Заключение №5876/02 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 039/01/15-150/2021 от 28 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 039/01/15-150/2021

 

«28» сентября 2021 года                                                             г. Калининград

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/15-150/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Н.С. И – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

М.В. М – заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

А.Н. Х – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

в присутствии представителя ответчика – администрации муниципального образования «Озерский городской округ»: С.В. (по доверенности),

рассмотрев дело № 039/01/15-150/2021 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» (ИНН 3921001500, адрес (место нахождения): 238520, Калининградская обл., г. Озерск, ул. Московская, 9) (далее – Ответчик, Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведения в период с 24 августа 2020 года по 24 ноября 2020 года плановой выездной проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» Инспекцией Калининградского УФАС России было установлено, что в бездействии администрации муниципального образования «Озерский городской округ», выразившемся в неосуществлении действий, направленных на разработку, утверждение, опубликование схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Озерский городской округ» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что отражено в акте по результатам проведения плановой проверки № 039/01/25.1-1145/2020 от 24.11.2020.

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

16.02.2021 Калининградским УФАС России в адрес администрации муниципального образования «Озерский городской округ» в связи с наличием в бездействии администрации муниципального образования «Озерский городской округ» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение № 039/01/15-150/2021 о необходимости прекращения бездействия в срок до 16 апреля 2021 года путем проведения полной совокупности организационных мероприятий, обеспечивающих разработку, направление на утверждение в окружной Совет депутатов, опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Озерский городской округ» (далее – схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ»).

16.04.2021 в адрес Калининградского УФАС России от администрации муниципального образования «Озерский городской округ» поступили сведения (вх. № 2691 от 16.04.2021) о том, что в целях устранения признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» проведена инвентаризация имеющихся рекламных конструкций на территории городского округа, а также идет подготовка технического задания для последующего проведения процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью заключения контракта на разработку схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ».

По результатам рассмотрения вышеуказанного письма (вх. № 2691 от 16.04.2021) Калининградским УФАС России на основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принято решение (исх. № 2224/02 от 20.04.2021) о продлении срока выполнения предупреждения № 039/01/15-150/2021 от 16.02.2021 до 01 июля 2021 года.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Вместе с тем, по состоянию на 20.07.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области сведения о выполнении администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» предупреждения № 039/01/15-150/2021 от 16.02.2021 не поступали.

Таким образом, администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» действия, направленные на разработку, утверждение, опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» не выполнены.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Калининградского УФАС России № 86 от 20.07.2021 о возбуждении дела № 039/01/15-150/2021 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением Калининградского УФАС России от 04.08.2021 дело № 039/01/15-150/2021 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению.

К участию в рассмотрении дела № 039/01/15-150/2021 привлечены в качестве ответчика: администрация муниципального образования «Озерский городской округ» (ИНН 3921001500, адрес (место нахождения): 238520, Калининградская обл., г. Озерск, ул. Московская, 9).

Ответчик полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Подробно позиция Ответчика изложена в письмах, направленных в адрес Калининградского УФАС России за вх. № 6133 от 17.08.2021 (исх. № 3008 от 16.08.2021), исх. № 2724 от 23.07.2021, а также в пояснениях и материалах, представленных в ходе заседаний Комиссии.

 Также администрация муниципального образования «Озерский городской округ» отмечает, что определённые действия, направленные на разработку и утверждение схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ», администрацией проведены в соответствии с графиком разработки схемы размещения рекламных конструкций, который был направлен в адрес Управления в соответствии с письмом (вх. № 2691 от 16.04.2021). По мнению, Ответчика претензий к вышеуказанному графику у Калининградского УФАС России не имелось, следовательно, администрация полагала, что график принят антимонопольным органом к сведению.

Кроме того, администрация муниципального образования «Озерский городской округ» полагает, что выводы о бездействии ответчика не подтверждены доказательствами и анализом ситуации на рынке, которая, как отмечает администрация, для участников, разместивших рекламу на рекламных конструкциях, возможно, улучшилась, а для других участников, возможно, ухудшилась.

В результате исследования имеющихся в материалах дела документов и информации Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела № 039/01/15-150/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) установлено следующее.

Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Из приведенных норм следует, что Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ предусмотрена необходимость в срок до 1 января 2014 года разработки органами местного самоуправления схем размещения рекламных конструкций, а также установлен запрет на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности при отсутствии соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Как установлено пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Пунктом 28 части 1 статьи 31 Устава муниципального образования «Озерский городской округ» установлено, что к полномочиям администрации городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Постановлением администрации муниципального образования «Озерский городской округ» № 117 от 23.06.2015 (в ред. постановлений № 456 от 04.05.2016, № 296 от 01.04.2020) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, аннулированию такого разрешения, выдаче предписания о демонтаже рекламных конструкций» (далее – Административный регламент).

В силу пункта 2.6.3 Административного регламента схема размещения рекламных конструкций разрабатывается администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» на основании настоящего регламента, Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Схема должна соответствовать генеральному плану муниципального образования «Озерский городской округ» и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Схема содержит карты размещения постоянных рекламных конструкций с указанием типов, рекламных конструкций, площадей информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема, с учетом выполнения ее из отдельных карт, состоит из составных частей, согласующихся и соединяющихся между собой.

Проект Схемы, а также проекты изменений в неё направляются администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» для предварительного согласования в уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области в установленном порядке. После получения согласования глава администрации МО «Озерский городской округ» в течение 15 дней принимает решение о направлении согласованного проекта в окружной Совет депутатов для утверждения.

Схема и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на сайте муниципального образования «Озерский городской округ» в сети Интернет.

Исходя из анализа вышеуказанных положений Устава муниципального образования «Озерский городской округ» и постановления администрации муниципального образования «Озерский городской округ» № 117 от 23.06.2015 (в ред. постановлений № 456 от 04.05.2016, № 296 от 01.04.2020) следует, что разработка, направление на утверждение в окружной Совет депутатов, а также опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещение на официальном сайте муниципального образования «Озерский городской округ» в сети Интернет схемы размещения рекламных конструкций относится к полномочиям администрации муниципального образования «Озерский городской округ».

В ходе заседания Комиссии установлено, что проект схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» разработан, представлена копия проекта данной схемы.

Кроме того, 01.09.2021 проект схемы размещения рекламных конструкций направлен в уполномоченный орган - Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области для предварительного согласования в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 15.07.2014 № 446 «Об установлении предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Калининградской области».

Однако, указанный проект схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» на утверждение в окружной Совет депутатов администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» не направлен и в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов не опубликован (обнародован), на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.

Относительно довода Ответчика о том, что определённые действия, направленные на разработку, утверждение, опубликование (обнародование) и размещение схемы размещения рекламных конструкций, Администрацией проведены в соответствии с графиком разработки схемы размещения рекламных конструкций, который был направлен в адрес Управления и, как полагает Ответчик, принят антимонопольным органом к сведению, Комиссия отмечает следующее.

Статья 39.1 Закона о защите конкуренции устанавливает полномочия антимонопольных органов по выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Таким образом, Законом о защите конкуренции однозначно установлено, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении, который также может быть продлен антимонопольным органом. Процедура согласования антимонопольным органом или принятия к сведению, графика действий по выполнению выданного предупреждения, содержащего иные сроки его выполнения, Законом о защите конкуренции не предусмотрена.

Следовательно, предупреждение № 039/01/15-150/2021 от 16.02.2021 с учетом решения Калининградского УФАС России (исх. № 2224/02 от 20.04.2021) о продлении срока выполнения предупреждения  подлежало выполнения в срок до 01 июля 2021 года.

Таким образом, полная совокупность действий в соответствии с предупреждением № 039/01/15-150/2021 от 16.02.2021, направленных на разработку, утверждение и опубликование (обнародование) схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Озерский городской округ» администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» не выполнена.

Следовательно, схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории муниципального образования «Озерский городской округ» на утверждение в окружной Совет депутатов не направлена, не опубликована (обнародована) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, а также не размещена на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Как установлено пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

При этом, Верховный Суд Российской Федерации в вышеуказанном пункте Постановления Пленума от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указывает, что угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа (пункт 11.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции).

В силу пункта 11.3 Порядок проведения анализа состояния конкуренции в случае если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3 - 10.10 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор)).

На основании вышеизложенного антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции, по итогам которого составлен краткий обзор полученных результатов, который включает в себя следующее.

Временной интервал исследования определен как период с даты принятия акта №  039/01/25.1-1145/2020 по результатам проведения плановой проверки соблюдения администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» требований антимонопольного законодательства, который содержит сведения о выявленных в ходе проведения проверки признаков нарушения администрацией пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, до даты возбуждения дела № 039/01/15-150/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, временной интервал исследования определен как период с 24.11.2021 по 20.07.2021.

Рассматриваемое бездействие совершено администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» на рынке оказания рекламных услуг, в том числе с использованием рекламных конструкций (код ОКВЭД 73.1 – «Рекламная деятельность»).

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закон Калининградской области от 10.06.2014 № 320 «Об объединении поселений, входящих в состав Озерского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» границами Озерского городского округа являются границы Озерского административного района, утвержденные Постановлением Калининградской областной Думы № 57 от 26.11.1998.

Следовательно, границей территории, на которой осуществляет свои полномочия орган местного самоуправления – администрация муниципального образования «Озерский городской округ» является Озерский городской округ Калининградской области.

Таким образом, географическими границами товарного рынка являются границы Озерского городского округа Калининградской области.

Вследствие бездействия администрации муниципального образования «Озерский городской округ», выразившегося в неосуществлении действий по направлению на утверждение в окружной Совет депутатов, опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» возможно изменение состояния конкуренции на товарном рынке оказания рекламных услуг, в том числе с использованием рекламных конструкций, поскольку отсутствие утвержденной, опубликованной (обнародованной) и размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления схемы размещения рекламных конструкций препятствует развитию и осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности по распространению рекламы с использованием рекламных конструкций в Озерском городском округе Калининградской области, ввиду невозможности определения хозяйствующими субъектами перечня предполагаемых и существующих адресов установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, их технологическую (тип и вид рекламной конструкции, размер, количество сторон, площадь) и имущественную характеристики (форма собственности).

Таким образом, отсутствие утвержденной, опубликованной (обнародованной) и размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ» приводит к необоснованному ущемлению прав хозяйствующих субъектов  в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности.

Помимо этого, отсутствие утвержденной, опубликованной (обнародованной) и размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций территории муниципального образования «Озерский городской округ» также приводит к невозможности проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке независимо от форм собственности, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/15-150/2021 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что бездействие Ответчика, выразившиеся в неосуществлении полной совокупности действий в соответствии с предупреждением № 039/01/15-150/2021 от 16.02.2021, а именно в неосуществлении действий по направлению на утверждение в окружной Совет депутатов, опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Озерский городской округ», могут быть квалифицированы как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дополнительно Комиссия сообщает, что согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                Н.С. И

 

Члены Комиссии:                                                                                          М.В. М

                                                                                                          

                                                                                                                         А.Н. Х

Связанные организации

Связанные организации не указаны