Постановление №039/04/9.21-1205/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 18 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«18» ноября 2021 года

№ 039/04/9.21-1205/2021

г. Калининград

Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.

В полном объеме постановление изготовлено 18.11.2021.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, Калининградское УФАС России) Б., рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-1205/2021, возбужденного 07.10.2021 начальником правового отдела Калининградского УФАС России по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица –

Акционерного общества «Янтарьэнерго»

(236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

Место рассмотрения: г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4;

При участии:

- от лица, привлекаемого к административной ответственности – Б, действующая на основании доверенности от 01.01.2021 № 296-20.

УСТАНОВИЛА:

07.09.2021 (вх. № 6841) письмом ФАС России от 07.09.2021 № 21/75614/21 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, Калининградское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на невыполнение Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (далее – Общество, АО «Янтарьэнерго») условий Договора от 25.02.2021 № 1061/02/21 (далее – Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства необходимого для электроснабжения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, ……….., земельный участок с кадастровым номером ……….. с являющимися неотъемлемой частью Договора техническими условиями № Z-1061/21.

Пунктом 5 Договора установлено, что срок выполнения мероприятия по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества – 26.02.2021, дата окончания – 25.08.2021.

На момент поступления жалобы в антимонопольный орган 07.09.2021 технологическое присоединение объекта Заявителя не осуществлено.

Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.10.2021 № 039/04/9.21-1205/2021 законному представителю Общества либо представителю Общества с надлежащим образом оформленными полномочиями надлежало явиться 18.10.2021 в 15 час. 30 мин. в Управление для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

18.10.2021 в отсутствие законного представителя Общества, с участием уполномоченного представителя Общества Ж составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с этим, Обществом представлены истребуемые определением от 07.10.2021 документы (сведения) в установленный срок в полном объеме.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.10.2021 № 6391/06 рассмотрение дела назначено на 01.11.2021 в 15 часов 00 минут. Скан-образ определения направлен 18.10.2021 в 18 час. 55 мин. на официальную электронную почту Общества - public@yantarenergo.ru (о чём в деле есть отчет о направлении и прочтении 19.10.2021 в 09 час. 35 мин.) и электронную почту Заявителя.

Определением от 27.10.2021 № 6647/06 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлён до 27.11.2021 включительно, дело назначено к рассмотрению на 16.11.2021 в 15 час. 00 мин. по адресу местонахождения Управления.

16.11.2021 дело рассмотрено в присутствии уполномоченного представителя Общества, действующего на основании доверенности – Б., которая пояснила, что Общество приступило к исполнению Договора своевременно и последовательно, добросовестно выполняло все необходимые и зависящие от него меры, а неисполнение условий Договора связано с отсутствием вины в действиях Общества и наличием объективных обстоятельств, сообщила о восстановлении Обществом нарушенных прав Заявителя.

Заслушав представителя Общества, изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьёй 21 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.

По смыслу приведенных положений обозначенный срок для осуществления мероприятий по осуществлению технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организации, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и Договором не осуществлено.

25.02.2021 АО «Янтарьэнерго» и Заявитель заключили Договор, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z-1061/21. Оплата Заявителем выполнена 24.02.2021, то есть своевременно и в полном объеме.

04.10.2021 (вх. № 7648) в адрес Управления сетевой организацией представлены письменные пояснения Общества от 04.10.2021 № ЯЭ/5/5078 с приложением копии Договора от 25.02.2021 № 1061/02/21 и ТУ № Z-1061/21, переписка с Заявителем (обращение Заявителя от 15.06.2021 (вх. № ЯЭ/ЦОК1/6243 от 16.06.2021) и ответ сетевой организации от 21.06.2021 № ЯЭ/19/4359, обращение Заявителя от 05.08.2021 (вх. № ЯЭ/ЦОК1/8941 от 06.08.2021) с ответом Общества от 09.08.2021 № ЯЭ/19/5489, обращение Заявителя от 23.08.2021 (вх. № ЯЭ/ЦОК1/9881 от 24.08.2021) и ответ Общества от 30.08.2021 № ЯЭ/19/5880.

Из представленных в адрес Управления письменных пояснений АО «Янтарьэнерго» от 04.10.2021 № ЯЭ/5/5078 следует, что «В рамках исполнения обязательств по Договору со стороны сетевой организации разработаны, утверждены и переданы в работу технические задания по двум взаимосвязанным титулам строительства: «Реконструкция ТП 250-03 (инв. № 5150218), реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 250-03 (инв. № 5116309), строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 250-03 (инв. № 5116309), организация системы учета электроэнергии в п. Малое Лесное, ул. Морская Гурьевского района», и «Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 250-03 в п. Малое Лесное, ул. Кораблестроителей Гурьевского района», причем к организации системы учета электроэнергии возможно приступить только после выполнения работ по реконструкции и строительству линии электропередач. В настоящее время работы по обоим титулам строительства выполняются АО «Янтарьэнергосервис». О готовности сетевой организации к созданию условий действиями заявителя осуществить технологическое присоединение заявитель будет извещен путем размещения соответствующих документов в его личном кабинете на Портале-ТП.РФ».

Вместе с тем, в ходе административного расследования установлено, что Заявителем выполнены в полном объеме мероприятия, возлагаемые на него Договором, а именно 24.02.2021 произведена оплата за технологическое присоединение в сумме 550 рублей, при этом в соответствии с пунктом 11.1 технических условий, возложенных на Заявителя, на него возлагается монтаж электросети от точки присоединения (п. 7) до ВРУ 0,4 кВ объекта СИП или КЛ соответствующей пропускной способности, т.е. исполнить свои обязательства без исполнения обязательств сетевой организацией, Заявителю не представляется возможным.

Таким образом, установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела должностным лицом Управления, учитывая поступившее в Управление письменное сообщение от Заявителя установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя осуществлено.

При этом, следует отметить, что доказательств отсутствия возможности выполнить все мероприятия своевременно и подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные Правилам № 861 сроки, в материалы дела не представлено.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Согласно пункту 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго», к основным видам деятельности Общества помимо оказания услуг по передаче электрической энергии относятся услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил № 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу и исполненных Обществом № 039/04/9.21-616/2019 от 10.09.2019 (исполнено 16.12.2019), № 039/04/9.21-140/2019 от 19.04.2019 (исполнено 30.12.2019), № 039/04/9.21-405/2019 от 04.07.2019 (исполнено 10.02.2020), № 039/04/9.21-639/2019 от 19.09.2019 (исполнено 11.03.2020).

Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пункта 16 Правил № 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам №№ А21-690/2020, А21-1452/2020, А21-1453/2020, А21-2809/2020, А21-2810/2020, А21-4571/2020, А21-4858/2020, А21-5893/2020, А21-7355/2020, А21-7863/2020.

Таким образом, действиями АО «Янтарьэнерго», выразившихся в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго», установленных пунктом 16 Правил № 861, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Калининградская область, …………, земельный участок с кадастровым номером ……………..

Время совершения административного правонарушения: 26.08.2021.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Общество включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг – услуги по передаче электрической энергии, и является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимые меры по соблюдению своей публично-правовой обязанности. О пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности, в связи с чем основания для признания правонарушения малозначительным не усматриваются.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

К исключительным обстоятельствам, согласно статье 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным отнести принятие самостоятельных мер по устранению допущенных Обществом нарушений и восстановление нарушенных прав Заявителя.

Иные обстоятельства, заявленные Обществом, исключительными признаны быть не могут, поскольку обязанность по технологическому присоединению объекта как Правилами № 861, так и Договором возложена на сетевую организацию и не возлагает такие обязанности на третьих лиц.

Минимальный размер штрафа, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, составляет 600 000 рублей, в связи с чем, учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, считаю возможным снизить размер назначаемого административного штрафа до 300 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 9.21, 23.48, 29.9, 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать АО «Янтарьэнерго» виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Заместитель руководителя

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832