Решение №НИ/6059/23 Решение/ ИП Леденцов Д.Ю./ Магазин "Все по моде" от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 039/05/5-943/2023

Резолютивная часть объявлена  05.12.2023                                                г. Калининград
Изготовлено в полном объеме   19.12.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...>– заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...> – специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ИП <...>,

рассмотрев дело № 039/05/5-943/2023, возбужденное по признакам нарушения ИП <...> пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение <...> (вх. № 8683/23 от 13.11.2023) по вопросу размещения в телеграмм-канале «Янтарный длб» 04.11.2023 рекламы магазина «Все по моде» следующего содержания: «Лучший магазин женской одежды, обуви и аксессуаров в Калининграде».

28.11.2023 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области возбуждено дело № 039/05/5-943/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания, к которым направлена реклама, пунктом 3 статьи 3 установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 

Изучив материалы дела № 039/05/5-943/2023, выслушав доводы лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно представленным материалам 01.08.2023 между ИП Смирновой Г.В. (ИНН 390706146102) и ИП Леденцовым Д.Ю. заключен договор № 32 на оказание услуг по размещению и продвижению интернет-рекламы.

Счетом на оплату № 1195 07.10.2023 ИП Леденцов Д.Ю. (Заказчик) произвел оплату размещения рекламы в сообществе Янтарный ДЛБ в адрес (Исполнителя) ИП Смирновой Г.В. (ИНН 390706146102), что подтверждается Актом № 1195 от 07.10.2023.

Из представленных материалов Комиссией установлено, что 04.11.2023 в телеграмм-канале «Янтарный ДЛБ» размещалась реклама магазина «Все по моде» следующего содержания: «Лучший магазин женской одежды, обуви и аксессуаров в Калининграде».

Рассматриваемая информация распространена посредством сети «Интернет», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования магазину одежды «Все по моде», следовательно, по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации

Как следует из положений части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и товарах.

В данной связи, реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

На момент подачи обращения необходимый критерий сравнения в распространяемой рекламе отсутствовал.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «лучший магазин», при этом с точки зрения обычного потребителя данная информация создает впечатление о том, что магазин женской одежды ИП Леденцова Д.Ю. имеет значительное преимущество перед другими магазинами одежды.

При этом, не указана сноска на подтверждение, следовательно, вышеуказанная реклама не сопровождается таким подтверждением, вследствие чего считается недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

При оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Калининградское УФАС России приходит к выводу о том, что в рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Лучший магазин» над иными такого же рода магазинами, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор того или иного продавца товара.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «Лучший магазин женской одежды» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

На заседании Комиссии ИП Леденцов Д.Ю. нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе признал, пояснив, что данное нарушение допустил по причине недостаточных знаний к требованиям в части размещения рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

На основании пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно документам и материалам, имеющимся у Комиссии, рекламодателем рекламы содержания: «Лучший магазин женской одежды, обуви и аксессуаров в Калининграде» является Индивидуальный предприниматель Леденцов Денис Юрьевич  (ИНН 391801718337, 236010, Калининградская область, ул. Каштановая аллея, д. 28).

05.12.2023 в заседании Комиссии ИП Леденцов Д.Ю. пояснил, что в настоящее время рекламный пост: «Лучший магазин женской одежды, обуви и аксессуаров в Калининграде» исправлен, ввиду чего нарушение, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, устранено.

Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, Комиссией Калининградского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП Леденцову Д.Ю. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020  № 1922, Комиссия

РЕШИЛА

1. Признать действия Индивидуального предпринимателя Леденцова Дениса Юрьевича  (ИНН 391801718337, 236010, Калининградская область, ул. Каштановая аллея, д. 28), выразившиеся в распространении в сети «Интернет» рекламы следующего содержания: «Лучший магазин женской одежды, обуви и аксессуаров в Калининграде», нарушением требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Индивидуальному предпринимателю Леденцову Денису Юрьевичу  (ИНН 391801718337, 236010, Калининградская область, ул. Каштановая аллея, д. 28) не выдавать в связи с устранением совершенного нарушения до принятия решения по настоящему делу.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны