Определение №039/01/10-605/2019 Определение от 16.08.2019 о назначении дела № 039/01/10-605/... от 16 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

16.08.2019   № 039/01/10-605/2019

Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/10-605/2019 о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Калининградское УФАС России поступило заявление вх. № 4062 от 24.07.2019 индивидуального предпринимателя Плахова Дмитрия Анатольевича (ОГРНИП 307390504500021, далее – заявитель, потребитель) в отношении муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» (ИНН 3903003375, ОГРН 1023901007008, адрес: ул. Нарвская, 58, г. Калининград, 236022, далее – МП «Калининградтеплосеть»).

Между заявителем и МП «Калининградтеплосеть» заключен договор от 21.01.2016 № 1044/Д теплоснабжения (далее – Договор) нежилого помещения заявителя по адресу г. Калининград, ул. Леонова, 58-60 (нежилое помещение – магазины в многоквартирном доме). Согласно пункту 2.3 Договора расчет потребленной тепловой энергии и (или) теплоносителя по показаниям прибора учета тепловой энергии, установленных у потребителя, производится с момента подписания сторонами первичного Акта допуска узла учета в эксплуатацию (коммерческий учет); показания приборов чета принимаются при условии, что прибор учета допущен к эксплуатации в соответствии с «правилами учета», прошел поверку и сертифицирован; данные о фактическим потреблении тепловой энергии, снятые с приборов учета, не введенных в эксплуатацию установленным порядком или считающихся вышедшими из строя, не могут являться основанием для проведения расчетов между сторонами.

В соответствии со справкой от 09.10.2012 № 1702, выданной МП «Калининградтеплосеть» заявителю, произведено подключение нежилых помещений в доме № 58-58а-58б-60 по ул. Леонова в г. Калининграде, включая следующие работы:

  • отключение нежилых помещений магазинов от системы отопления жилого дома;
  • трубопроводы, проходящие в магазинах, заизолированы негорючими материалами;
  • выполнен монтаж внутренней системы отопления нежилых помещений;
  • выполнен монтаж теплового пункта на нежилые помещения с подключением системы отопления по отдельной врезке до индивидуального теплового пункта (далее – ИТП) жилого дома;
  • произведен монтаж прибора учета тепловой энергии.

Согласно справке от 09.10.2012 № 1702 все вышеперечисленные работы выполнены без ущерба для системы теплопотребления жилого дома.

В Акте от 27.01.2015 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (приложение к Договору) указано, что узел учета тепловой энергии потребителя соответствует «Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, и приказу Министерства регионального развития Российской Федерации № 627 от 29.12.2011, на основании чего указанный узел учета допускается в эксплуатацию в следующем составе оборудования (типов приборов): ВКТ-7 (заводской номер <...> ), ППР1 (заводской номер <...> ), ППР2 (заводской номер <...> ), КТС-Б (заводской номер <...> ), Пульсар (заводской номер <...> -0549143).

Таким образом, узел учета тепловой энергии у потребителя был введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила коммерческого учета тепловой энергии).

В связи с истечением срока поверки оборудования заявитель в июле 2018 года осуществил проведение поверки следующих приборов:

  • ВКТ-7 (заводской номер <...> ) – дата поверки 23.07.2018, свидетельство о поверке № 062960, выдано ФБУ «Калининградский ЦСМ», действительно до 22.07.2022;
  • ППР1 (заводской номер <...> ) – дата поверки 19.07.2018, свидетельство о поверке № 062952, выдано ФБУ «Калининградский ЦСМ», действительно до 18.07.2022;
  • ППР2 (заводской номер <...> ) – дата поверки 19.07.2018, свидетельство о поверке № 062951, выдано ФБУ «Калининградский ЦСМ», действительно до 18.07.2022.

После поверки в отношении перечисленных приборов учета 03.09.2018 подрядчиком ООО «КДК «Партнер» были произведены монтажные и пуско-наладочные работы, после чего заявитель обратился в МП «Калининградтеплосеть» с заявлением вх. № 34061 от 05.12.2018 о выполнении в отношении указанных приборов действий по их вводу в эксплуатацию и опломбированию.

В ответ МП «Калининградтеплосеть» своим письмом от 17.12.2018 № 31993 сообщило заявителю об отказе ввести в эксплуатацию вышеуказанные приборы учета тепловой энергии в связи с тем, что система отопления многоквартирного жилого дома, в котором находятся принадлежащие заявителю нежилые помещения, подключена к централизованным сетям теплоснабжения и выполнена по вертикальной схеме; при этом согласно пункту 3 приложения № 1 к приказу Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

На этом основании МП «Калининградтеплосеть» отказывается осуществлять расчет потребленной заявителем тепловой энергии по показаниям его приборов учета тепловой энергии и производит его расчетным методом в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а именно:

 

Pi = Si x NT x TT, где:

Si - общая площадь жилого дома;

NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии со счетом № Т2346-10-00 от 31.10.2018, выставленным МП «Калининградтеплосеть», заявителю надлежит внести плату за 5,715591 Гкал, тогда как согласно приборам учета потребление тепловой энергии за соответствующий период составило 0,138 Гкал, т.е. в 41,4 раза меньше.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и пунктом 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии установлено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

1) отсутствие в точках учета приборов учета;

2) неисправность приборов учета;

3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

При этом пунктом 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии установлено, что «неисправность средств измерений узла учета» – состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях). В соответствии с пунктом 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии по истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

Заявитель во исполнение указанных требований пунктов 3, 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии осуществил необходимые мероприятия по проведению поверки приборов учета в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета.

Пунктами 55-59 Правил коммерческого учета тепловой энергии установлен следующий порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии:

«55. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии:

а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии;

б) акты разграничения балансовой принадлежности;

в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;

д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы);

ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;

з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.

56. При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:

а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;

в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;

г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.

57. При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.

58. Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

59. В случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.»

Таким образом, порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, установленный Правилами коммерческого учета тепловой энергии, не содержит таких оснований для отказа ввода в эксплуатацию узла учета, которые указаны в письме МП «Калининградтеплосеть» от 17.12.2018 № 31993 в адрес заявителя.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, также определены следующие понятия:

  • теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
  • потребитель тепловой энергии – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
  • теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
  • коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также – коммерческий учет) – установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

В апреле 2019 года в соответствии с пунктом 2.3 «Перечня товарных рынков для ежегодного обследования», утвержденного Приказом ФАС России от 29.12.2018 № 1929/18 Калининградским УФАС России проведен анализ конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения в географических границах городского округа «Город Калининград» (временной интервал исследования – 2018 год; продуктовые границы рынка – услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, а именно: производство, передача, сбыт тепловой энергии). Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград», доля которого превысила 50 % и составила 96,98 %.

В силу вышеизложенного МП «Калининградтеплосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии. Следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Результатом вышеуказанных действий МП «Калининградтеплосеть» является ущемление интересов индивидуального предпринимателя Плахова Д.А. в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного издан приказ Калининградского УФАС России от 16.08.2019 № 104 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 039/01/10-605/2019 по признакам нарушения муниципальным предприятием «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» (ИНН 3903003375, ОГРН 1023901007008, адрес: ул. Нарвская, 58, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 039/01/10-605/2019 к рассмотрению на 10 сентября 2019 года на 11 часов 00 минут по адресу: ул. Барнаульская, 4, г. Калининград, 236006.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 039/01/10-605/2019 в качестве:

ответчика: муниципальное предприятие «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» (ИНН 3903003375, ОГРН 1023901007008, адрес: ул. Нарвская, 58, г. Калининград, 236022);

заявителя: Плахова Дмитрия Анатольевича (ОГРНИП 307390504500021).

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                           В.А. Грибко

Связанные организации

Связанные организации не указаны