Определение №4599/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/01/15-150/2021 О НАРУШЕ... от 4 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

№ 039/01/15-150/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

«04» августа 2021 года                                                                         г. Калининград

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела № 039/01/15-150/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Как установлено пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Пунктом 28 части 1 статьи 31 Устава муниципального образования «Озерский городской округ» установлено, что к полномочиям администрации городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Постановлением администрации муниципального образования «Озерский городской округ» № 117 от 23.06.2015 (в ред. постановлений № 456 от 04.05.2016, № 296 от 01.04.2020) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, аннулированию такого разрешения, выдаче предписания о демонтаже рекламных конструкций» (далее – Административный регламент).

В силу пункта 2.6.3 Административного регламента схема размещения рекламных конструкций разрабатывается администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» на основании настоящего регламента, Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Схема должна соответствовать генеральному плану муниципального образования «Озерский городской округ» и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Схема содержит карты размещения постоянных рекламных конструкций с указанием типов, рекламных конструкций, площадей информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема, с учетом выполнения ее из отдельных карт, состоит из составных частей, согласующихся и соединяющихся между собой.

Проект Схемы, а также проекты изменений в неё направляются администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» для предварительного согласования в уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области в установленном порядке. После получения согласования глава администрации МО «Озерский городской округ» в течение 15 дней принимает решение о направлении согласованного проекта в городской Совет депутатов для утверждения.

Схема и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на сайте муниципального образования «Озерский городской округ» в сети Интернет.

Исходя из анализа вышеуказанных положений Устава муниципального образования «Озерский городской округ» и постановления администрации муниципального образования «Озерский городской округ» № 117 от 23.06.2015 (в ред. постановлений № 456 от 04.05.2016, № 296 от 01.04.2020) следует, что разработка, направление на утверждение в городской Совет депутатов, а также опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте муниципального образования «Озерский городской округ» в сети Интернет схемы размещения рекламных конструкций относится к полномочиям администрации муниципального образования «Озерский городской округ».

Вместе с тем, в ходе проведения Инспекцией Калининградского УФАС России в период с 24 августа 2020 года по 24 ноября 2020 года плановой выездной проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» установлено, что схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Озерский городской округ» администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» не разработана.

При этом, за период 2017-2020 гг. администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» выдано 6 (шесть) разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ».

Согласно письменным пояснениям, представленным администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» (вх. № 6090 от 17.09.2020) схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» отсутствует в связи с тем, что положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» сроки разработки схемы размещения рекламных конструкций не установлены.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В данном случае, учитывая наличие выданных администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также заинтересованность хозяйствующих субъектов в распространении наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ», отсутствие разработанной, утвержденной, опубликованной  (обнародованной) и размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ», не обеспечивает возможность в полном объеме хозяйствующим субъектам реализовать свои права по распространению рекламы на рекламных конструкциях, поскольку рекламораспространители не обладают информацией об имеющихся рекламных конструкциях, включенных в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ».

Кроме того, отсутствие разработанной, утвержденной, опубликованной  (обнародованной) и размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» также приводит к невозможности проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, Калининградское УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанное бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Озерский городской округ», выразившееся в неосуществлении действий, направленных на разработку, направление на утверждение в городской Совет депутатов, опубликование (обнародование) и размещение схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ», приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания рекламных услуг.

Учитывая изложенное, в бездействии администрации муниципального образования «Озерский городской округ» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства,  предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, 16.02.2021 Калининградским УФАС России в адрес администрации муниципального образования «Озерский городской округ» в связи с наличием в бездействии администрации муниципального образования «Озерский городской округ», выразившемся в неосуществлении действий, направленных на разработку, утверждение, опубликование схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Озерский городской округ», признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдано предупреждение № 039/01/15-150/2021 о необходимости прекращения указанного бездействия в срок до 16 апреля 2021 года путем проведения полной совокупности организационных мероприятий, обеспечивающих разработку, направление на утверждение в городской Совет депутатов и опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Озерский городской округ».

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

16.04.2021 в адрес Калининградского УФАС России от администрации муниципального образования «Озерский городской округ» поступили сведения (вх. № 2691 от 16.04.2021) о том, что в целях устранения признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» проведена инвентаризация имеющихся рекламных конструкций на территории городского округа, а также идет подготовка технического задания для последующего проведения процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью заключения контракта на разработку схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ».

Калининградским УФАС России, по результатам рассмотрения вышеуказанного письма (вх. № 2691 от 16.04.2021) администрации муниципального образования «Озерский городской округ» на основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, принято решение (исх. № 2224/02 от 20.04.2021) о продлении срока выполнения предупреждения № 039/01/15-150/2021 от 16.02.2021 до 01.07.2021 года.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Вместе с тем, по состоянию на 20.07.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области сведения о выполнении администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» предупреждения № 039/01/15-150/2021 от 16.02.2021 не поступали.

Таким образом, Председатель Комиссии приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» действия, направленные на разработку, утверждение, опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» не выполнены.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Учитывая вышеизложенное, Председатель Комиссии Калининградского УФАС России усматривает в действиях администрации муниципального образования «Озерский городской округ» признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Калининградского УФАС России от 20.07.2021 № 86 о возбуждении дела № 039/01/15-150/2021 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 039/01/15-150/2021 к рассмотрению на  17 августа 2021 года на 14 часов 30 минут по адресу: ул. Барнаульская, 4, г. Калининград, 236006.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 039/01/15-150/2019 в качестве:

- ответчика: администрацию муниципального образования «Озерский городской округ» (ИНН 3921001500, адрес (место нахождения): 238520, Калининградская обл., г. Озерск, ул. Московская, 9);

3. Ответчику представить в Калининградское УФАС России в срок до  13 часов 00 минут 16 августа 2021 года следующие информацию и сведения:

- письменное изложение позиции по существу настоящего дела;

- копия разработанного проекта схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ»;

- сведения о том, направлялся разработанный проект схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» в уполномоченный орган для согласования;

- сведения о том, направлялся разработанный и согласованный проект схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» в городской Совет депутатов для утверждения;

- сведения о том, опубликована (обнародована) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утвержденная схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ».

 

 

Председатель Комиссии                                                                              А.В. Д

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны