Решение (комиссия) №ИБ/2509/23 Решение от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

29 мая 2023 года                              № 039/07/3-406/2023                                г. Калининград

 

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

 

ведущий заседание  Комиссии:

И.С. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;

 

члены Комиссии:

 

О.В. Орел

 

 

                      

 

старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

Д.Ю. Колупаев

ведущий специалист-эксперт Калининградского УФАС России

при участии представителей:

 

 

 

 

Заказчика

Муниципальное автономное учреждение МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство»

 

Заявителя
ООО «ПИРС»

 

 

А.А. Малец

 

 

 

 

 

 

 

 

М.С. Любимова

 

по доверенности;

 

 

 

 

 

 

 

 

по доверенности;

 

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 3906/23 от 18.05.2023) общества с ограниченной ответственностью «ПИРС» (ИНН 7801677020, ОГРН 1197847256320) (далее – ООО «ПИРС», Общество, Заявитель) на действия заказчика – Муниципальное автономное учреждение МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» (далее – МАУ МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство», Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на благоустройство береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска (извещение № 32312368813 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель обжалует действия Заказчика, в связи с не предоставлением документов необходимых для проведения закупки на выполнение работ по благоустройству береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска (далее – конкурсная документация).

По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении закупки не соблюдены основные принципы проведения закупочной процедуры, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также нарушены положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, поскольку действия (бездействие) Заказчика нарушают права и законные интересы Заявителя.

По указанным основаниям Заявитель просит признать жалобу обоснованной. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 3906/23 от 18.05.2023).

 

Заказчик считает, что при проведении закупки им не нарушены нормы Закона о закупках. Таким образом, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

Подробно позиция Заказчика изложена в письменном пояснении (вх. № 4057-ЭП/23 от 24.05.2023).

 

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленный частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции срок, следовательно, подлежит рассмотрению по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается Заказчиком самостоятельно в Положении о закупке.

Протоколом Наблюдательного Совета муниципального автономного учреждения муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» №1 от 30.01.2023 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» (далее – Положение о закупке).

Утвержденное Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

           В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и сведений.

Комиссией установлено, что извещение № 32312368813 о проведении аукциона в электронной форме опубликовано Заказчиком 10.05.2023 в ЕИС и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер».

Предметом закупки является заключение договора на выполнение работ по благоустройству береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 28 681 835,95 рублей с НДС.

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 10.05.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 18.05.2023 до 10 час. 00 мин по местному времени.

Дата подведения итогов конкурса – 25.05.2023.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32312368813 от 19.05.2023, подано 3 заявки.

ООО «ПИРС» обратилось в антимонопольный орган с рассматриваемой жалобой, доводы которой сводятся к не предоставлению Заказчиком документов необходимых для проведения закупки, а именно не опубликован в ЕИС проект договора и рабочая проектная документация.

В связи с отсутствием необходимой документации, Заказчиком был направлен запрос от 11.05.2023 через электронную торговую площадку ООО «РТС-тендер» (далее - ЭТП) в адрес Заявителя с просьбой предоставить проект договора и локальный сметный расчет на выполнение работ.

В рамках вышеуказанного запроса Заказчиком от 12.05.2023 был опубликован проект договора и локальный сметный расчет № ЛС-02-01-01.

Дополнительно, 14.05.2023 Заявителем через ЭТП был направлен запрос согласно которому, Общество просит Заказчика предоставить рабочую проектную документацию, которая необходима для оценки сметных расчетов и четкого представления конструкций объекта строительства.

В ответ на обращение Общества от 14.05.2023 Заказчиком были даны следующие разъяснения: «согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) под благоустройством территории понимаются деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Согласно статьи 51 ГрК РФ проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - ОКС). В соответствие с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ дано определение ОКС, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Таким образом, Заказчик относит предмет закупки как благоустройство территории, при котором рабочая проектная документация не требуется».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 68 главы 8 Положения о закупке установлено, что в документации о закупке должны быть указаны следующие требования: требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Также, в ходе рассмотрения жалобы, Заявитель пояснил, что в соответствии с пунктом 1 раздела 1 «Лестница тип № 1» локально-сметного расчета № ЛС-02-01-01 Подрядчику необходимо выполнить работы, связанные с «погружением дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1».

В свою очередь, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Подрядчиком фактически будут выполняться работы по «погружению свай бруса хвойных пород для устройства лестниц деревянных», а работы связанные с «погружением дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1», в соответствии с локально-сметным расчетом № ЛС-02-01-01, выполняться Подрядчиком не будут и взяты применительно для расчетов стоимости работ.

Изучив представленные документы и сведения, Комиссия установила следующее.

Пунктом 21 раздела 1 Информационной карты установлено описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта.

Согласно Техническому заданию на «Благоустройство береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска», Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ, в соответствии с Локальной сметой (Локального сметного расчета № ЛС-02-01-01) на благоустройство дворовой территории.

В соответствии с пунктом 1 раздела 1 «Лестница тип № 1 (прект ЭПИ.2020/084-КР, лист 9)» Локального сметного расчета № ЛС-02-01-01 Подрядчику необходимо выполнить работы, связанные с «погружением дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1».

Таким образом, по смыслу Технического задания на выполнение работ по благоустройству береговой территории на побережье Балтийского моря в районе велодорожки, на участке от р. Алейка до западной части г. Зеленоградска следует, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ, в соответствии с локально-сметным расчетом № ЛС-02-01-01, в том числе, выполнение работ согласно пункту 1 раздела 1 Локального сметного расчета «Погружение дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай длиной: до 6 м в грунты группы 1».

На заседании Комиссии, Заказчик подтвердил, что работы по «погружению дизель-молотом копровой установки на базе экскаватора железобетонных свай», указанные в Локальном сметном расчете, исполняться Подрядчиком не будут, и взяты  для расчета стоимости работ.

Комиссия приходит к выводу, что указанные выше несоответствия могут вводить участников и потенциальных участников закупки в заблуждение относительно вида выполнения работ, указанных в пункте 1 раздела 1 Локального сметного расчета № ЛС-02-01-01, которые фактически не подлежат выполнению, что противоречит принципу информационной открытости, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 указанного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 3 закона о закупках.

Доводы жалобы Заявителя нашли свое подтверждение.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств и характера допущенного при проведении закупки нарушения, Комиссия считает необходимым выдать МАУ МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» предписание об устранении нарушения.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПИРС» (ИНН 7801677020, ОГРН 1197847256320) обоснованной.
  2. Признать Заказчика – Муниципальное автономное учреждение муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» «Благоустройство» (ИНН 3918014235, ОГРН 1183926011818) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации, к административной ответственности.

 

 

 

Ведущий заседание Комиссии:                                                     И.С. Болтенко

 

Члены Комиссии:                                                                           О.В. Орел

 

                                                                                                       Д.Ю. Колупаев

                                                                                                             

                                                                                                               

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7725772938, ОГРН 1127747094298
ООО Пирс
ИНН 7801677020, ОГРН 1197847256320
МАУ МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" "Благоустройство"
ИНН 3918014235, ОГРН 1183926011818