Письмо №ИБ/1847/24 Определение о назначении дела № 039/01/10-253/2024 от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Определение о назначении дела № 039/01/10-253/2024

 

Ответчику:

Акционерное общество «Янтарьэнергосбыт»

 

 

Заявителям:

Л.А. М

 

Л.В.

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/01/10-253/2024

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

17 апреля 2024 года г. Калининград

 

Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/10-253/2024 о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) в результате анализа поступивших от гр.                                             (далее – Заявители), представляющих интересы членов некоммерческого садоводческого товарищества «Рыбак» (ИНН 3913004709; далее – НСТ «Рыбак», Товарищество) о нарушении акционерным обществом «Янтарьэнергосбыт» (ОГРН 1083925011422; ИНН 3908600865: далее - Общество) условий заключённых договоров энергоснабжения с гражданами-потребителями коммунальной услуги по электроснабжению (далее – Договор), установлено следующее.

Гарантирующий поставщик АО «Янтарьэнергосбыт» осуществляет поставку электроэнергии с целью энергоснабжения объектов НСТ «Рыбак», расположенного по адресу: 238345, Калининградская обл., г. Светлый, пос. Взморье.

Также у АО «Янтарьэнергосбыт» имеются прямые договоры энергоснабжения с гражданами-потребителями коммунальной услуги по электроснабжению, заключенные с членами Товарищества, в том числе с Заявителями.

С момента заключения Договора с Заявителями и по май 2023 года в квитанциях (платежных документах) на оплату электроэнергии гарантирующий поставщик АО «Янтарьэнергосбыт» указывал объем только фактически потребленной электроэнергии.

С июня 2023 года, без надлежащих уведомлений, Общество в квитанциях (платежных документах) Заявителей стало включать оплату потерь в сетях (раздел «Услуга», услуга - «Потери условно-переменные») в размере 10%, что не предусмотрено положениями заключённых с заявителями Договоров.

Согласно пояснениям Общества от 30.01.2024 (вх. № 674-ЭП/24), от 13.03.2024 (вх. № 1932-ЭП/24), представленным в адрес Управления, между Обществом и Заявителями в отношении объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Светловский ГО, п. Взморье, НСТ «Рыбак», заключены прямые договоры энергоснабжения и открыты лицевые счета.

31.05.2023 в адрес Общества поступило обращение председателя НСТ «Рыбак» с приложением Протокола общего собрания членов НСТ «Рыбак» от 09.04.2023 № 9.

В соответствии с указанным протоколом четвертым вопросом повестки дня значился вопрос распределения потерь в электросетевом комплексе НСТ «Рыбак», по которому Общим собранием членов НСТ «Рыбак» было принято решение: «До момента передачи электросетевого имущества распределить потери в электросетевом имуществе НСТ «Рыбак». Расчет потерь производить исходя из ежемесячных счетов АО «Янтарьэнергосбыт», выставляемых для оплаты садовому товариществу, которые делить в размере 10,0% от индивидуального ежемесячного потребления. Указанные потери включить в каждый договор энергоснабжения для оплаты по действующему тарифу».

В данной связи, в соответствии с порядком оплаты потерь электроэнергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих НСТ «Рыбак», определенным протоколом Общего собрания членов от 09.04.2023 № 9, Общество в дополнение к индивидуальному потреблению электроэнергии, определенному по показаниям индивидуального прибора учета, осуществляет начисление условно-переменных потерь в объектах электросетевого хозяйства НСТ «Рыбак» собственникам земельных участков, расположенных на территории НСТ «Рыбак».

Нагрузочные потери электроэнергии (переменные) - это потери в электрооборудовании и линиях электропередач и других элементах электрической сети, зависящие от величины нагрузки.

Условно-постоянные потери - потери электроэнергии в электрических сетях, возникающие при ее передаче по электрическим сетям, не зависящие от величины передаваемой мощности (нагрузки) (например, потери в приборе учета).

В соответствии с пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442; далее – Основные положения) иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

Данные положения действующего законодательства указывают на наличие у НСТ «Рыбак» обязанности по оплате потерь электроэнергии, возникающих в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства.

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) общее собрание членов товарищества вправе принимать решения по иным вопросам деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи. Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом.

В действующем законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на принятие общим собранием членов товарищества решения о порядке распределения и внесения платы за потребленные коммунальные ресурсы (их потери в принадлежащих товариществу сетях).

Вместе с тем, принятое на общем собрании товарищества решение о распределении потерь электроэнергии между членами НСТ «Рыбак», распространяется на взаимоотношения между собственниками земельных участков, расположенных в границах НСТ, и Товариществом, и не является основанием для прекращения обязанности по оплате потерь электроэнергии именно собственником электросетевого хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ России от 25.01.2012 № 16-э АО «Янтарьэнергосбыт» включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

Согласно приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 23.01.2017 №08-01э/17 границами зоны деятельности гарантирующего поставщика АО «Янтарьэнергосбыт» являются административные границы Калининградской области.

Таким образом, на территории Калининградской области розничную продажу электрической энергии осуществляет гарантирующий поставщик АО «Янтарьэнергосбыт», следовательно на него распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как следует из пункта 5 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила), случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом, точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 6 Правил, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Решением ВАС РФ от 28.10.2013 № ВАС-10864/13 было разъяснено, что из пункта 81 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования) следует, что для конечных потребителей устанавливаются единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии. При этом не предусматривается какой-либо дифференциации тарифов в зависимости от протяженности сетей до конкретного потребителя или лица, к территориальным сетям которого подключен потребитель. Расходы на оплату нормативных технологических потерь учитываются в тарифах на услуги по передаче электроэнергии и тем самым распределяются равномерно между всеми потребителями электроэнергии.

Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.08.2020 № АКПИ20-317 установлено, что согласно пункту 129 Основных положений предусмотрено, что потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии (абзац первый). При этом, возлагая обязанность на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства по приобретению электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, Правительство Российской Федерации ставит в равное положение субъектов розничных рынков электрической энергии, достигает баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также не допускает необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник объектов электросетевого хозяйства обязан нести бремя содержания принадлежащих ему таких объектов, в том числе расходы на оплату потерь электрической энергии, которые возникли в указанных объектах как по технологическим причинам, связанным с физическим состоянием и износом соответствующих объектов, так и по причинам самовольного присоединения к таким объектам энергопринимающих устройств при отсутствии заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения и договоров, обеспечивающих куплю-продажу (поставку) электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств. В противном случае расходы на уплату указанных потерь электрической энергии должно было бы нести лицо, которому не принадлежит соответствующий объект электросетевого хозяйства, - потребитель электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к объекту электросетевого хозяйства, или сетевая организация, к сетям которой присоединены указанные энергопринимающие устройства опосредованно через объект электросетевого хозяйства, принадлежащий третьему лицу - иному владельцу, что противоречило бы указанным выше принципам ГК РФ и Федерального закона № 35-ФЗ, нарушая баланс интересов субъектов розничных рынков электрической энергии, а также создавая риски снижения качества и надежности снабжения потребителей электрической энергией за счет лишения иного владельца объекта электросетевого хозяйства стимула в надлежащем содержании такого объекта в целях снижения потерь электрической энергии.

Между Обществом и Заявителями заключены прямые договоры энергоснабжения с гражданами-потребителями коммунальной услуги по электроснабжению, условиями которых оплата услуги - «Потери условно-переменные» не предусмотрены, при этом НСТ «Рыбак», на которое законодательно наложена обязанность по оплате потерь электроэнергии, стороной данных договорных отношений не является.

Согласно положениям статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором, либо изменен или расторгнут по требованию одной из сторон договор по решению суда.

Таким образом, учитывая, что изменения в данной части в Договор сторонами не вносились и не согласовывались, возложение на потребителя обязанности по уплате потерь электроэнергии, является неосновательным.

На основании вышеизложенного, в действиях АО «Янтарьэнергосбыт» (ОГРН 1083925011422; ИНН 3908600865) усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

По указанным основаниям Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области издан приказ от 02.04.2024 № 37 о возбуждении дела №  039/01/10-253/2024 по признакам нарушения АО «Янтарьэнергосбыт» (ОГРН 1083925011422; ИНН 3908600865) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

 

  1. Назначить дело №  039/01/10-253/2024 к рассмотрению 

  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №  039/01/10-253/2024 в качестве

ответчика:

- акционерное общество «Янтарьэнергосбыт» 

заявителей:

- М

- Н

3. Ответчику – АО «Янтарьэнергосбыт»  представить в Калининградское УФАС России:

- письменное изложение позиции по существу дела, подлежащего рассмотрению, с приложением документов, обосновывающих позицию.

 

 

Заместитель руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2010

 

 

Связанные организации

Миклушовой Людмилы Анатольевны
ИНН , ОГРН
Ножкина Лилия Владимировна
ИНН , ОГРН
АО «Янтарьэнергосбыт»
ИНН 3908600865, ОГРН 1083925011422