Решение №2698/04 решение № 039/07/18.1-467/2021 от 18 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

13 мая 2021 года                       № 039/07/18.1-467/2021                г. Калининград

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

ведущий заседание Комиссии:

И.

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

члены Комиссии:

М.

начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

К.

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

при участии представителей:

заявителя – ООО «Ч»

 

 

 

М.

 

 

директор;

заказчика – организатора торгов – ФГАОУВО «Б»

Я.

по доверенности,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 2976 от 27.04.2021) ООО «Чистоград»  (далее - Заявитель) на действия заказчика - организатора торгов ФГАОУ ВО «Б» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация, дезинсекция, акарицидная обработка) (далее – Запрос котировок) (извещение на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ № 32110212901),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель полагает, что при формировании извещения о проведении Запроса котировок Заказчик необоснованно установил в пункте 28 извещения о проведении Запроса котировок требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду деятельности: дезинфектология, поскольку данный вид деятельности в соответствии с ОКПД2 не относится к группе 86 «Услуги в области здравоохранения» и не подлежит обязательному лицензированию. Указанные действия Заказчика, по мнению Заявителя, нарушают требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку нарушают принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик считает, что при проведении Запроса котировок им не нарушены нормы законодательства о закупках. Учитывая, что рассмотрение жалобы ограничивается доводами,  составляющими предмет обжалования, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

20.04.2021 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» сайте http://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) размещено извещение №  32110212901 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация, дезинсекция, акарицидная обработка) (редакция №1).

27.04.2021 Заказчиком принято решение о внесении изменений в извещение и проект договора (редакция № 2) и о продлении сроков:

- дата и время окончания подачи заявок: 12.05.2021;

- дата окончания рассмотрения заявок: 13.05.2021;

- дата подведения итогов: 13.05.2021.

Запрос котировок проводится Заказчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Б», утвержденного протоколом наблюдательного совета Заказчика от 06.07.2019 № 3 (далее - Положение о закупке, Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет, в том числе требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Жалоба Заявителя поступила в Калининградское УФАС России 27.04.2021 (вх. № 2976), с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Предметом обжалования является установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом работ (услуг) «дезинфектология».

Согласно подпункту 1 пункта 2 раздела 5 «Требования к участникам закупки» Положения о закупке к участникам закупки предъявляется обязательное условие о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Подпунктом 1 пункта 2.8 Извещения (в редакции № 1) установлено обязательное условие о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 № «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)». Виды работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности: дезинфектология.

Аналогичное требование содержит проект договора (пункт 1.6 в редакции № 2).

Как установлено абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждено положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидация.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (пункт 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Таким образом, дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельно), являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, входят в состав комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включены в понятие «медицинская деятельность».

В данной связи деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности подлежит лицензированию.

Таким образом, требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающей такой вид работ (услуг), как «дезинфектология», установлено в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, что не может расцениваться как установление необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы участников закупки.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

            Признать жалобу ООО «Ч» необоснованной.

Ведущий заседание Комиссии:                                                                        И.

Члены Комиссии:                                                                                             М.

 

                                                                                                                       К.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны