Решение б/н РЕШЕНИЕ №42 по признакам нарушения ОАО «Северо-Западный Тел... от 2 апреля 2009 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ №42
04 февраля 2009 года г. Калининград
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 04 февраля 2009 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.П. Соколова – руководитель Калининградского УФАС России.
Члены Комиссии:
О.А. Бессонова – начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
Ю.А. Сидорова - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
Д.Е. Васейко – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
Н.С. Егорова – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
в присутствии представителей заявителей:
С.Г. Винниченко — технический директор ООО «Телесет ЛТД»;
И.Н. Бушевский — советник генерального директора по правовым вопросам ЗАО «ВестБалт Телеком»;
в присутствии представителя ответчика:
Н.В. Мужчиль — юрисконсульт ОАО «Северо-Западный Телеком»,
рассмотрев дело № 42 по признакам нарушения ОАО «Северо-Западный Телеком» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Калининградское УФАС России поступили заявления ЗАО «ВестБалт Телеком» и ООО «Телесет ЛТД» на действия ОАО «Северо-Западный Телеком» в части необоснованного установления арендной платы за 1 канало/километр в телефонной канализации и перевода волоконно-оптического кабеля (ВОК) в группу кабелей связи, которые по техническим требованиям должны прокладываться по одному в канале. По данным фактам приказом антимонопольного органа от 06.10.2008 г. № 148 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 42 по признакам нарушения ответчиком статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
1. Существо дела в изложении представителя ответчика
ОАО «Северо-Западный Телеком»: Заключенные Калининградским филиалом ОАО «СЗТ» договоры № 40700 от 01 октября
По Методике тарифы установлены для 3-х типов кабелей связи:
- для волоконно-оптического кабеля (ВОК) и кабеля, который по техническим требованиям должен прокладываться по одному в канале (коаксиальный типа КМА-4, КМ-8/6, телефонный типа ТПП от 400 пар);
- для кабеля, к которому допускается докладывать другие (типа МКТ, телефонные типа ТПП от 200 до 400 пар),
- для кабеля, которого в одном канале может быть несколько (телефонные типа ТПП до 200 пар, ТЗГ, МКС).
При определении порядка оплаты использования сооружений общества, рассчитывается базовый тариф за предоставление места в пользование в кабельной канализации за 1 кан-км такого сооружения. Снижение базового тарифа на 25% и на 50%, то есть установление на уровне 75% и 50% от рассчитанной стоимости услуги, допускается только для тех типов кабеля, к которым в соответствии с существующими нормативами допускается дополнительная докладка других (помимо уже приложенного) кабелей связи.
В соответствии с данной Методикой, для расчета тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации для прокладки кабеля связи производится расчет необходимой валовой выручки, при которой учитываются:
- расходы по производственным счетам 30.01.15 и 30.01.16 за 2007 год;
- накладные расходы, рассчитанные по данным за 2007 год;
- норма прибыли, определенная по фактическим данным за 2007 год;
- инвестиционная составляющая, рассчитанная с учетом среднего годового объема строительства новой номерной емкости, исходя из фактических данных за 2005-
На производственный счет 30.01.15 относятся расходы по эксплуатации, контролю состояния, техническому обслуживанию и ремонту линейно кабельных сооружений зонового уровня. На производственный счет 30.01.16 относятся расходы по эксплуатации, контролю состояния, техническому обслуживанию и ремонту линейно кабельных сооружений местного уровня.
В соответствии с ведомственными строительными нормами в области проектирования линейно-кабельных сооружений связи прокладка оптических кабелей связи рекомендуется в свободных каналах кабельной канализации. При этом оптические кабели с броневой защитой могут прокладываться только в свободных каналах связи. Таким образом, отнесение ВОК к группе тарифов со 100 %-ным установлением тарифа вызвано тем обстоятельством, что указанные типы кабеля прокладываются по одному в канале и предоставление места под их размещение подлежит оплате в полном размере, рассчитанном с учетом полной стоимости предоставления
Предоставление в пользование места в кабельной канализации, в частности для прокладки ВОК, влечет за собой возникновение коммерческих рисков для ОАО «СЗТ».
Кабельная канализация является ограниченным ресурсом. Строительство ее осуществляется для нужд ОАО «СЗТ» и только в случае наличия свободной емкости третьим лицам может быть предоставлено место в кабельной канализации для пользования. В последнее время расходование данного ресурса филиала происходит достаточно интенсивно, а возобновление - в крайне ограниченных размерах. Большой объем — около 50% кабельной канализации филиала, приходится на удовлетворение потребностей третьих лиц. Усредненная стоимость строительства одного канало-километра в настоящий момент составляет 447012 руб. Кроме строительных издержек требуется также прохождение процедуры согласования трасс строительства с органами местной власти.
2. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе проведения заседаний комиссии
1. Основным документом, устанавливающим правовые основы отношений и деятельности хозяйствующих субъектов в области связи, является Федеральный закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи». В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закон № 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи» «операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений». На основании статьи 28 Федерального закона «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства РФ № 637 от 24.10.2005 года «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» тарифы на услуги предоставления в пользование кабельной канализации не входят в перечень регулируемых услуг связи и определяются оператором связи самостоятельно. Основными документами в области технологии и организации строительства линейно-кабельных сооружений сетей связи, содержащих требования и нормы прокладки кабелей связи, являются:
- ведомственные строительные нормы ВСН 116-93 «Инструкция по проектированию линейно-кабельных сооружений связи»
- нормы технологического проектирования «Городские и сельские телефонные сети» РД 45,120-2000 НТП 112-2000 от 12.10.2000 г.
Данные документы являются обязательными при проектировании городских и сельских телефонных сетей.
2. В соответствии с п. 3.1 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5, в соответствии с методикой, утвержденной приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», отделом антимонопольного контроля Калининградского УФАС России (далее – антимонопольный орган) проведены анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления в пользование места в кабельной канализации.
Как следует из Аналитического отчета по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления в пользование места в кабельной канализации от 01.02.2009 г., ОАО «Северо-Западный Телеком» занимает 99,8% на рынке предоставления в пользование места в кабельной канализации в городе Калининграде.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, положение ОАО «Северо-Западный Телеком» на рынке предоставления в пользование места в кабельной канализации в географических границах г. Калининграда является доминирующим.
3. Калининградским филиалом ОАО «СЗТ» заключен договор № 40700 от 01 октября
Согласно нормам технологического проектирования «Городские и сельские телефонные сети» РД 45,120-2000 НТП 112-2000 от 12.10.2000 г. в свободном канале допускается прокладка не более пяти-шести оптических кабелей. Прокладка небронированных оптических кабелей в канале кабельной канализации, занятом кабелями с металлическими жилами и оптическими бронированными кабелями, должна предусматриваться в предварительно проложенных защитных полиэтиленовых трубах. Оптические кабели с броней из стеклопластиковых стержней, стальных проволок и лент, с защитной полиэтиленовой оболочкой могут прокладываться как по свободным, так и по занятым каналам. В одном канале допускается прокладка нескольких кабелей при условии, что суммарная площадь поперечных сечений кабелей не будет превышать 0,6 площади канала. Внутренний диаметр канала из асбестоцементных труб равен
Довод представителя ОАО «Северо-Западный Телеком» на заседании комиссии Калининградского УФАС России 01 ноября
4. Анализ предоставленных ОАО «Северо-Западный Телеком» расчетов тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации (исх. № 02-01-4/88-«КТ» от 11.08.2008 г. и исх. № 01-01/3602 от 18.11.2008 г.) показал, что при абсолютно идентичных составляющих затрат был рассчитан и установлен разный базовый ежемесячный тариф. Так, в июне месяце он составлял 1595 рублей за 1 кан/км, а в ноябре базовый ежемесячный тариф составил 1100 рублей. Из материалов дела следует, что для ООО «Телесет ЛТД» стоимость предоставления в пользование места в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля в размере 1100 рублей за 1 кан/км была установлена с 01.07.2008 г.
Для ЗАО «ВестБалт Телеком» стоимость арендной платы за 1 кан/км телефонной канализации с 01.06.2008 г. по 04.10.2008 г. составляла 1595 рублей за 1 кан/км. . С 04.10.2008 г. был установлен тариф 1100 рублей за 1 кан/км. Таким образом, тариф, действовавший в период с 01.06.2008 г. по 04.10.2008 г., как минимум на 495 рублей превышал сумму расходов и прибыли, необходимых для оказания сторонним операторам связи услуги по предоставлению в пользование места в кабельной канализации.
5. В соответствии с п. 6.2 договора аренды № 28ТД от 28 мая
В соответствии с письмом ОАО «СЗТ» № 3550 от 30.04.2008 г. «Об изменении стоимости арендной платы» размер базового тарифа за пользование местом в кабельной канализации для ЗАО «ВестБалттелеком» установлен в размере 1595 рублей за 1 кан/км. Таким образом, с учетом предусмотренного договором порядка расчета арендной платы, плата за размещение ВОК данного контрагента составляла 797,50 рублей за кан/км.
Как следует из материалов дела, аналогичная по величине плата за пользованием местом в кабельной канализации при размещении ВОК применялась в отношении ОАО «Связьинформ».
При этом, в соответствии с письмом ОАО «СЗТ» № 22/7529 от 26.11.2007 г. с 01 января
Своими ответами на запросы Калининградского УФАС России, приобщенными к материалам дела, факт применения тарифа за размещение ВОК в размере 920 рублей за 1 кан/км. и 1100 рублей за 1 кан/км. подтвердили также ОАО «Вымпел-Ком», ООО «Транксити», ЗАО «ГазТелеком», ОАО «Мегафон», ООО «Эквант», ЗАО «Экран», ОАО «Калининградские Мобильные Сети», ООО «Антенная служба-Плюс».
При этом, какие-либо экономические, технологические или иные обоснования установления различной платы за предоставление в пользование места в кабельной канализации под размещение ВОК различных операторов связи отсутствуют.
Таким образом, действия ОАО «Северо-Западный Телеком» по установлению для различных контрагентов путем применения скидки с базового тарифа различных по величине тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации для размещения волоконно-оптического кабеля являются нарушением п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
6. Из анализа предоставленных ОАО «СЗТ» документов следует:
Тарифы на услугу «Предоставление в пользование места в кабельной канализации для прокладки кабеля связи» рассчитываются:
- тарифы, введенные с 01 января
- тарифы, введенные с 01 июля
В соответствии с Методикой для расчета тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации для прокладки кабеля связи, утвержденной приказом ОАО «СЗТ» № 253-пр ГД от 19.06.2008 г., производится расчет необходимой валовой выручки, при которой учитываются:
- расходы по производственным счетам 30.01.15 и 30.01.16 за 2007 год;
- накладные расходы, рассчитанные по данным за 2007 год;
- норма прибыли, определенная по фактическим данным за 2007 год;
- инвестиционная составляющая, рассчитанная с учетом среднего годового объема строительства новой номерной емкости исходя из фактических данных за 2005-2007 гг.
Согласно п. 2 части 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой признается цена товара, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Из расчета тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации (исх. № 01-01/3602 от 18.11.2008 г.) следует, что кроме необходимых расходов и нормы прибыли в состав тарифа на предоставление места в кабельной канализации включена инвестиционная составляющая на постройку новой канализации, за счет которой уровень рентабельности данной услуги увеличилась в два раза и составила 48,9 % , тогда как исходя из расходов за 2007 год и нормы прибыли, установленной ОАО СЗТ, рентабельность должна составить 25,0 %. Данный уровень рентабельности – 48,9 % существенно превышает уровень рентабельности ОАО «СЗТ» от продажи услуг, в том числе по регулируемым видам деятельности, который по отчету о прибылях и убытках (форма № 02 по ОКУНД) за 2007 год составил 29,4 %.
Учет в тарифе инвестиционной составляющей ОАО «СЗТ» не предусмотрен нормативными документами, регулирующими деятельность в области связи, и определяется исключительно внутриведомственным актом - Методикой расчета тарифов, утвержденной приказом ОАО «СЗТ» № 253-пр ГД от 19.06.2008 г. Таким образом, рост тарифа на предоставление места в кабельной канализации обусловлен включением в тариф инвестиционной составляющей, отражающей расходы филиала ОАО «СЗТ» на строительство новой номерной емкости, ввода новой канализации, тогда как в соответствии с п. 27 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября
Таким образом, расходы на строительство новой канализации не могут быть отнесены к расходом и прибыли, необходимым для оказания услуги по предоставлению в пользование или аренду места в существующей кабельной канализации и тариф, установленный доминирующим хозяйствующим субъектом с учетом инвестиционной составляющей, может быть квалифицирован как монопольно высокая цена.
7. Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление и поддержание монопольно высокой цены товара и установление экономически, технически и иным образом не обоснованных различных тарифов.
Действия ОАО «Северо-Западный Телеком» по экономически, технически и иным образом не обоснованному установлению различных тарифов на предоставление в пользование (аренду) места в кабельной канализации под размещение волоконно-оптического кабеля являются нарушением п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Действия ОАО «Северо-Западный Телеком» по установлению и поддержанию базового тарифа на предоставление в пользование (аренду) места в кабельной канализации на уровне, превышающем сумму необходимых для оказания данной услуги расходов и прибыли, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Северо-Западный Телеком» (
2. Признать ОАО «Северо-Западный Телеком» (
3. Признать ОАО «Северо-Западный Телеком» (
4. Выдать ОАО «Северо-Западный Телеком» (
4.1. не допускать включение в расчет тарифов за предоставление места в кабельной канализации расходов и прибыли, не являющихся необходимыми для оказания соответствующих услуг;
4.2. в срок до 01.04.2009 г. обеспечить установление базового тарифа за предоставление места в кабельной канализации с учетом расходов и прибыли, необходимых для оказания данной услуги, исключив из расчета базового тарифа за пользование местом в кабельной канализации инвестиционную составляющую;
4.3. обеспечить применение в отношениях с различными контрагентами единого тарифа на предоставление в пользование места в кабельной канализации под размещение волоконно-оптического кабеля;
4.4. в качестве доказательства исполнения предписания, представить в Калининградское УФАС России в срок до 01.04.2009 г. расчет тарифа на предоставление места в кабельной канализации с учетом необходимых расходов и прибыли, копии уведомлений, направленных в адрес контрагентов об изменении тарифа за предоставление места в кабельной канализации, либо предложений о внесении соответствующих изменений в договоры (приложения к договорам), о принятии дополнительных соглашений об изменении цен (тарифов).
5. Материалы дела передать уполномоченному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО «Северо-Западный Телеком» к административной ответственности.
Председатель комиссии:
Руководитель Калининградского
УФАС России И.П. Соколова
Члены комиссии:
Начальник отдела
антимонопольного контроля О.А. Бессонова
Главный специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля Д.Е. Васейко
Старший государственный инспектор отдела
антимонопольного контроля Н.С. Егорова
Ведущий специалист – эксперт отдела
антимонопольного контроля Ю.А. Сидорова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.