Решение (комиссия) №ИБ/2509/23 Решение от 1 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
29 мая 2023 года № 039/07/3-406/2023 г. Калининград
Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
ведущий заседание Комиссии: |
И.С. Болтенко |
заместитель руководителя Калининградского УФАС России; |
члены Комиссии: |
О.В. Орел
|
старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
|
|
Д.Ю. Колупаев |
ведущий специалист-эксперт Калининградского УФАС России |
при участии представителей:
|
|
|
Заказчика – Муниципальное автономное учреждение МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство»
Заявителя –
|
А.А. Малец
М.С. Любимова |
по доверенности;
по доверенности;
|
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 3906/23 от 18.05.2023) общества с ограниченной ответственностью «ПИРС» (ИНН 7801677020, ОГРН 1197847256320) (далее – ООО «ПИРС», Общество, Заявитель) на действия заказчика – Муниципальное автономное учреждение МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» (далее – МАУ МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство», Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на благоустройство береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска (извещение № 32312368813 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, в связи с не предоставлением документов необходимых для проведения закупки на выполнение работ по благоустройству береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска (далее – конкурсная документация).
По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении закупки не соблюдены основные принципы проведения закупочной процедуры, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также нарушены положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, поскольку действия (бездействие) Заказчика нарушают права и законные интересы Заявителя.
По указанным основаниям Заявитель просит признать жалобу обоснованной. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 3906/23 от 18.05.2023).
Заказчик считает, что при проведении закупки им не нарушены нормы Закона о закупках. Таким образом, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Подробно позиция Заказчика изложена в письменном пояснении (вх. № 4057-ЭП/23 от 24.05.2023).
Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается Заказчиком самостоятельно в Положении о закупке.
Протоколом Наблюдательного Совета муниципального автономного учреждения муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» №1 от 30.01.2023 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» (далее – Положение о закупке).
Утвержденное Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и сведений.
Комиссией установлено, что извещение № 32312368813 о проведении аукциона в электронной форме опубликовано Заказчиком 10.05.2023 в ЕИС и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер».
Предметом закупки является заключение договора на выполнение работ по благоустройству береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 28 681 835,95 рублей с НДС.
Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 10.05.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 18.05.2023 до 10 час. 00 мин по местному времени.
Дата подведения итогов конкурса – 25.05.2023.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32312368813 от 19.05.2023, подано 3 заявки.
ООО «ПИРС» обратилось в антимонопольный орган с рассматриваемой жалобой, доводы которой сводятся к не предоставлению Заказчиком документов необходимых для проведения закупки, а именно не опубликован в ЕИС проект договора и рабочая проектная документация.
В связи с отсутствием необходимой документации, Заказчиком был направлен запрос от 11.05.2023 через электронную торговую площадку ООО «РТС-тендер» (далее - ЭТП) в адрес Заявителя с просьбой предоставить проект договора и локальный сметный расчет на выполнение работ.
В рамках вышеуказанного запроса Заказчиком от 12.05.2023 был опубликован проект договора и локальный сметный расчет № ЛС-02-01-01.
Дополнительно, 14.05.2023 Заявителем через ЭТП был направлен запрос согласно которому, Общество просит Заказчика предоставить рабочую проектную документацию, которая необходима для оценки сметных расчетов и четкого представления конструкций объекта строительства.
В ответ на обращение Общества от 14.05.2023 Заказчиком были даны следующие разъяснения: «согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) под благоустройством территории понимаются деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Согласно статьи 51 ГрК РФ проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - ОКС). В соответствие с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ дано определение ОКС, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Таким образом, Заказчик относит предмет закупки как благоустройство территории, при котором рабочая проектная документация не требуется».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 3 части 68 главы 8 Положения о закупке установлено, что в документации о закупке должны быть указаны следующие требования: требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Также, в ходе рассмотрения жалобы, Заявитель пояснил, что в соответствии с пунктом 1 раздела 1 «Лестница тип № 1» локально-сметного расчета № ЛС-02-01-01 Подрядчику необходимо выполнить работы, связанные с «погружением дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1».
В свою очередь, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Подрядчиком фактически будут выполняться работы по «погружению свай бруса хвойных пород для устройства лестниц деревянных», а работы связанные с «погружением дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1», в соответствии с локально-сметным расчетом № ЛС-02-01-01, выполняться Подрядчиком не будут и взяты применительно для расчетов стоимости работ.
Изучив представленные документы и сведения, Комиссия установила следующее.
Пунктом 21 раздела 1 Информационной карты установлено описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта.
Согласно Техническому заданию на «Благоустройство береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска», Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ, в соответствии с Локальной сметой (Локального сметного расчета № ЛС-02-01-01) на благоустройство дворовой территории.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 «Лестница тип № 1 (прект ЭПИ.2020/084-КР, лист 9)» Локального сметного расчета № ЛС-02-01-01 Подрядчику необходимо выполнить работы, связанные с «погружением дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1».
Таким образом, по смыслу Технического задания на выполнение работ по благоустройству береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска следует, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ, в соответствии с локально-сметным расчетом № ЛС-02-01-01, в том числе, выполнение работ согласно пункту 1 раздела 1 Локального сметного расчета «Погружение дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1».
На заседании Комиссии, Заказчик подтвердил, что работы по «погружению дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай», указанные в Локальном сметном расчете, исполняться Подрядчиком не будут, и взяты для расчета стоимости работ.
Комиссия приходит к выводу, что указанные выше несоответствия могут вводить участников и потенциальных участников закупки в заблуждение относительно вида выполнения работ, указанных в пункте 1 раздела 1 Локального сметного расчета № ЛС-02-01-01, которые фактически не подлежат выполнению, что противоречит принципу информационной открытости, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 указанного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 3 закона о закупках.
Доводы жалобы Заявителя нашли свое подтверждение.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств и характера допущенного при проведении закупки нарушения, Комиссия считает необходимым выдать МАУ МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» предписание об устранении нарушения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПИРС» (ИНН 7801677020, ОГРН 1197847256320) обоснованной.
- Признать Заказчика – Муниципальное автономное учреждение муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» (ИНН 3918014235, ОГРН 1183926011818) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
- Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: О.В. Орел
Д.Ю. Колупаев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.