023 о размещении информации на боковых поверхностях транспортных средств.

Согласно пункту 1.1 договора № 1/23 от 01.09.2023 Сторона А предоставляет право Стороне Б право размещение рекламной и иной информации на наружной боковой поверхности четырех троллейбусов (с гаражными номерами: 301,302,303,157) МКП «Калининград-ГорТранс» на условиях, установленных договором.

Согласно пункту 2.1.1. договора № 1/23 от 01.09.2023 Сторона Б обязана разрабатывать оригинал-макеты информации и размещать информацию на бортах транспорта (путем нанесения изображения  на борта транспорта, а при необходимости покраски их), только на самоклеящейся основе и исключая их размещения на стеклах.

Согласно пункту 3.1 договора № 1/23 от 01.09.2023 стоимость размещения информации на бортах одного (любого) троллейбуса, указанного в пункте 1.1 договора, составляет 5250 рублей 00 копеек в месяц.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.  

Согласно общепринятому значению местоимение «нигде» означает «ни в каком месте, ни в одном из мест». В рассматриваемой рекламе с учетом контекста формулировка «таких ковров и цен нет нигде» используется в смысле отсутствия на рынке ковров и цен аналогичных коврам и ценам магазина «Мастер», при этом, в рекламе отсутствуют указания на конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение цен и которые имеют объективное подтверждение.

Довод ИП Гненного С. В. о том, что ИП Гненный С. В. (магазин «Мастер») является единственным продавцом персидских ковров из Ирана на территории Калининградской области не находит своего подтверждения ввиду того, что географические границы рынка реализации ковров не ограничены Калининградской областью и существует возможность, в том числе, дистанционной покупки (заказа) данных ковров у иных продавцов из других регионов,  а также непосредственно из Ирана.  

Кроме того, информация о том, что ИП Гненный С.В. является единственным продавцом персидских ковров в городе Калининграде не подтверждено им документально. Представленные договор № 2252 от 17 апреля 2023 г и договор комиссии № Б/Н от 01.10.2023 подтверждают лишь наличие договорных отношений ИП Гненного С.В. с ООО «К.М.К», у которого заключен договор с Sanaye Nassaji Atlas Ris Kashan (Ali Faffahi), но не указывает на эксклюзивное право реализации товара – персидских ковров в городе Калининграде, в том числе, иных производителей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе  рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Гненный С.В. (ИНН 0605684672).

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия ИП Гненного С. В. (ИНН 390605684672, 236016, г. Калининград, ул. Профессора Севастьянова, д. 22, кв 18) по факту распространения на троллейбусе МКП «Калининград-ГорТранс» рекламы магазина ковров «Мастер» следующего содержания: «Таких ковров и цен нет нигде!», содержащей не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, в силу отсутствия каких-либо конкретных критериев сравнений и объективных подтверждений,  нарушают требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП Гненному С. В. (ИНН 390605684672, 236016, г. Калининград, ул. Профессора Севастьянова, д. 22, кв 18) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42 – 48, 49 Правил, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

1.  Признать действия ИП Гненного С. В. (ИНН 390605684672, ) нарушившими пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП Гненному С. В. (ИНН 390605684672, 236016, )  предписание о прекращении нарушениязаконодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.                

Связанные организации

Связанные организации не указаны