Определение №ИБ/3601/23 о направлении определения о назначении дела от 11 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


о направлении определения о возбуждении дела


Ответчик:

Государственное предприятие Калининградской области «Водоканал»

ИНН 3903009923
ОГРН 1023900591626
юридический адрес: 236023, Калининградская область,
г. Калининград, Советский проспект,
д. 107


Заявитель:

Муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнергетика»

ИНН 3914111855
ОГРН 1073914002117

238150, Калининградская область,
г. Черняховск, ул. Барклая-де-Толли,
д. 2



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/01/10-599/2023

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ


11 августа 2023 года г. Калининград



Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/10-599/2023 о нарушении антимонопольного законодательства


УСТАНОВИЛ:


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в результате рассмотрения жалобы (вх. № 5047/23 от 03.07.2023) Муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергетика» (ИНН 3914111855, ОГРН 1073914002117, юридический адрес: 238150, Калининградская область,
г. Черняховск, ул. Барклая-де-Толли, д. 2; далее – МУП «Теплоэнергетика», абонент) на действия Государственного предприятия Калининградской области «Водоканал» (ИНН 3903009923, ОГРН 1023900591626, юридический адрес: 236023, Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, д. 107;
далее – ГП КО «Водоканал», организация водопроводно-канализационного хозяйства) в части превышения установленных Службой по государственному регулированию цен и тарифов по Калининградской области тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение за период январь-февраль 2023 года, установлено следующее.

До 01.01.2023 функции водоснабжения и водоотведения для потребителей, в том числе и для МУП «Теплоэнергетика», на территории муниципального образования осуществляли МУП «Черняховский водоканал» и МУП «Черняховские канализационные системы» муниципального образования «Черняховский городской округ» соответственно.

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов по Калининградской области (далее – Служба) от 03.12.2019 № 116-05окк/19 для Муниципального унитарного предприятия «Черняховские канализационные системы» муниципального образования «Черняховский городской округ» с 01.01.2023 по 30.06.2023 установлены тарифы на водоотведение в размере 20,14 рублей за 1 куб.м. как для прочих потребителей, так и для населения (без НДС).

Приказом Службы от 09.12.2021 № 68-04окк/21 для Муниципального унитарного предприятия «Черняховский водоканал» с 01.01.2023 по 30.06.2023 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 18,76 рублей за 1 куб.м. как для прочих потребителей, так и для населения (НДС не облагается).

Установленные тарифы налогом на добавленную стоимость не облагаются в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 06.12.2022 № 382/05 гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» с 01.01.2023 определено ГП КО «Водоканал».

С указанной даты на территории муниципального образования регулируемую государством деятельность по водоснабжению и водоотведению вправе осуществлять только ГП КО «Водоканал».

Приказом Службы от 16.02.2023 № 08-01окк/23 для ГП КО «Водоканал» (официально опубликован 16.022023 № ГР/150/2023) установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на 2023 год:

- за водоснабжение в размере 17,04 руб. за 1 куб.м. для прочих потребителей
(без НДС) и 20,45 руб. за 1 куб.м. (с НДС) для населения;

- за водоотведение в размере 19,04 руб. за 1 куб.м. для прочих потребителей
(без НДС) и 22,85 руб. за 1 куб.м. (с НДС) для населения.

Приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406; далее – Основы ценообразования), этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (органы регулирования тарифов, регулируемые организации, регулируемые тарифы, предельные индексы).

В силу пункта 11(1) Основ ценообразования, в случае досрочного прекращения деятельности гарантирующей организацией, в том числе ее отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей статус гарантирующей организации до утверждения в установленном порядке тарифов, применяются тарифы, установленные для гарантирующей организации, досрочно прекратившей деятельность (в течение 60 календарных дней со дня наделения новой организации статусом гарантирующей организации).

Таким образом, до даты вступления в силу приказа Службы от 16.02.2023 № 08-01окк/23, распространившего свое правовое действие в отношении ГП КО «Водоканал» как новой организации водопроводно-канализационного хозяйства на территории рассматриваемого муниципального образования, ГП КО «Водоканал» было обязано применять тарифы, ранее утвержденные приказами Службы от 03.12.2019 № 116-05окк/19 и от 09.12.2021 № 68-04окк/21 для прежних ресурсоснабжающих организаций.

Приняв на себя функции по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области», ГП КО «Водоканал» заключило с МУП «Теплоэнергетика» (абонентом):

- договор холодного водоснабжения от 14.04.2023 № 19/83076/В;

- единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 16.05.2023
№ 19/83076.

По условиям указанных договоров:

- тариф холодного водоснабжения определен в размере 20,49 рублей
за 1 куб.м. с учетом НДС (пункт 6 договора от 14.04.2023 № 19/83076/В);

- тариф холодного водоснабжения определен в размере 20,49 рублей
за 1 куб.м. с учетом НДС, тариф водоотведения установлен в размере 22,85 рублей за 1 куб.м. с учетом НДС (пункт 7 договора от 16.05.2023 № 19/83076).

В соответствии с выставленным ГП КО «Водоканал» в адрес
МУП «Теплоэнергетика» счетом на оплату от 17.05.2023 № 019/83076-000002 организацией водопроводно-канализационного хозяйства абоненту начислена плата за услуги водоотведения, водоснабжения, прием загрязняющих веществ сверх норматива сточных вод, а также плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения с разбивкой на периоды с 02.01.2023 по 28.02.2023 и с 01.03.2023 по 16.05.2023, всего 8 наименований на сумму 85 331,74 руб., в том числе:

- за услуги водоотведения по объекту г. Черняховск, ул. Красноармейская, д. 6Б - нежилое здание (котельная), вых.2: за период 02.01.2023 - 28.02.2023 в размере 22,85 руб./м3 на сумму 7 814,70 руб.;

- за услуги водоснабжения по водомеру объекта, расположенного по адресу: г. Черняховск, ул. Красноармейская, д. 6Б - нежилое здание (котельная), вх.1: котельная, за период 02.01.2023 – 28.02.2023 в размере 20,45 руб./м3 на сумму 5 991,85 руб.

Итого по счету: 71 109,78 рублей, сумма НДС – 14 221,96 рублей,
всего к оплате – 85 331,74 рублей.

Выставленные тарифы на водоотведение в размере 22,85 руб./м3 и на водоснабжение в размере 20,45 руб./м3 соответствуют утвержденным приказом Службы от 16.02.2023 № 08-01окк/23 тарифам на соответствующие услуги для категории «Население» с применением НДС в размере 20%.

Таким образом, в нарушение пункта 11(1) Основ ценообразования ГП КО «Водоканал» в период с 02.01.2023 по 28.02.2023 не были применены тарифы, ранее установленные для гарантирующих организаций, досрочно прекративших деятельность на территории муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» (в течение 60 календарных дней со дня наделения новой организации статусом гарантирующей организации).

Кроме того, к вышеуказанным тарифам, рассчитанным уже с учетом НДС, организацией водопроводно-канализационного хозяйства к итоговой сумме повторно начислена сумма НДС.

Таким образом, ГП КО «Водоканал» предъявило к уплате абоненту
МУП «Теплоэнергетика» «двойную» сумму НДС за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, что не соответствует положениям действующего законодательства.

Объекты налогообложения НДС установлены в статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

(Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Фактически налогом на добавленную стоимость облагается разница между ценой продажи и стоимостью покупки или производства товаров, работ, услуг. НДС подлежит уплате с продажи товаров, работ, услуг или имущественных прав, а также при ввозе на территорию Российской Федерации продукции иностранного производства.

Положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают однократную уплату НДС покупателем услуг. Исчисление НДС на стоимость товаров, работ, услуг с предшествующим применением НДС
не допускается.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В этой связи, ГП КО «Водоканал», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области», следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В результате действий ГП КО «Водоканал» абонент - МУП «Теплоэнергетика» вынужден оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения в завышенном размере.

Как указано в пункте 8 «Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016), изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Одним из признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является наличие злоупотребления в поведении доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, связанное с ущемлением интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Следовательно, в действиях ГП КО «Водоканал», выразившихся в начислении абоненту платы с применением «двойного» НДС, а также в неприменении тарифов, ранее установленных для гарантирующих организаций, досрочно прекративших деятельность на территории муниципального образования, усматриваются признаки нарушения установленного порядка определения (применения) тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению.

По этим основаниям Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области издан приказ от 01.08.2023 № 47 о возбуждении дела № 039/01/10-599/2023 по признакам нарушения ГП КО «Водоканал» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства


ОПРЕДЕЛИЛ:


  1. Назначить дело № 039/01/10-599/2023 к рассмотрению на 01 сентября 2023 года на 14 часов 30 минут по адресу: ул. Барнаульская, д. 4, г. Калининград, 236006.

  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 039/01/10-599/2023 в качестве

ответчика:

- Государственное предприятие Калининградской области «Водоканал» (ИНН 3903009923, ОГРН 1023900591626, юридический адрес: 236023, Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, д. 107);

заявителя:

- Муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнергетика»
(ИНН 3914111855, ОГРН 1073914002117, юридический адрес: 238150, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Барклая-де-Толли, д. 2);

3. ОтветчикуГП КО «Водоканал» в срок до 30 августа 2023 года включительно представить в Калининградское УФАС России:

- письменное изложение позиции по существу дела, подлежащего рассмотрению, с приложением документов, обосновывающих позицию;

- копии документов (счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи), направленных для оплаты услуг водоснабжения и водоотведения в адрес
МУП «Теплоэнергетика» за период с момента заключения с абонентом соответствующих договоров и по настоящее время;

- иные документы и сведения, имеющие значение для всестороннего рассмотрения дела.

4. Заявителю – МУП «Теплоэнергетика» в срок до 30 августа 2023 года включительно представить в Калининградское УФАС России:

- копии документов, подтверждающих внесение платы за потребленные услуги водоснабжения и водоотведения на основании заключенных
с ГП КО «Водоканал» договоров за период с момента их заключения и по настоящее время;

- иные документы и сведения, имеющие значение для всестороннего рассмотрения дела.




Председатель Комиссии


И.С. Болтенко











2023-3846


Связанные организации

ГП КО «Водоканал»
ИНН 3903009923, ОГРН 1023900591626
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ " ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА "
ИНН 3914111855, ОГРН 1073914002117