Решение (комиссия) №ИБ/1158/23 Решение от 17 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение
Заказчик: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Светлогорска (МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорск) 238563, Калининградская область, Светлогорский район, г. Светлогорск, ул. Новая, д. 3 moulsvetlogorsk@mail.ru, ganja_d@mail.ru
Заявитель: ООО «Строительство и снабжение Калининград» (ООО «ССК») 236010, Калининградская область, г. Калининград, ул. Белинского, д. 42, офис 28
Электронная торговая площадка: Оператор ЭТП: ООО «РТС-тендер»
|
РЕШЕНИЕ
14 марта 2023 года № 039/07/3-195/2023 г. Калининград
Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
ведущий заседание Комиссии: |
И.С. Болтенко |
заместитель руководителя Калининградского УФАС России; |
члены Комиссии: |
А.А. Кадынин
|
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
|
|
О.В. Орел
|
старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России; |
при участии представителей:
|
|
|
заказчика – (МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорск
заявителя
–
|
Д.А. Ганжа
Е.А. Степаненко |
по доверенности;
по доверенности;
|
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 1715-ЭП/23 от 06.03.2023, вх. № 1716-ИП/23 от 07.03.2023) общества с ограниченной ответственностью «Строительство и снабжение Калининград» (ИНН 3906388571, ОГРН 1203900001689) (далее – ООО «ССК», Общество, Заявитель) на действия заказчика – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Светлогорска (далее – МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на заключение договора на изготовление и монтаж противопожарных перегородок для нужд МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска (далее – аукцион) (извещение № 32312119689 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/; далее – ЕИС),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель не согласен с протоколом рассмотрения заявок от 22.02.2023 № 2652143 на заключение договора на изготовление и монтаж противопожарных перегородок для нужд МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска (далее – протокол рассмотрения заявок от 22.02.2023), просит его отменить и все следующие за ним протоколы, признать обоснованной жалобу Заявителя на действия организатора закупки (Заказчика) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупки Заказчика при оценке заявки ООО «ССК» нарушила пункт 3 часть 6.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилом, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».
Также Заявитель считает, что Заказчиком нарушена часть 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По указанным основаниям Заявитель просит признать жалобу обоснованной. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 1715-ЭП/23 от 06.03.2023, вх. № 1716-ИП/23 от 07.03.2023).
Заказчик считает, что при проведении закупки им не нарушены нормы Закона о закупках. Кроме того, Заказчик считает, что не ограничивал конкуренцию среди участников закупки, так как каждый участник закупки имеет право поставить продукцию российского происхождения, которая указана в техническом задании.
Заказчик просит признать жалобу необоснованной. Подробно позиция Заказчика изложена в письменном пояснении (вх. № 1840-ЭП/23 от 13.03.2023).
Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.
Утвержденное Заказчиком Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и сведений.
Комиссией установлено, что извещение № 32312119689 о проведении аукциона в электронной форме опубликовано Заказчиком 16.02.2023 в ЕИС и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер».
Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 663 862,00 рублей с НДС. Предметом закупки является заключение договора на изготовление и монтаж противопожарных перегородок для нужд МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска, находящейся по адресу: 238563, Калининградская область, Светлогорский район, г. Светлогорск, ул. Новая, д. 3
Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 15.02.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 22.02.2023 в 11 час. 00 мин по местному времени.
Дата подведения итогов аукциона – 27.02.2023.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2652143 от 22.02.2023, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, подано 4 заявки:
- порядковый номер заявки 1 (дата и время подачи заявки 20.02.2023 16:52 по московскому времени);
- порядковый номер заявки 2 (дата и время подачи заявки 21.02.2023 13:47 по московскому времени);
- порядковый номер заявки 3 (дата и время подачи заявки 21.02.2023 18:38 по московскому времени);
- порядковый номер заявки 4 (дата и время подачи заявки 22.02.2023 09:39 по московскому времени).
Комиссия Заказчика, рассмотрев первые части заявок участников закупки на соответствие требованиям, установленным в аукционной документации, приняла решение допустить участников закупки к участию в аукционе с порядковыми номерами 1, 3. Участник с порядковым номером 4 не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации, а именно: не предоставил согласие на покупку товара, выполнение работы или оказание услуги.
Комиссия Заказчика также признала заявку на участие в закупке ООО «ССК» с порядковым номером 2 не соответствующей требованиям аукционной документации, в связи с несоответствием продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации. В характеристиках, предложенных участником, указан производитель отличный от производителя, указанного в техническом задании.
Заявке ИП Мержоева Ильяса Хусейновича (порядковый номер 3) с ценовым предложением 1 241 680,69 рублей с НДС присвоено первое место (победитель), заявке ООО «ИТСО» (порядковый номер 1) с ценовым предложением 1 250 000 рублей с НДС присвоено второе место. После подведения итогов аукциона (протокол № 2652143 от 27.02.2023) Заказчиком решено заключить договор с ИП Мержоевым И.Х.
ООО «ССК» обратилось в антимонопольный орган с рассматриваемой жалобой, доводы которой сводятся к неправомерному ограничению участников закупки в части требований, предъявляемых к товару, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, а именно: установления требования о соответствии техническим условиям конкретного производителя, торговой марке и неправомерному отклонению заявки Заявителя как несоответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с частью 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1); в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пункт 2); в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)» (пункт 3).
В техническом задании Заказчика указаны следующие характеристики и требования к предмету закупки:
№ п/п |
Наименование |
Характеристики |
Страна происхождения |
Высота мм |
Ширина мм |
Площадь м2 |
Кол-во |
1
|
Перегородка противопожарная |
Профиль алюминиевый «ПОЖПРОФ» серии ПО65. Стекло пожаростойкое «S-GLASS» Дверь в составе перегородки: размер 2100*1350, ручка РДП-400, замок ключ/ключ, доводчик. Заполнение стекло противопожарное EIW-30. Покраска RAL 9016. |
Российская Федерация
|
2630 |
2750 |
7,23 |
1
|
2
|
Перегородка противопожарная |
Профиль алюминиевый «ПОЖПРОФ» серии ПО65. Стекло пожаростойкое «S-GLASS» Дверь в составе перегородки: размер 2100*1350, ручка РДП-400, замок ключ/ключ, доводчик. Заполнение стекло противопожарное EIW-30. Покраска RAL 9016. |
Российская Федерация |
2830 |
2910 |
8,24 |
1
|
3
|
Перегородка противопожарная |
Профиль алюминиевый «ПОЖПРОФ» серии ПО65. Стекло пожаростойкое «S-GLASS» Дверь в составе перегородки: размер 2100*1350, ручка РДП-400, замок ключ/ключ, доводчик. Заполнение стекло противопожарное EIW-30. Покраска RAL 9016. |
Российская Федерация |
3001 |
2710 |
8,13 |
2
|
Проанализировав техническое задание Заказчика, Комиссия установила, что Заказчиком установлена конкретная торговая марка требуемого к поставке товара, а именно: профиль алюминиевый «ПОЖПРОФ» серии ПО65 и стекло пожаростойкое «S-GLASS», однако как в техническом задании, так и в Документации о закупке, отсутствует указание на возможность поставки товара - «эквивалента».
Также необходимо отметить, что Заказчик, указывая в техническом задании требования к поставляемому товару, как произведенному по техническим условиям конкретного производителя и торговой марки, не обосновал такую производственную необходимость.
Изучив заявку ООО «ССК», Комиссия установила:
№ п/п |
Наименование |
Характеристики |
Страна происхождения |
Высота мм |
Ширина мм |
Площадь м2 |
Кол-во |
1
|
Перегородка противопожарная |
Профиль алюминиевый «Alutech» серии FR76. Стекло пожаростойкое «РЕФРАГЛАСС» Дверь в составе перегородки: размер 2100*1350, ручка РДП-400, замок ключ/ключ, доводчик. Заполнение стекло противопожарное EIW-30. Покраска RAL 9016.
|
Республика Беларусь (профильная система) Российская Федерация (стекло противопожарное)
|
2630 |
2750 |
7,23 |
1
|
2
|
Перегородка противопожарная |
Профиль алюминиевый «Alutech» серии FR76. Стекло пожаростойкое «РЕФРАГЛАСС» Дверь в составе перегородки: размер 2100*1350, ручка РДП-400, замок ключ/ключ, доводчик. Заполнение стекло противопожарное EIW-30. Покраска RAL 9016. |
Республика Беларусь (профильная система) Российская Федерация (стекло противопожарное)
|
2830 |
2910 |
8,24 |
1
|
3
|
Перегородка противопожарная |
Профиль алюминиевый «Alutech» серии FR76. Стекло пожаростойкое «РЕФРАГЛАСС» Дверь в составе перегородки: размер 2100*1350, ручка РДП-400, замок ключ/ключ, доводчик. Заполнение стекло противопожарное EIW-30. Покраска RAL 9016. |
Республика Беларусь (профильная система) Российская Федерация (стекло противопожарное)
|
3001 |
2710 |
8,13 |
2
|
В соответствии с заявкой, ООО «ССК» предложило товар, по своим характеристикам эквивалентный товару, указанному в техническом задании Заказчика.
Таким образом, изучив закупочную документацию и заявку ООО «ССК», Комиссия считает, что довод Заявителя о том, что отклонение заявки ООО «ССК» (порядковый номер 2) как несоответствующей требованиям аукционной документации необоснованно и могло повлиять на результаты закупки, нашел свое подтверждение.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Заказчик неправомерно ограничил ООО «ССК» в части требований, предъявляемых к товару, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, а именно: установления требований о соответствии техническим условиям конкретного производителя, торговой марке.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности приведенных в жалобе доводов Заявителя.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
С учетом вышеуказанных установленных обстоятельств и характера допущенного при проведении закупки нарушения, Комиссия считает необходимым выдать МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска предписание об устранении нарушения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительство и снабжение Калининград» (ИНН 3906388571, ОГРН 1203900001689) обоснованной.
Признать заказчика – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Светлогорска (МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска) нарушившим пункт 2 части 1, пункт 3 часть 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать заказчику предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации, к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
И.С. Болтенко
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
А.А. Кадынин
|
|
|
О.В. Орел
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев.
Исп.Орел О.В.
тел. 53-72-04
2023-1250