Определение №НИ/6120/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 039/05/5-1044/2023 ПО ПРИЗН... от 21 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 039/05/5-1044/2023 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
21 декабря 2023 года г. Калининград
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение Ануфриевой И.П. (вх. № 8586/23 от 09.11.2023) по вопросу размещения на рекламной конструкции, расположенной над проезжей частью дороги по адресу: г. Калининград, Московский проспект, напротив магазина «Строитель» (г. Калининград, Московский проспект, 186), рекламы жилого комплекса «Включи» следующего содержания: «Жилой комплекс «Включи» 2,99% ипотека, ССК * 3998».
В своем обращении Заявитель пояснил, что в указанной рекламе информация нанесена мелким нечитаемым шрифтом, информацию невозможно прочитать ни с какого ракурса, даже если остановиться на аварийной полосе в максимальном приближении к рекламному щиту, тем более невозможно прочитать, двигаясь в авто. Неполная информация об условиях предоставления ипотеки под 2,99%, а также отсутствие информации о наименовании или имени лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность по предоставлению ипотеки, нарушают часть 7 статьи 5, часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.
В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.
Как следует из положений части 1 статьи 3 Закон о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Часть 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Частью 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В ходе рассмотрения обращения антимонопольным органом проанализирована информация на рекламной конструкции, расположенной над проезжей частью дороги по адресу: г. Калининград, Московский проспект, напротив магазина «Строитель» (г. Калининград, Московский проспект, 186), и установлено, что размещаемая информация является рекламой.
Как следует из положений части 1 статьи 5 реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Исследовав фотографии спорного рекламного объекта, представленные в обращении Ануфриевой И.П. (вх. № 8586/23 от 09.11.2023), антимонопольным органом установлено, что рекламная конструкция расположена в таком месте, где потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимали сбоку, подойти ближе к рекламному щиту не представлялось возможным, поскольку щит расположен на небольшом газоне между двумя проезжими частями, пешеходный переход в этом месте отсутствует, на тротуаре имеется ограждение от проезжей части.
Условия размещения рекламы (место расположения - рядом с проезжей частью дороги, фон баннера, а также размер шрифта) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст (Жилой комплекс «Включи» 2,99% ипотека, ССК * 3998).
Формальное присутствие в рекламе информации нечитаемым шрифтом не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации является ненадлежащим
Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе установлены в статье 38 Закона о рекламе.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно части 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
В силу части 6 статьи 3 ,части 7 статьи 38 8 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В ходе предварительной проверки установлено, что рекламодателем данной рекламы является ООО СЗ «ССК Калининград» (ИНН 3906412009, ОГРН 1223900003590, 236039, г. Калининград, ул. Краснооктябрьская, 17, эт./оф. 1/102).
Рекламораспространителем является ИП Костиков Д.В. (ИНН 390604988519, ОГРПИН 306390613800031, 236029, г. Калининград, ул. Земельная, д. 27, кв. 2).
При изложенных обстоятельствах, Калининградское УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО СЗ «ССК Калининград» (ИНН 3906412009, ОГРН 1223900003590) как рекламодателя усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, части 1 статьи 28 Закона о рекламе, в действиях ИП Костикова Д.В. (ИНН 390604988519, ОГРПИН 306390613800031) как рекламораспространителя усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 039/05/5-1044/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявитель – Ануфриева И.П.
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО СЗ «ССК Калининград» (ИНН 3906412009, ОГРН 1223900003590, 236039, г. Калининград, ул. Краснооктябрьская, 17, эт./оф. 1/102),
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП Костиков Д.В. (ИНН 390604988519, ОГРПИН 306390613800031, 236029, г. Калининград, ул. Земельная, д. 27, кв. 2),
- заинтересованное лицо – ИП Кудрявцев А.В. (ИНН 390400477234, ОГРНИП 305390514500068, 236009, г. Калининград, ул. Малая Лесная, д.6),
- заинтересованное лицо – ООО «Медиалайф» (ИНН 2311286363, ОГРН 119237375023983, г. Краснодар, тер. Пашковский жилой массив, ул. Им. Фадеева, д.214, офис 49/3),
3. Назначить дело к рассмотрению на 12 января 2024 года в 12 часов 00 по адресу: г. Калининград, ул. Барнаульская, 4 (вход со стороны ул. Геологическая).
4. Лицам, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО СЗ «ССК Калининград», ИП Костикову Д.В. представить в Калининградское УФАС России в срок 11 января 2024 года следующие сведения:
- мотивированное письменное пояснение по доводам, изложенным в настоящем определении;
- все документы, связанные с изготовлением и распространением вышеуказанной рекламы.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Представителям лиц, участвующим в деле, при себе необходимо иметь надлежаще оформленные доверенности на участие в рассмотрении дела и документы, удостоверяющие личность.