Определение №НИ/4418/23 Р-12/2023 ООО "Цифра" и ИП Кстенина В.В. от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/05/5-771/2023 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

К РАССМОТРЕНИЮ

 

27 сентября 2023 года                                                                                 г. Калининград

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения норм Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) в ходе осуществления мониторинга за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлен факт трансляции на радио «Максимум» рекламы ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813) следующего содержания: «И так начинаем викторину. Отвечаем быстро. Знать обозначающее число - Цифра! Что с арабского переводится как ноль - Цифра! Где лучшее компьютерное образование в России - Цифра! и так и да опять - Цифра! И это верно. Лучшее образование в твоем городе - это Российская академия цифра. Стань айтиспециалистом и получай отличную зарплату — программирование, дизайн, кибербезопасность. Обучение с гарантированным трудоустройством, написано в договоре. И так, ещё раз, где мы учимся компьютерным наукам — в Цифре! Российская академия цифра, цифра 1 компьютерного образования России. Звони 795-595».

В соответствии с полномочиями, установленными Законом о рекламе, антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к определенному объекту рекламирования.

В данном случае информация с предложением услуг по обучению компьютерному образованию транслировалась посредством радиосвязи, такая информация способна формировать интерес к данному объекту рекламирования, такие сведения не носят персонализированного характера.

Как следует из положений части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

В рассматриваемой рекламе использованы утверждения: «Где лучшее компьютерное образование в России — Цифра!», «Лучшее образование в твоем городе - это Российская академия цифра», «Российская академия цифра, цифра 1 компьютерного образования России», при этом с точки зрения обычного потребителя данная информация создает впечатление о том, что «Российская академия цифра» имеет значительное преимущество перед другими организациями, оказывающими образовательные услуги в сфере компьютерного образования.

Вышеуказанные утверждения не являются объективными и компетентными.

Как поясняет ИП <...> она является редакцией радиоканала «Канал-Мелодия Калининград» на основании заключенного договора между учредителем и редакцией СМИ. Рекламные ролики представлены рекламодателями.

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 167/1 от 07.04.2023, заключенного между ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813) (далее — Заказчик) и ИП <...> (ИНН 432400690602) (далее — Исполнитель) установлено, что Исполнитель по заданию Заказчика возмездно оказывает услуги по производству и/или размещению рекламных и/или информационных материалов(далее «материалы») в эфире средства массовой информации радиоканал «Канал МЕЛОДИЯ Калининград» (программная концепция радиоканал «Максимум»), распространяемой на территории города Калининград.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе предварительной проверки установлено, что рекламодатель данной рекламы является ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813).

При изложенных обстоятельствах, Управление приходит к выводу, что в действиях ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813) по факту определения содержания рекламной информации, транслируемой на радио «Максимум» содержания: «И так начинаем викторину. Отвечаем быстро. Знать обозначающее число - Цифра! Что с арабского переводится как ноль - Цифра! Где лучшее компьютерное образование в России - Цифра! и так и да опять - Цифра! И это верно. Лучшее образование в твоем городе - это Российская академия цифра. Стань айтиспециалистом и получай отличную зарплату — программирование, дизайн, кибербезопасность. Обучение с гарантированным трудоустройством, написано в договоре. И так, ещё раз, где мы учимся компьютерным наукам — в Цифре! Российская академия цифра, цифра 1 компьютерного образования России. Звони 795-595», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 039/05/5-771/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе к рассмотрению.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813, 236006, РФ, г. Калининград, ул. Театральная, д. 35, помещение №807, 8 этаж, офис 807);

- заинтересованное лицо - ИП <...> (ИНН: 432400690602, 236023, 610046, Кировская обл., г. Киров, пр-кт Октябрьский, дом 117 кв. 262).

3. Назначить дело № 039/05/5-771/2023 к рассмотрению на 17 октября 2023 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Калининград, ул. Барнаульская, 4.

Представителям сторон необходимо прибыть по указанному адресу для участия в заседании комиссии для рассмотрения дела по существу.

4.ООО «ЦИФРА» (ИНН 3906413813 представить в Калининградское УФАС России в

срок до 16.10.2023 следующие сведения:

- мотивированное письменное пояснение по доводам, изложенным в настоящем определении;

- все документы, связанные с изготовлением вышеуказанной рекламы.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

Представителям лиц, участвующим в деле, при себе необходимо иметь надлежаще оформленные доверенности на участие в рассмотрении дела и документы, удостоверяющие личность. 

 

Председатель Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны