Письмо №312/04 решение № 039/07/3-1618/2021 от 19 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

14 января 2021 года                              № 039/07/3-1618/2021                         г. Калининград

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

ведущий заседание Комиссии:

Б.

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

 

члены Комиссии:

 

М.

 

 

К.

 

начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

при участии представителей:

заказчика – ГП КО «В»

 

организатора торгов –   ГКУ «КО «Ц»

 

заявителя – ООО «Т»

 

 

С.

П.

 

Г.

 

М.

 

 

по доверенности,

по доверенности;

 

по доверенности;

 

по доверенности,

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 10092 от 23.12.2021, вх. № 9998 от 21.12.2021) ООО «Т» (далее - Заявитель) на действия заказчика – ГП КО «В» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Аукцион) на поставку и установку бортовых контроллеров, регистраторов и датчиков уровня топлива транспортных средств ГП КО В. (извещение № 32110938599) (далее – ЕИС, официальный сайт)),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель полагает, что документация об Аукционе сформирована с нарушением требований и основополагающих принципов, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), что ведет к ограничению круга участников закупки, а именно:

1) необоснованно установлен диапазон температур, в которых планируется эксплуатация поставляемого оборудования;

2) необоснованно установлен объем сохраняемых событий;

3) учитывая, что доступ к системе мониторинга Omnicom Online предоставлен Заказчику временно посредством использования Web браузера, а на момент рассмотрения жалобы договорные отношения с его представителем прекращены, требования о совместимости с указанным ПО избыточны;

4) при необходимости наличия только интерфейсов RS-485, CAN и Micro требуется указание на оборудование, которое планируется подключать;

5) учитывая, что для дешифровки данных требуются различные контроллеры, необходима информация о транспортных средствах, которые необходимо оборудовать;

6) установлен необоснованный показатель диапазона напряжений.

Заявитель считает, что сформированные таким образом требования к товару не позволили ему предложить к поставке закупаемый товар и принять участие в закупке и нарушает требования статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе (вх. № 10092 от 23.12.2021, вх. № 9998 от 21.12.2021).

Заказчик считает, что при проведении Аукциона им не нарушены нормы действующего законодательства, в том числе законодательства о закупках. Формирование положений документации осуществлялось в рамках Положения о закупке и в соответствии с потребностью заказчика.

16.12.2021 с использованием функционала ЭТП поступил запрос на разъяснение Заказчиком положений документации о закупке, содержащий вопросы, аналогичные доводам жалобы Заявителя. При этом в соответствии с Разделом 1 пункта 8 Информационной карты документации об Аукционе дата окончания срока поступления запросов участниками аукциона в электронной форме - 15.12.2021, т.е. потенциальным участником был нарушен срок подачи запросов на разъяснение положений документации. В соответствии с пунктом 99 главы 13 Положения о закупке Заказчик имел право не осуществлять такое разъяснение, однако, для расширения возможности участия юридических и физических лиц в закупке Заказчиком было дано разъяснение № 420153 от 16.12.2021.

Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

Подробно позиция Заказчика изложена в его письменных пояснениях вх. № 10230 от 28.12.2022.

Организатор торгов поддержал позицию Заказчика и пояснил, что является уполномоченным учреждением, осуществляющим определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с условиями заключенного с Заказчиком договора о передаче ему части функций по осуществлению закупок для заказчика.

Организатор торгов считает, что указанные в описании предмета закупки требования к товару не нарушают действующее законодательство, что подтверждается также наличием трех поданных заявок на участие в Аукционе.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

13.12.2021 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ размещено извещение № 32110938599 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку и установку бортовых контроллеров, регистраторов и датчиков уровня топлива транспортных средств ГП КО В..

Максимальное значение цены договора: 4 631 100,00 руб.; начальная сумма цен единиц: 30 874,01 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с нормами Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Приказом № 1944 от 29.09.2021 утверждено «Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственного предприятия Калининградской области «В» (далее – положение о закупке), являющееся документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

В своей жалобе Заявитель не согласен с положениями документации об Аукционе, считает часть из них установленными необоснованно, а часть установившими избыточные требования, что ограничивает конкуренцию.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Вышеуказанное требование закреплено в подпункте 1 пункта 1 Положения о закупке.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 68 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

  • описание предмета закупки с учетом требований настоящего положения;
  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком.

Подпунктом 3 пункта 22 Положения о закупке установлено, что при проведении конкурентной закупки описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, установившей, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Данное требование указано также в подпункте 2 пункта 69 Положения о закупке.

Технические, функциональные и качественные, эксплуатационные характеристики товара установлены Заказчиком в разделе 2 «Описание предмета закупки» документации об Аукционе, а также требования к показателям, в том числе:

- напряжение питания, включает диапазон от 9,5 до 45 В;

- объем энергонезависимой памяти не менее 13400 событий;

- рабочая температура, включает диапазон от -40 до +85 С;

- совместимость с Программным обеспечением Omnicom Online, установленных у Заказчика – наличие;

- интерфейс RS-485;  интерфейс выдачи измеренных значений RS-485 и RS-232 – наличие;

- возможность подключения контроллера к сетевому интерфейсу CAN, автомобилей, используемых Заказчиком – наличие.

И даны расшифровки:

CAN - Controller Area Network - сеть контроллеров, стандарт промышленной сети, ориентированный, прежде всего, на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков. Режим передачи  — последовательный, широковещательный, пакетный.

RS-485  (англ. Recommended Standard 485) — стандарт физического уровня для асинхронного интерфейса. Название стандарта: ANSI TIA/EIA-485-A:1998 Electrical Characteristics of Generators and Receivers for Use in Balanced Digital Multipoint Systems. Регламентирует электрические параметры полудуплексной многоточечной дифференциальной линии связи типа «общая шина».

RS-232 (англ. Recommended Standard 232, другое название EIA232[1]) — стандарт физического уровня для асинхронного интерфейса (UART).

Сервис Omnicomm Online - это мониторинг и контроль транспортных средств в режиме реального времени с использованием ГЛОНАСС/GPS.

Заказчиком даны пояснения о том, что указанные в описании предмета закупки (раздел 2 документации об аукционе в электронной форме) требования к Товару составлены с учетом фактической потребности Заказчика.

По каждому доводу, указанному в жалобе, Заказчик обосновал свою потребность следующим:

1) Диапазон рабочей температуры регистратора, датчика уровня топлива от -40С до +85С установлен Заказчиком в силу того, что в Калининградской области температура воздуха, зафиксированная метеорологами в зимний период, опускалась до -33,ЗС, в летний поднималась до +36,5С. Также Заказчиком, при установлении данного параметра в учет принимался фактический нагрев элементов корпуса транспортного средства во время производства работ (стоянки) под лучами солнца, нагрев топлива в баке, происходящий через систему обратного возврата топлива от горячего силового агрегата. Нормативная температура работы двигателя транспортного средства составляет + 90С. Таким образом, установленный Заказчиком диапазон, указан с запасом для предотвращения несанкционированных сбоев в работе счетного устройства (ДУТ) и во избежание неисправностей оборудования в целом.

2) Согласно данным Роскомнадзора карта покрытия радиотелефонной связи GSM 900-1800 МГц автомобильных дорог Калининградской области составляет 99,1%, при этом покрытие радиотелефонной связи остальной части территории области вне дорожных сетей может отсутствовать, а специфика работы Заказчика предполагает работы, как вдоль городских дорог, так и на удалении от населенных пунктов и дорожного покрытия, в том числе в полях и лесном массиве, работы со скважинами и очистными сооружениями, взятие проб воды в различных водоемах. Объем энергонезависимой памяти регистратора 13400 событий составляет около 2 недель работы регистраторов без возможности подключения к сетям GMS, указанного количества будет достаточно для того, чтобы при работе вне сетей GSM сохранить данные по расходу топлива на используемых транспортных средствах, предотвратить хищения топлива и осуществлять контроль за работой транспортных средств Заказчика.

3) В рамках заключенного с ООО «З» договора № 281.11.20 от 27.11.2020 на поставку и установку регистрационного оборудования на транспортные средства Заказчика, ГП КО «В» предоставлены услуги по обеспечению доступа к программному приложению управления транспортом. Используемая посредством веб-интерфейса система мониторинга Omnicomm Online полностью удовлетворяет все требования Заказчика, предъявляемые к программному приложению по контролю уровня топлива в топливных баках транспортных средств, приложение является универсальным и поддерживает более 50 различных наименований торговых знаков датчиков уровня топлива и регистраторов. Указанный договор на момент формирования закупки и размещения ее на сайте ЕИС являлся действующим. В настоящее время ведется работа по закупке данной услуги, до осуществления которой услуга предоставляется на основании оплаченного счета, что не запрещено действующим законодательством.

4) Стандарт RS-232 разработан для обеспечения совместимой связи между различными поставщиками небольших интерфейсов последовательной передачи данных, определяет имена и электрические характеристики сигналов в интерфейсах, а также механические атрибуты используемых интерфейсов. Любой интерфейс RS-232 используется только для подключения двух устройств: оконечное оборудование данных (DTE) и оборудование передачи данных (DCE). Интерфейсы RS-232 обычно используются для подключения периферийных устройств к ПК.

Стандарт RS-485 разработан для увеличения расстояния и преодоления ограничения передачи данных RS-232, а также для преодоления односторонней связи через двухпроводной интерфейс RS-422. Это двунаправленный многоточечный интерфейс, поэтому он не ограничивается подключением только двух устройств как при RS-232. К порту RS-485 можно подключить до 32 комплектов драйверов и приемников, расстояние увеличивается до 4000 футов, а скорость передачи данных - до 100 Кбит/с.

В автогараже Заказчика имеется достаточное количество специализированной транспортной техники, на которой имеется не один (помимо основного) силовой агрегат (двигатель внутреннего сгорания), а также ряд энергозатратных механизмов. Потребность Заказчика заключается в дальнейшем подключении других видов оборудования, где будут использоваться данные виды интерфейсов.

Данные про Micro USB Тип В в техническом задании (описание предмета закупки) не содержатся.

5) В соответствии с пунктами 1.4, 4.1 проекта Договора количество поставляемого Товара невозможно определить, поставка Товара осуществляется отдельными партиями на основании заявок Заказчика, в которых указываются наименование, необходимое количество Товара и адрес поставки. Объём партии товара, требуемого к поставке по заявке Заказчика, и периодичность подачи заявок невозможно определить, так как заявка будет формироваться по мере необходимости, возникшей у Заказчика.

Потребность Заказчика состоит в приобретении универсального и бесперебойного оборудования способного работать на всех транспортных средствах, имеющихся у Заказчика и приобретаемых Заказчиком.

6) Диапазон напряжения питания регистратора от 9,5 до 45 вольт требуется для исключения выхода из строя электрооборудования автомобилей Заказчика, а также для исключения поломок приобретаемых датчиков уровня топлива, бортовых контроллеров и регистраторов в случае выхода из строя электрооборудования транспортных средств. На данный момент Заказчиком используется более 100 единиц различных видов автотранспортной техники, включая автомобили, экскаваторы, водно-моторную технику, насосы для откачки и перекачки воды, дизельгенераторы бесперебойного питания, компрессоры. Потребность Заказчика состоит в приобретении универсального и бесперебойного оборудования способного работать на всех силовых агрегатах и транспортных средствах, имеющихся у Заказчика и приобретаемых Заказчиком.

Исходя из анализа положений Закона о закупках потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заявленные требования к закупаемым товарам для нужд Заказчика установлены исходя из потребностей Заказчика и необходимы в сфере своей профессиональной деятельности.

С учетом требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей. При этом заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости при осуществлении своей профессиональной деятельности.

На заседании Комиссии, представителем Заявителя на вопрос ведущего заседание Комиссии по каким причинам Заявитель не мог принять участие в закупке и чем нарушаются его права было пояснено, что товар с заявленными характеристиками значительно увеличивает его стоимость, при этом существует большая вероятность отказа пользования программным обеспечением Omnicomm Online, установленных у Заказчика.   

При обосновании начальной цены суммы единиц товаров на поставку и установку бортовых контроллеров, регистраторов и датчиков уровня топлива транспортных средств ГП КО «Водоканал» Заказчик, руководствуясь Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, использовал метод сопоставимых рыночных цен, начальная цена сумма единиц товаров сформирована на основании полученных 3 (трех) коммерческих предложений.

В ходе анализа рынка, проведенного Заказчиком в рамках определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, им было установлено наличие на рынке не менее двух товаров различных производителей, соответствующих требованиям, установленным в описании предмета закупки, что подтверждается материалами рассмотрения жалобы.

Заявителем не было представлено каких – либо доказательств (писем, ответов) об отказе в предоставлении ему права использования (доступа) к вышеуказанному программному обеспечению.

Поскольку приоритетной целью закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе, в данном случае Заявителя, не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.

В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки соответствуют только одному конкретному производителю (поставщику) и не соответствуют фактическим потребностям, тем самым влекут к необоснованному ограничению количества участников.

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также отсутствие в рассматриваемом случае достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод об ограничении количества участников, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Т» необоснованной.

 

Ведущий заседание Комиссии:                                                                                Б.

Члены Комиссии:                                                                                                     М. 

                                                                                                                                   К.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны