Решение (комиссия) №ИБ/3637/23 решение по делу от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


решение по делу


ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1 mup.uk.kaliningrad@mail.ru ООО "Управляющая компания Ленинградского района" 236008, г. Калининград, ул. Тургенева, д. 14 uklr@mail.ru





РЕШЕНИЕ



14 августа 2023 года


039/01/14.4-507/2023



г. Калининград


Решение изготовлено в полном объеме 14 августа 2023 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 11 августа 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела № 039/01/14.4-507/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:


председатель Комиссии:


И.С. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:


А.Г. Киселёва



начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;


М.Ю. Казаков

начальник правового отдела Калининградского УФАС России;


при участии представителей:

ответчика – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом»: Чирва О.Ф. (директор), Король И.В. (на основании доверенности);

заявителя – ООО «Управляющая компания Ленинградского района»: Блохина П.О. (генеральный директор), Михно И.А. (на основании доверенности),


рассмотрев дело № 039/01/14.4-507/2023, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (юридический адрес: 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1, ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967) части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)


УСТАНОВИЛА:


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в результате рассмотрения заявления (вх. № 2383/23 от 29.03.2023) общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинградского района» (юридический адрес: 236008, г. Калининград, ул. Тургенева, д. 14, ИНН 3906204305, ОГРН 1093925000795) о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом», связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица – фирменного наименования, издан приказ от 29.06.2023 № 43 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 039/01/14.4-507/2023 по признакам нарушения ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 29.06.2023 (исх. № ИБ/2926/23 от 29.06.2023) к участию в рассмотрении дела № 039/01/14.4-507/2023 привлечены в качестве:

ответчика: общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (юридический адрес: 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1, ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967; далее также – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом», Ответчик);

заявителя: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинградского района» (юридический адрес: 236008, г. Калининград, ул. Тургенева, д. 14, ИНН 3906204305, ОГРН 1093925000795; далее также – ООО «УКЛР», Заявитель).

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, в ответ на определения, а также по собственной инициативе, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции, представлены письменные возражения, пояснения, ходатайства, содержащие доводы по возникшим в ходе рассмотрения дела вопросам.



Существо дела в изложении заявителя – ООО «Управляющая компания Ленинградского района».

В своем заявлении ООО «УКЛР» указало на недобросовестность действий ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» по введению в оборот и использованию фирменного наименования, содержащего термин «Муниципальная» управляющая компания.

Население города Калининграда сохраняет устойчивую ассоциативную память с муниципальными унитарными предприятиями ранее функционирующими на территории муниципального образования. Приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий на рынке жилищно-коммунальных услуг обеспечила равные юридические права для всех участников рынка и способствовала формированию условий конкуренции на рынке данных услуг.

Таким образом, употребление слова «муниципальный» в названии коммерческой организации недопустимо, так как создает четкую ассоциацию принадлежности бизнес-структуры к органам местного самоуправления, что повышает доверие у населения и способно привести к перераспределению спроса от потребителей, введенных в заблуждение относительно лица, оказывающего услугу.

Действия со стороны ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов с обозначением поддержки администрации городского округа «Город Калининград», а также в позиционировании себя как организации, причастной к органам местного самоуправления, по мнению Заявителя, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и указывают на признак недобросовестной конкуренции.


Существо дела в изложении ответчика – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом».

Ответчик – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» с доводами Заявителя не согласен, пояснил, что его действия соответствуют требованиям и положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Средство индивидуализации юридического лица – фирменное наименование ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» используется добросовестно, без акцентирования особого внимания потребителя на указание «Муниципальная».

Вместе с тем, в наименовании общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный дом» отсутствует упоминание как полного, так и сокращенного наименования органа местного самоуправления «Городской округ «Город Калининград» либо иных органов местного самоуправления Калининградской области, Российской Федерации. Также отсутствуют противоречия общественным интересам в части указания термина «Муниципальная», поскольку не вводит потребителя в заблуждение об организации деятельности хозяйственного общества со стороны муниципального образования.

Учредителями ООО «Комфортный Дом» с 01.04.2022 выступают унитарные предприятия организационно-правовой формы:

- муниципальное предприятие «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» в размере 50%;

- муниципальное казенное предприятие «Управление капитального строительства» городского округа «Город Калининград» в размере 50%.

На основании постановления главы администрации городского округа «Город Калининград» от 07.09.2022 № 801 МКП «Управление капитального строительства» городского округа «Город Калининград» преобразовано в ООО «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда» (ООО «МУК г. Калининграда»); учредителем ООО «МУК г. Калининграда» выступает администрация городского округа «Город Калининград» в лице Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов.

В настоящий момент осуществляется процедура реорганизации юридического лица – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» в форме присоединения к ООО «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда».

Учитывая также, что согласно положениям Гражданского кодекса РФ имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ), а имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ), утверждение Заявителя о том, что государственные органы и органы местного самоуправления не имеют отношение к Ответчику необосновано.

Ответчик считает, что доверие к организации, осуществляющей управление эксплуатации жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, и ее привлекательность для потребителей возникает на основании качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах и положительных отзывов граждан, а не от наименования организации.

С учетом изложенного, ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Подробно позиция Ответчика изложена в его письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела, а также в пояснениях и материалах, представленных в ходе заседаний Комиссии.


Обстоятельства дела, установленные Комиссией.


1. Статьей 14.4 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

На основании части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Российская Федерация является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статья 10 bis которой возлагает на страны-участницы обязанность обеспечить гражданам стран, участвующих в союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из приведенного определения понятия недобросовестной конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает, в том числе возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Таким образом, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.


2. Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Согласно пункту 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220
(далее - Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Согласно пункту 11.3 Порядка в случае, если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3-10.9 Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор)).

На основании вышеизложенного, в целях анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке по управлению многоквартирными домами на территории ГО «Город Калининград» Калининградским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции, по итогам которого составлен краткий обзор полученных результатов, включающий в себя следующее:

а) Согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. В силу того, что ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 31.05.2022 и по настоящее время оказывает гражданам – потребителям платные услуги по управлению общим имуществом многоквартирных домов, временной интервал определен как период с 31.05.2022 по дату составления аналитического отчета – 31.07.2023.

б) ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (далее – МКД), определяемую Жилищным кодексом РФ как оказание управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности. В силу законодательных ограничений такие услуги не взаимозаменяемы с другими товарами.

В связи с изложенным, продуктовые границы товарного рынка определены как рынок услуг по управлению многоквартирными домами.

в) Услуга по управлению МКД имеет четкую привязку к территории потребления, т.е. покупатель может удовлетворить свою потребность в получении данной услуги только на той территории, где расположен объект недвижимости – МКД, которым необходимо управлять.

МКД находится в пределах территории муниципального образования, под которым следует понимать городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Учитывая обстоятельства дела № 039/01/14.4-507/2023, географические границы товарного рынка определены как административные границы муниципального образования «Городской округ «Город Калининград».

г) Состав хозяйствующих субъектов определен как все хозяйствующие субъекты, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории г. Калининграда на основании выданной в установленном порядке лицензии.

Согласно информации, предоставленной Администрацией ГО «Город Калининград», лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД выданы 153 организациям, в том числе ООО «МУК «Комфортный дом» и ООО «УК Ленинградского района».

Таким образом, рынок услуг по управлению МКД в пределах административных границ ГО «Город Калининград» относится к рынку с развитой конкуренцией, ООО «МУК «Комфортный дом» и ООО «Управляющая компания Ленинградского района» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке по управлению многоквартирными домами.


3. Согласно абзацу второму части 2 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО. Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Также требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу частей 1-3 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

На основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства (в том числе органов местного самоуправления) в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных и муниципальных (общественных) интересах.

Согласно протоколу № 2 от 13.05.2022 общим собранием участников общества принято единогласное решение об изменении наименования ООО «Комфортный Дом» в ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом».

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, в качестве юридического лица – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» зарегистрировано 31.05.2022.

Директором организации является Чирва О.Ф., участниками/учредителями этого хозяйствующего субъекта являются:

- муниципальное предприятие «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград», ИНН 3903003375, ОГРН 1023901007008 (50% доли в уставном капитале) (далее – МП «Калининградтеплосеть»);

- общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда», ИНН 3900005448, ОГРН 1223900013721 (50% доли в уставном капитале) (далее – ООО «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда»).

Полное фирменное наименование Ответчика на русском языке: общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (пункт 1.4 Устава Ответчика); сокращенное фирменное наименование Ответчика на русском языке: ООО «МУК «Комфортный Дом» (пункт 1.4 Устава Ответчика).

Утверждение Ответчика о его принадлежности и подконтрольности органу местного самоуправления в силу того, что МП «Калининградтеплосеть» является участником Ответчика с 50% долей в уставном капитале, не имеет правового значения для целей рассмотрения настоящего дела, поскольку согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу статьи 3 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

На основании частей 1 и 2 статьи 7 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что само по себе корпоративное участие МП «Калининградтеплосеть» в деятельности Ответчика не свидетельствует о наличии какой-либо связи ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» с органом местного самоуправления;
МП «Калининградтеплосеть» не является органом местного самоуправления, не выполняет публично-правовые функции местного значения, а является самостоятельным хозяйствующим субъектом (юридическим лицом), коммерческая деятельность которого по извлечению прибыли регулируется Уставом.

В свою очередь, Комиссией также отклоняется как необоснованный довод Ответчика о его принадлежности к органу местного самоуправления в силу того, что
ООО «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда» (единственным участником этого юридического лица со 100% долей в уставном капитале является Городской округ «Город Калининград», от имени которого выступает Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград») является участником Ответчика с 50% долей в уставном капитале.

ООО «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда» не является органом местного самоуправления, не выполняет публично-правовые функции местного значения, а является самостоятельным хозяйствующим субъектом, коммерческая деятельность которого по извлечению прибыли регулируется Уставом.

Права и обязанности ООО «Муниципальная управляющая компания
г. Калининграда» как одного из участников Ответчика установлены статьями 8 и 9 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Из буквального толкования положений гражданского законодательства не следует, что состав участников ООО «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда» может порождать те или иные правовые последствия для самого ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом», в том числе для целей применения главы 2.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, учитывая, что государственные органы и органы местного самоуправления не являются участниками ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» и не имеют к этому юридическому лицу какого-либо отношения, в ходе осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» вводит потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, поскольку данный хозяйствующий субъект является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли.


4. Из материалов дела также следует, что в объявлениях, размещаемых в многоквартирных домах и адресованных неопределенному кругу потребителей услуг, Ответчик указывает информацию о том, что администрацией городского округа «Город Калининград» в 2022 году организована деятельность ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» в целях улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Аналогичная информация размещена Ответчиком на официальном сайте ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 2.1 Устава целью деятельности Ответчика является получение прибыли за счет оказания услуг, осуществления торговых операций.

Ответчик является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, поскольку является юридическим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность при ведении экономической деятельности в качестве участника рынка.

В соответствии с общедоступными сведениями, содержащимися в Государственной информационной системе Жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ; адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://dom.gosuslugi.ru/#!/licenses), Заявитель и Ответчик имеют действующие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

ООО «УКЛР» и ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, следовательно, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке управления общим имуществом многоквартирных домов.

Термин «Муниципальная» подразумевает обеспечение общественных нужд, удовлетворение публичных интересов государства и муниципального образования.

Ответчик, используя в своем фирменном наименовании словосочетание «Муниципальная управляющая компания...» вводит в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества, объема предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к органам местного самоуправления, что предоставляет хозяйствующему субъекту получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Рассматриваемые действия Ответчика могут обеспечить ему увеличение размера получаемой прибыли и, как следствие, причинить хозяйствующим субъектам - конкурентам убытки в виде упущенной выгоды (часть 2 статьи 15 ГК РФ) благодаря перераспределению спроса от потребителей, введенных в заблуждение Ответчиком относительно лица, оказывающего услуги по управлению многоквартирными домами.

Комиссией установлено, что Заявитель на протяжении более 12 лет осуществлял управление общим имуществом многоквартирного дома № 55-65 на Набережной Адмирала Трибуца в городе Калининграде. Данное обстоятельство подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 55-65 по ул. Н. А. Трибуца в г. Калининграде от 17.12.2009, проведенного в форме очного голосования.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 55-65 по ул. Набережная Адмирала Трибуца, г. Калининград, Калининградской области в очно-заочной форме голосования от 27.02.2023 заключенный с Заявителем договор управления общим имуществом указанного МКД был расторгнут, новой управляющей организацией был избран Ответчик.

Приказом Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 12.05.2023 № ЖК-645/пр названный многоквартирный дом исключен из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «УКЛР», и включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом».

Из представленных Заявителем материалов следует, что информация, указывающая на принадлежность Ответчика к администрации городского округа «Город Калининград» и организацию его деятельности именно в целях улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, распространялась Ответчиком также в адрес собственников многоквартирного дома № 55-65 на Набережной Адмирала Трибуца в городе Калининграде, что могло, в том числе повлиять на решение собственников о смене действующей управляющей компании в пользу ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом».

В ходе заседания Комиссии, состоявшегося 19.07.2023, представитель Ответчика пояснил, что ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» фактически не приступило к управлению указанным выше многоквартирным домом, который был вновь возвращен в управление ООО «УКЛР». Согласно приказу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 31.05.2023 № ЖК-766/пр спорный многоквартирный дом исключен из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Ответчик, и включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «УКЛР».

Вместе с тем, применительно к положениям пункта 4 статьи 1473 ГК РФ Комиссия отмечает, что противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства (в том числе органов местного самоуправления) в деятельности данной организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных и муниципальных (общественных) интересах.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения как недобросовестной конкуренции следует обратить внимание на цель совершения противоправных действий. Для такой квалификации они должны быть направлены на получение преимуществ перед конкурентами при осуществлении предпринимательской деятельности.

Определяющим для признания конкретных действий недобросовестными является не упоминание их в главе 2.1 Закона о защите конкуренции, а то, охватываются ли они составом недобросовестной конкуренции в том виде, в котором этот состав охарактеризован в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции и статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Распространение информации о том, что организация была создана по решению администрации городского округа «Город Калининград» способно вызвать большее доверие и привлекательность организации для потребителей благодаря восприятию организации как муниципальной или имеющей отношение к органам местного самоуправления.

Как указано выше, государственные органы и органы местного самоуправления не являются участниками ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» и не имеют к данному юридическому лицу какого-либо отношения.

Являясь хозяйствующим субъектом (обществом с ограниченной ответственностью) и преследуя основную цель по извлечению прибыли от коммерческой деятельности по управлению общим имуществом МКД, Ответчик не реализует государственные и муниципальные функции, не обладает властно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления.

Следует отметить, что на территории муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» профессиональную деятельность по управлению общим имуществом МКД на основании соответствующей лицензии осуществляет 153 управляющих организаций - юридических лиц, которые являются между собой конкурентами.

Хозяйствующие субъекты - конкуренты Ответчика, оказывающие услуги в аналогичной сфере деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Городской округ «Город Калининград», не используют в своем фирменном наименовании слова «Муниципальная управляющая компания...», не позиционируют себя лицами, причастными к администрации городского округа «Город Калининград», и по этому основанию действуют добросовестно.

При этом, Ответчиком не соблюдаются положения подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ, части 2 статьи 2 Закона № 131-ФЗ, что может также привести к причинению убытков иным хозяйствующим субъектам – конкурентам на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в виде упущенной выгоды по причине перераспределения спроса от потребителей услуг по управлению общим имуществом многоквартирных домов.

Регистрация фирменного наименования Ответчика, содержащего в себе в том числе слово «Муниципальная», а также последующее его использование в хозяйственной деятельности, является актом недобросовестной конкуренции, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам недобросовестной конкуренции, закрепленным пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, и запрещается положениями части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Факт того, что ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» в настоящее время находится в процессе реорганизации в форме его присоединения к ООО «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда» (ИНН 3900005448, ОГРН 1223900013721; от имени участника – Городского округа «Город Калининград», выступает Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», ИНН 3903010414, ОГРН 1023900592759), не отменяет наличие в совершенных Ответчиком действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства – части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия 02.08.2023 приняла заключение об обстоятельствах дела № 039/01/14.4-507/2023, в котором пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» признаков нарушения части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

До начала заседания в адрес Калининградского УФАС России от ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» поступили возражения (исх. № и-КД-344/УК от 07.08.2023) в отношении принятого 02.08.2023 Комиссией заключения об обстоятельствах дела № 039/01/14.4-507/2023, в которых Ответчиком выражено свое несогласие с установленными обстоятельствами и позицией Калининградского УФАС России.

Относительно представленных Ответчиком доводов в возражениях на заключение об обстоятельствах дела, касающихся недобросовестного поведения Заявителя – ООО «Управляющая компания Ленинградского района» в связи с использованием в своем фирменном наименовании словосочетания «…Ленинградского района», что также может вводить потребителей в заблуждение, поскольку термин «Ленинградский» является административным районом городского округа «Город Калининград», необходимо отметить, что данные доводы не являются пояснениями, доказательствами и доводами в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 039/01/14.4-507/2023 от 02.08.2023.

В целях защиты конкуренции антимонопольные органы реализуют публичные полномочия в порядке и формах, которые установлены законом, в частности посредством рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи обязательных для исполнения предписаний.

Основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, поданное в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства может быть сделан по результатам сбора и анализа доказательств в ходе рассмотрения заявления или материалов, исходя из конкретных обстоятельств, сведений и документов, имеющихся на момент принятия такого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции выделение дела в отдельное производство осуществляется в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Обстоятельства дела № 039/01/14.4-507/2023, а также доводы и пояснения, представленные Ответчиком в ходе рассмотрения дела, подробно исследованы Комиссией.

Комиссия исходит из того, что нарушение ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции подтверждено совокупностью прямых и косвенных доказательств, имеющихся в материалах дела и изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Действия ООО «Управляющая компания Ленинградского района» не являются предметом рассмотрения настоящего дела и не отменяют факта несоблюдения со стороны ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» норм антимонопольного законодательства.

Каких-либо новых доказательств либо пояснений или возражений, опровергающих выводы Комиссии, Ответчиком не представлено. Возражения Общества не соответствуют фактическим обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в материалах дела.

С учетом вышеизложенного, Комиссией Калининградского УФАС России оснований для изменения позиции, изложенной в заключении об обстоятельствах дела № 039/01/14.4-507/2023 от 02.08.2023 по результатам рассмотрения материалов дела, не установлено.

На основании изложенных обстоятельств дела в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/14.4-507/2023 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что действия общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (юридический адрес: 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1, ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967), выразившиеся в недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица – фирменного наименования, в части содержания в нем слова «Муниципальная», нарушают часть 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом обстоятельств дела, Комиссией усматриваются основания для выдачи Ответчику предписания об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, оценив доводы и доказательства, имеющиеся в распоряжении Комиссии, с учетом пояснений сторон о том, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,



РЕШИЛА:


  1. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (юридический адрес: 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1, ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967), выразившиеся в приобретении исключительного права на средства индивидуализации юридического лица путем регистрации юридического лица с фирменным наименованием, содержащим слово «Муниципальная», и использовании его в хозяйственной деятельности юридического лица, нарушением части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (юридический адрес: 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1, ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Передать материалы дела № 039/01/14.4-507/2023 должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.



Председатель комиссии







И.С. Болтенко

Члены комиссии










А.Г. Киселёва








М.Ю. Казаков



2023-3897


Связанные организации

ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом»
ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967
ООО «Управляющая компания Ленинградского района"
ИНН 3906204305, ОГРН 1093925000795