Решение №НИ/5280/23 Дело Р-19 от 13 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

039/05/18.1-840/2023

Резолютивная часть объявлена 08.11.2023                                                                г. Калининград

Изготовлено в полном объеме 13.11.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

<...>– специалист — эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – К.А. Егорчевой (лично);

в отсутствие заявителя – И.В. Чугай, уведомленного надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 039/05/18.1-840/2023 по признакам нарушения К.А. Егорчевой <...> части 6 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление) поступило обращение И.В. Чугай (вх. № 6678-ИП/23 от 04.09.2023) (далее — Заявитель) по вопросу публикования в группе «Адекватный Полесск» социальной сети «Вконтакте» информации, размещенной по ссылкам - https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126116, https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126099, https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126095, https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126086 и.т.д., являющейся по мнению Заявителя, рекламой, без маркировки «реклама».

В ходе предварительной проверки по обращению Заявителя (вх. № 6678-ИП/23 от 04.09.2023) Управлением было установлено следующее.

В группе «Адекватный Полесск» социальной сети «Вконтакте» по ссылкам - https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126116, https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126099, https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126095, https://vk.com/polessk39?w=wall-125205872_126086 и.т.д., была размещена информация содержания:

- «Бурим скважины Абиссинская скважина. Гидробурение требуется минимум рабочего места. Не требуется специальных заездов, зайдем через калитку. Мгбу. Вся информация по телефону +7 952 798 89 09 Ватсапп и Вайбер»;

- «Аренда музыкального оборудования на ваше Мероприятие (юблей, день рождение, годовщина.) Что входит в услуги аренды? - звук (мощностью 450вт) - свет (четыре аппарата) + стробоскоп Писать в личные сообщения Или же ЗВОНИТЬ +79005670676»;

- «Сломался замок? Заблокировался руль? Поможем вам! Выполним работы в кратчайшие сроки. Без посредников и диспетчеров. Оперативный выезд мастера, по городу и области. ВЫЕЗД мастера — БЕСПЛАТНЫЙ. Осуществляем РЕМОНТ ЗАМКОВ ЗАЖИГАНИЯ всех видов и марок авто в случае: - заклинил замок - сломался ключ в замке зажигания - ключ не проворачивается - ключ не вставляется в замок или не вытаскивается - авто не заводится - утерян ключ Ремонт заклинившего замка производится мастером прямо на месте (не нужно вызывать эвакуатор и везти автомобиль в сервис). Производим АВАРИЙНОЕ ВСКРЫТИЕ автомобилей всех марок и годов выпуска, без повреждений. Ремонт замка зажигания. Ремонт замка зажигания. Ремонт замков авто. Замок зажигания. Ремонт автомобильных замков. Замков авто. Ремонт замка. Ремонт зажигания. Сломался замок зажигания. Ремонт автомобильных замков. Ремонт дверных замков на авто. Ремонт замка Ниссан. Ремонт замка Ауди. Ремонт замка бмв. Ремонт замка Мерседес. Ремонт замка Хонда. Ремонт замка Рено. Ремонт замка Пежо. Ремонт замка Ситроена. Ремонт замка Фольксвагена. Ремонт замка Хёндай. Ремонт замка Киа. Калининград. Зеленоградск. Светлогорск. Пионерский. Янтарный. Светлый. Балтийск. Гурьевск. Ладушкино. Прибрежное. Мамоново. Багратионовск.»;

- «Дрова дуб, ясень, граб, ольха, осина, берёза. Дрова в наличии естественной влажности и подсушенные (топит можно сразу) Дуб, ясень, граб, осина, ольха, берёза. У нас честный объём! Доставка до 2 м куб. Стоимость зависит от расстояния и объёма. Оплата после разгрузки. Окончательную стоимость уточняйте по телефону. Вы можете связаться с нами в любой день. Хотите заказать у нас дрова, просто звоните нам! 8 952 051 90 99».

  1. В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

  2. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  3. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

  4. Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

  5. Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

  6. В данном случае информация с предложением услуг по бурению скважин, аренде музыкального оборудования, по ремонту замков зажигания и продаже товаров — дров распространялась в социальной сети «Вконтакте» в открытой группе «Адекватный Полесск», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Основная тематика группы «Адекватный Полесск» носит информационный характер о разных событиях и не является площадкой для размещения рекламы.

  7. Согласно пояснениям собственника группы «Адекватный Полесск» К.А. Егорчевой, представленным по запросу Управления, группа «Адекватный Полесск» не является группой какой-либо коммерческой организации и не занимается размещением рекламы на коммерческой основе. Пользователи «Вконтакте» присылают свои собственноручно написанные посты для размещения на стене группы «Адекватный Полесск» через кнопку «Предложить новость». Никаких договоров о рекламе и актов выполнения работ не было и быть не может.

  8. Таким образом, учитывая тот факт, что тематикой группы «Адекватный Полесск» не является размещение рекламной информации Управление приходит к выводу, что размещенная вышеуказанная информация в открытой группе «Адекватный Полесск» в социальной сети «Вконтакте», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», является рекламой, поскольку способна формировать интерес к данным объектам рекламирования, такие сведения не носят персонализированного характера.

  9. Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

  10. Управлением установлено, что спорная рекламная информация размещалась в открытой группе «Адекватный Полесск» в социальной сети «Вконтакте» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без пометки «реклама», без указания рекламодателя.

  11. В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 18.1 Закона о рекламе.

  12. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

  13. В ходе предварительной проверки установлено, что собственником группы «Адекватный Полесск», на платформе которой размещается рекламная информация, является Ксения Алексеевна Егорчева, в связи с чем Управление пришло к выводу, что К.А. Егорчева является рекламораспространителем данной рекламы.

24.10.2023 Управлением возбуждено дело № 039/05/18.1-840/2023 (исх. № НИ/4915/23) по признакам нарушения К.А. Егорчевой части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

08.11.2023 на заседании Комиссии К.А. Егорчева с допущенным нарушением Закона о рекламе при размещении рекламной информации в социальной сети «Вконтакте» в открытой группе «Адекватный Полесск», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласилась.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия К.А. Егорчевой по факту размещения рекламной информации в открытой группе «Адекватный Полесск» в социальной сети «Вконтакте», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания пометки «реклама», а также указания на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащую информацию о рекламодателе такой рекламы, нарушают требования части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения рекламы с нарушением требований действующего законодательства, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено доказательств невозможности продолжения распространения рекламы с нарушением требований.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи К.А. Егорчевой предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42 – 48, 49 Правил , Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия К.А. Егорчевой нарушившими часть 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

2. Выдать К.А. Егорчевой предписание об устрани допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны