Решение б/н РЕШЕНИЕ № АМЗ - 15/2010 по признакам нарушения ОАО «Калинин... от 7 июля 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
РЕШЕНИЕ
 
07 июля 2009 года № АМЗ - 15/2010 г. Калининград
 
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 24 июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Арефьевой И.С. – руководителя Калининградского УФАС России.
членов Комиссии:
Доценко М.В. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Егоровой Н.С. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Сидоровой Ю.А. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
рассмотрев дело № АМЗ - 15/2010 по признакам нарушения ОАО «Калининградгазификация» (236029, г. Калининград, ул. Сибирякова, 17; далее – Ответчик, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон),
 
УСТАНОВИЛА:
 
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – антимонопольный орган) 01.12.2009 поступило заявление гр-на Х (далее – Заявитель) в части включения незаконных требований в технические условия от 08.10.2009 № 2114 на подключение к внутреннему газопроводу газоиспользующего оборудования, взамен старого газового отопительного котла и газового проточного нагревателя в коммунальной квартире № 1 жилого дома № 28 по ул. Разина в г. Калининграде. 01 марта 2010 г. по фактам, изложенным в жалобе, приказом № 34 возбуждено дело № АМЗ-15/2010 в отношении ОАО «Калининградгазификация» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Существо дела в изложении Заявителя
 
08.10.2009 ОАО «Калининградгазификация» (ранее ФГУП «Калининградгазификация») выдало технические условия от 08.10.2009 № 2114 (далее — технические условия) на подключение к внутреннему газопроводу газоиспользующего оборудования, взамен старого газового отопительного котла и газового проточного нагревателя в коммунальной квартире № 1 жилого дома № 28 по ул. Разина в г. Калининграде.
Заявитель считает, что технические условия не отвечают требованиям законодательных актов, содержат не законные требования и возлагают на Заявителя необоснованные временные и материальные затраты, что является злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
 
3. Существо дела в изложении Ответчика
 
Ответчик считает, что его действия не содержат нарушений антимонопольного законодательства в связи с нижеследующим.
Гр-н Х 08.10.2010 года были выданы технические условия на подключение к внутреннему газопроводу газоиспользующего оборудования взамен старого газового отопительного котла и газового проточного нагревателя в коммунальной квартире № 1 жилого дома № 28 по ул. Разина в г. Калининграде с использованием газа на цели отопления и горячего водоснабжения. Необходимость замены газового оборудования вызвана неправомерными действиями Гр-на Х., который самовольно выполнил перепланировку и переоборудование квартиры, находящийся в долевой собственности, тем самым допустил нарушения действующего законодатеьства в части установки газоиспользующего оборудования и систем вентиляции, дымоудаления. Допущенные нарушения являлись предпосылкой создания угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан, проживающих в данном доме.
В соответствии с требованиями «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением ГК РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. Замена, установка дополнительного газоиспользующего оборудования производится специализированными организациями.
Технические условия содержат 15 пунктов необходимых для подключение к внутреннему газопроводу газоиспользующего оборудования взамен старого газового отопительного котла и газового проточного нагревателя в коммунальной квартире № 1 жилого дома № 28 по ул. Разина в г. Калининграде:
                1. Установку высокоорганизованного газового аппарата, взамен газового отопительного котла выполнить согласно требованиям СНиП и других нормативных документов.
• Требованиям действующих нормативных документов - СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 42-02-2002 "Газораспределительные системы", СП 41-108-2004 "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе", ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" обязательны к исполнению как при первичной газификации объектов, так и при реконструкции сетей газоснабжения ранее газифицированных объектов.
                2. Подключение произвести к существующему внутреннему газопроводу при условии:
-                                            при необходимости предусмотреть замену газопровода от первого отключающего устройства в коммунальной квартире (зависит от срока эксплуатации внутриквартирного газопровода и наличия резьбовых соединений);
-                                            давление газа-1.3-1.8 кПа; калорийность газа- 8000 ккал/м3 (указаны параметры газа, используемого на бытовые цели).
                3.          Предусмотреть индивидуальный учет потребления газа. Пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапозоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода должна определяться исходя из предельной допустимой погрешности измерений расхода.
• СНиП 42-01-2002 пункт 7.10; Правила учета газа пункт 1.З.
        4.   Предусмотреть установку термочувствительных запорных устройств.
Пункт 1; пункт 84 Раздел IППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ".
      5.     Получить акты о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов в специализированной организации, с разрешением на подключение.
В соответствии с СП 41-108-2004 п. 9.6. - необходимо предоставление акта обследования дымовых и вентиляционных каналов.
 6. Предусмотреть иной источник отопления или резервный вид топлива в случае понижения давления газа в сети по причине, не зависящей от предприятия.
Пункт является рекомендательным, т.к. предприятие не несет ответственность за ограничение, либо прекращение поставки газа потребителю вследствие обстоятельств от него не зависящих.
                        7.          Проектную документацию заказать в специализированной проектной организации.
• Проектное решение должно быть разработано специализированной
организацией, так как при применении, в настоящее время к установке в многоквартирных домах теплогенераторов с закрытой камерой сгорания, к системам газоснабжения, организации воздухообмена, дымоотведения, предъявляется ряд требований, исполнение которых позволит обеспечить последующую стабильную работу оборудования.
                8.          Проектное решение согласовать с ПТО ФГУП "Калининградгазификация".
Проектная документация должна быть согласована с газораспределительной организацией на соответствие её выданным техническим условиям.
                9.          Обеспечить ведение технического надзора за строительством объекта эксплуатирующей организацией.
• Ведение технического надзора эксплуатационной организации за строительством объекта сети газоснабжения обязятельно, так как
газораспределительная организация осуществляет техническое обслуживание внутренних сетей. Ввод в эксплуатацию объекта, как первичного, так и после реконструкции, осуществляется газоснабжающей организацией.
                10.        Для производства работ следует обратиться в специализированную строительную организацию - п.5.5.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170.
                11.        При газификации применять газоиспользующее оборудование, оснащенное автоматикой безопасности, имеющее сертификат Госстандарта России и разрешение Ростехнадзора на право применение оборудования на территории РФ.
• Свод правил по проектированию и строительству "Поквартирное
теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе" СП 41-108-2004.
                12.        До производства пусконаладочных работ, при использовании импортного газового оборудования, заключить и предоставить договор на сервисное обслуживание со специализированной организацией.
• ОСТ 153-39.3-051-2003 ("Техническое обслуживание и ремонт
газоиспользующего оборудования"). Кроме того, без наличия указанного договора абоненту не будет выдан акт готовности газифицированного объекта с отметкой о заключении договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО), необходимого для заключения с абонентом договора поставки газа с газоснабжающей организацией (ЗАО "Петербургрегионгаз").
                13.        Сообщить за пять дней о начале строительства в отдел производственного контроля ФГУП "Калининградгазификация".
Информация о начале строительно-монтажных работ должна быть своевременно направлена для ведения технического надзора.
                14.        Получить в уполномоченной организации по эксплуатации данного жилищного фонда технические условия, требования на подключение, переоборудование дымоотводящей и вентиляционной системы, а так же устройству приточной вентиляции. В соответствии с требованиями действующих СниП 41-01-2003, являющихся обязательными, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, для поквартирных систем теплоснабжения жилых зданий следует применять теплогенераторы с герметичными (закрытыми) камерами сгорания с автоматикой безопасности, при этом дымоходы должны быть гладкими и газоплотными класса П. Обеспечение нормативной плотности достигается, как правило, путем осуществления вставки заводского изготовления в существующий дымовой канал.
      15. Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления в форме принятого им решения.Принимая во внимание, что при установке теплогенераторов с закрытой камерой сгорания затрагиваются вопросы реконструкции, переоборудования дымоходов, являющиеся общим имуществом жилого дома, необходимо получить в органах местного самоуправления согласие или иные предписывающие документы - рекомендации разрешающие переоборудование квартиры в части замены, установки газоиспользующего оборудования и переоборудования дымоотводящих и вентиляционных систем, в установленном порядке, в соответствии со статьями 25 и 26 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г.
      Срок действия технических условий 2 года дает реальную возможность выполнить все пункты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона, Ответчик просит прекратить рассмотрение дела.
 
 
4.                             Обстоятельства дела, установленные Комиссией
 
4.1. Приказом Федеральной службы по тарифам от 14 ноября 1997 г. № 121/1 ответчик включен в раздел II Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе - Транспортировка газа по трубопроводам, под регистрационным номером № 39.2.1.  
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, положение ответчика на рынке транспортировки газа по трубопроводам является доминирующим.
Приказом антимонопольного органа от 27.03.2001 г. № 31 ответчик включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, занимая долю более 65 процентов на рынке услуг по установке и техническому обслуживанию отечественного газового оборудования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, положение ответчика на рынках услуг по транспортировке газа по трубопроводам и услуг по установке и техническому обслуживанию отечественного газового оборудования является доминирующим.
 
4.2. Подпунктами 5.5.2., 5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусматривается, что монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускается. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией. ОАО «Калининградгазификация» согласованием по установке дополнительного оборудования считает выдачу технических условий. Выдача технических условий физическим лицам на подключение к внутреннему газопроводу газоиспользующего оборудования (газоиспользующее оборудование, применяемое населением), взамен газового отопительного котла и газового проточного водонагревателя в коммунальной квартире № 1 жилого дома № 28 по ул. Разина в г. Калининграде с использованием газа на цели отопления и горячего водоснабжения нормативно правовыми актами не регламентирована.
 
4.3. 31.01.2008 Гр-н Х обратился в ОАО «Калининградгазификация» за выдачей технических условий на установку двухконтурного котла в коммунальной квартире № 1 жилого дома № 28 по ул. Разина в г. Калининграде в первый раз. 13.08.2009 года Гр-н Х было получено письмо ОАО «Калининградгазификация» № 2548 от 06.07.2009 об аннулировании заявления, как не востребованного, так как срок хранения заявления 6 месяцев. Так как нормативно-правовые акты и локальные документы ОАО «Калининградгазификация», регламентирующие порядок приема, хранения и аннулирования заявлений физических лиц на выдачу технических условий на подключение к внутреннему газопроводу газоиспользующего оборудования взамен газового отопительного котла и газового проточного нагревателя в жилом помещении отсутствуют, то у ОАО «Калининградгазификация» не было оснований для аннулирования заявления Гр-н Х по истечению 6 месячного срока хранения, тем более, что документов, подтверждающих, что заявление Гр-н Х рассматривалось ОАО «Калининградгазификация» не представлено. Таким образом, действия и бездействие занимающего доминирующие положение ОАО «Калининградгазификация» привело к ущемлению интересов Гр-на Х и явилось нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
4.4. Порядок выдачи технических условий на подключение к внутреннему газопроводу газоиспользующего оборудования, установленного взамен ранее используемого населением в жилом помещении, нормативно правовыми актами не регламентирован. В тоже время технические условия являются обязательными для исполнения. Технические условия выданные Гр-ну Х содержат 15 пунктов. Согласно ответу ОАО «Калининградгазификация» некоторые пункты, содержащиеся в технических условиях, носят информационный и рекомендательный характер, но в то же время в самих технических условиях указано, что при выполнении всех требований, технические условия действительны два года. Таким образом, невыполнение физическим лицом пунктов рекомендательного характера дает возможность ОАО «Калининградгазификация» считать технические условия не действительными, а так же возлагают на заявителя не обоснованные временные и материальные затраты, что является злоупотреблением доминирующим положением выразившимся в ущемлении интересов заявителя.
 
4.5. В п. 15 технических условий включено требование о согласовании с органом местного самоуправления в форме принятого им решения переустройство жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ. В соответствии с постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 08.05.2009 № 677 "О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, находящихся на территории городского округа "Город Калининград", контроль за порядком переустройства и самовольным переустройством жилого помещения возложен на Администрации районов г. Калининграда. Таким образом, ОАО «Калининградгазификация» включив в технические условия данное требование, как обязательное, необоснованно и незаконно возложило на себя обязанности органов местного самоуправления по контролю за соблюдением жилищного законодательства.
 
4.6. Частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Совокупность вышеуказанных фактов свидетельствует о злоупотреблении Ответчиком своим доминирующим положением в части действия и бездействия по рассмотрению заявления Гр-на Х о выдаче технических условий, а также о включении в технические условия, как обязательное требование к исполнению пункты носящие рекомендательный и информационный характер.
 
4.7. 24 июня 2010 года ОАО «Калининградгазификация» предоставило Акт-наряд № 794 от 03.06.2010 на отключение, перемонтаж участка внутреннего газопровода и последующий пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование жилого дома и Акт первичной установки прибора учета природного газа на объектах — квартиры от 03.06.2010, свидетельствующие об установке газоиспользующего оборудования и о пуске газа по адресу ул. Разина, д. 28, кв. 1 г. Калининград. Таким образом, ОАО «Калининградгазификация» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства в отношении Гр-на Х.
 
Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
 
 
 
 
РЕШИЛА:
 
1.                     Признать ОАО «Калининградгазификация» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2010 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением, ущемляющим интересы других лиц.
2.                     Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ОАО «Калининградгазификация» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3.                     Выдать предписание о принятии мер по недопущению нарушения антимонопольного законодательства для чего ОАО «Калининградгазификация»:
-                     разделить требования, содержащиеся в технических условиях на подключение к внутреннему газопроводу или замену газоиспользующего оборудования в жилом помещении на обязательные особые инженерно-технические требования и дополнительные рекомендации в срок до 01.08.2010;
-                     в срок до 15.08.2010 представить доказательства исполнения предписания.
4. Материалы дела передать должностному лицу Калининградского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
 

Председатель комиссии
 
 
И.С. Арефьева
 
 
 
 
Члены комиссии:
 
 
М.В. Доценко
 
 
 
 
 
 
 
Н.С. Егорова
 
 
 
 
 
 
 
Ю.А. Сидорова

 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны