Определение №2785/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/01/16-399/2022 О НАРУШЕН... от 19 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

№ 039/01/16-399/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«19» апреля 2022 года                                                                                                г. Калининград

 

Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/16-399/2022 о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, Калининградское УФАС России) в результате анализа материалов к Акту проверки № 039/01/16-1003/2021 от 31.08.2021 (исх. № 5230/02 от 31.08.2021), проведенной в отношении Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области (ИНН 3906375886, ОГРН 1183926043982, юридический адрес: 236007, Калининград, ул. Дм. Донского, 1, фактический адрес 236003, Калининград, Московский проспект, 174) (далее – Заказчик), установлено следующее.  

В августе 2020 года между должностным лицом Заказчика и представителем ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» (ИНН 7704210053, КПП 771801001, 107113, г. Москва, ул. Шумкина, д. 20, стр. 1) (далее – Общество) осуществлялась переписка по электронной почте по вопросам организации закупки на оказание услуг по модификации автоматизированной информационной системы для многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Калининградской области.

Так, 07.08.2020 в 10:49 должностное лицо Заказчика с рабочей электронной почты направило представителю Общества письмо следующего содержания:

«Добрый день, Дмитрий Владимирович.

Просьба представить коммерческие предложения на оказание услуг по модификации автоматизированной информационной системы для многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Калининградской области

Просьба представить КП от себя и от партнеров».

К данному письму приложены запросы о предоставлении коммерческих предложений, адресованные ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» (исх. № 3146-01-14 от 06.08.2020), ООО «Юниксофт» (исх. № 3148-01-14 от 06.08.2020), ООО «Офис-Док» (исх. № 3147-01-14 от 06.08.2020), и техническое задание на модернизацию АИС 2020.

В ответ на данное письмо 07.08.2020 в 11:40 представитель Общества сообщил следующее:

«Добрый день! Ок, принято. Сделаем. Уточнения – наша цена должна быть нижняя или средняя?». 

 

На данное письмо должностное лицо Заказчика пояснило:

«Хорошо. Ваша средней. Ждем. Спасибо».

 

11.08.2020 в 09:25 представитель Общества на адрес электронной почты должностного лица Заказчика направил письмо следующего содержания:

«Наталья Викторовна, добрый день! Во вложении сканы 3-ех КП.».

Из анализа приложения к данному письму установлено, что представителем Общества подготовлены коммерческие предложения: ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» (исх. № 243-20), содержащее предложение о цене в размере 4 500 000,00 рублей; ООО «Юниксофт» (исх. № 163-20) с ценой 4 900 000,00 рублей; ООО «Офис-Док» (исх. № 273) с ценой 4 100 000,00 рублей.

 

12.08.2022 в 12:33 должностное лицо Заказчика на адрес электронной почты представителя Общества направило письмо следующего содержания:

«Дмитрий, добрый день!

В продолжении вчерашнего разговора сообщаю, что мы ждем от Вас

1)           информации по поводу передачи прав, будет или нет, т.к. в ТЗ есть пункт:

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕДАЧЕ ПРАВ

Неисключительные (лицензионные) права на объекты авторских прав, созданные в рамках настоящего технического задания, передаются Выгодоприобретателю.

2)           И будет ТЗ модификацией или модернизацией?

Если есть вопросы к эксперту, с которым вчера разговаривали, то его контакты:

Юрий Лысенко

Специалист-эксперт

Тел.8(4012)31-10-23

Моб. +7 962-263-1623».

 

В ответ на данное письмо представитель Общества сообщил: 

«Наталья, добрый день!

Принято. Я вопросы нашим юристам направил – как только будут от них ответы – сообщу.».

 

14.08.2020 в 01:20 представитель Общества на адрес электронной почты должностного лица Заказчика направил следующее письмо:

«Наталья, добрый день!

Обсудили вопрос с нашими юристами.

Решили поменять предмет контракта – будет модернизация, вместо модификации. При таком варианте, как я понимаю не требуется передача прав.

Но из-за смены предмета, меняется и организация с нашей стороны – будет  общество с ограниченной ответственностью "ЭОС Тех".

Как я понимаю от вас теперь требуются запросы КП на модернизацию ООО «ЭОС Тех» и на партнеров. От нас 3 КП.

В ТЗ правки я внес. Посмотрите – все ли правильно.».

К данному письму также было приложено исправленное представителем Общества техническое задание на «оказание услуг по модернизации автоматизированной информационной системы для многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Калининградской области».

 

14.08.2020 в 03:30 должностное лицо Заказчика сообщило представителю Общества следующее:

«Дмитрий, в приложении запрос на ЭОС,

Можете исправить на общество с ограниченной ответственностью «ЭОС Тех» и выслать мне обратно, спасибо».

 

В ответ на данное письмо представитель Общества сообщил:

«Исправил. Запрос во вложении.» и приложил запрос о предоставлении ценовой информации от имени Заказчика, адресованный ООО «ЭОС Тех».

 

14.08.2020 должностное лицо Заказчика в адрес представителя Общества направило письмо следующего содержания:

«Дмитрий,

Подготовленные КП направляйте на Елену Духович.». 

 

К данному письму были приложены запросы о предоставлении ценовой информации, адресованные: ООО «Офис-Док» (исх. № 3147-01-14), ООО «Юниксофт» (исх. № 3148-01-14), ООО «ЭОС Тех» (исх. № 3146-01-14).

06.10.2020 согласно сведениям из единой информационной системы (далее – ЕИС) уполномоченным учреждением – государственным казенным учреждением Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» размещено извещение № 0335200014920002058 о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по модификации автоматизированной информационной системы для многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Калининградской области (далее – Аукцион), начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦК) 4 500 000,00 рублей. 

В ходе анализа раздела 3 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» Аукционной документации установлено, что формирование НМЦК осуществлялось с использованием коммерческих предложений, содержащих вышеуказанные ценовые предложения.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.10.2020 №0335200014920002058-0 на участие в закупке подана одна заявка ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)». 

03.11.2020 между Заказчиком и Обществом заключен контракт по начальной (максимальной) цене – 4 500 000, 00 рублей. 

Согласно сведениям из ЕИС в настоящее время данный контракт, реестровый номер № 2390637588620000095, является исполненным в полном объеме, без неустоек (штрафов, пени).

Также установлено, что при проведении других закупок для нужд Заказчика, в которых Общество являлось победителем, заявки на участие в аукционах подавались только Обществом (извещения №№ 0135200000519003290, 0135200000519005819, 0135200000519000074, 0135200000520000047, 0135200000520000053) и контракты заключались по начальным (максимальным) ценам либо цена незначительно снижалась на 0,5 % (извещение № 0135200000519000618).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся планирования закупок и определения поставщиков, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственные заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Задачей осуществления закупки является выявление в результате проведения конкурентных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Осуществление закупки является публичной конкурентной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов - участников закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба и контрактный управляющий могут организовывать в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвовать в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из формулировки закона следует, что инициатором такого рода консультаций выступает заказчик. Статьей 38 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность обращения участников закупок к заказчику о консультациях, корректировках цен или предмета закупки. Цели обращения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в указанной норме закона - определение состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определение наилучших технологий и других решений, что предполагает сравнительное исследование товаров, обращающихся на рынке, производителей и/или поставщиков таких товаров и не может ограничиваться фиксацией сведений исключительно об одном товаре или производителе/поставщике.

Таким образом, переписка заказчика с заранее определенным потенциальным исполнителем (поставщиком) противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку указанные действия могут привести к искусственному ограничению конкуренции при проведении торгов и последующему созданию для их победителя более выгодных условий исполнения контракта, а также к разглашению конфиденциальных сведений. Такое положение вещей противоречит целям государственных закупок, основанным на принципах развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, расширения возможности для участия физических и юридических лиц в закупках, предотвращения коррупции. Осуществление закупки является публичной конкурентной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов – участников закупки.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Для признания организации, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При изложенных обстоятельствах, учитывая имевшую место переписку между должностным лицом Заказчика и представителем Общества в период подготовки рассматриваемой закупки о предмете контракта (модернизации, вместо модификации), начальной цене контракта, существенных условиях (передаче прав на объект выгодоприобретателю), обоснование начальной (максимальной) цены контракта путем использования коммерческих предложений, подготовленных представителем ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)», фактическая разработка технического задания потенциальным исполнителем, заключение впоследствии с Обществом контракта по начальной (максимальной) цене, а также наличие устоявшихся связей между Заказчиком и Обществом, свидетельствует о наличии договоренностей при проведении Аукциона.

Создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции при проведении закупки для государственных нужд является достаточным основанием для вывода о наличии признаков нарушении 16 Закона о защите конкуренции.

Проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их проведение при наличии договоренности между заказчиком и участником, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичной, открытой, прозрачной процедуре торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие выполнить работы, получив доступ к соответствующему товарному рынку.

Таким образом, в действиях Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области и ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» при осуществлении закупки № 0335200014920002058, установлены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. 

На основании изложенного издан приказ Калининградского УФАС России от 19.04.2022 № 39 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 039/01/16-399/2022 по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 039/01/16-399/2022 к рассмотрению на 18 мая 2022 года на 10 часов 00 минут по адресу: ул. Барнаульская, 4, г. Калининград, 236006.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела 039/01/16-399/2022 в качестве:

Ответчиков:

- Министерство цифровых технологий и связи Калининградской области (ИНН 3906375886, ОГРН 1183926043982, юридический адрес: 236007, Калининград, ул. Дм. Донского, 1, фактический адрес 236003, Калининград, Московский проспект, 174),

- ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» (ИНН 7704210053, КПП 771801001, 107113, г. Москва, ул. Шумкина, д. 20, стр. 1).

3. Ответчику Министерству цифровых технологий и связи Калининградской области в срок до 14 мая 2022 года представить в Калининградское УФАС России в письменном виде с приложением подтверждающих документов (в отношении электронной переписки документы должны быть представлены также в формате .msg или .eml):

1) по закупке № 0335200014920002058 следующую информацию:

1.1 – пояснения по существу настоящего дела;   

1.2 – список всех лиц, которым были направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации) в целях обоснования НМЦК;

1.3 – запросы о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации) в целях обоснования НМЦК;

1.4 – подтверждение об отправке запросов о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации);

1.5 – полученные коммерческие предложения (ценовая информация);

1.6 – подтверждение получения коммерческих предложений (ценовой информации); 

1.7 – список лиц, коммерческие предложения которых были использованы при формировании НМЦК;  

1.8 – копии журнала исходящей корреспонденции за период с 01.08.2020 по 01.10.2020; 

2) по закупкам (извещения №№ 0135200000519003290, 0135200000519005819, 0135200000519000074, 0135200000520000047, 0135200000520000053, 0135200000519000618) следующую информацию:

2.1 – список всех лиц, которым был направлен запрос о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации) в целях обоснования НМЦК;

2.2 – запросы о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации) в целях обоснования НМЦК;

2.3 – подтверждение об отправке запросов о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации);

2.4 – полученные коммерческие предложения (ценовая информация);

2.5 – подтверждение получения коммерческих предложений (ценовой информации); 

2.6 – список лиц, коммерческие предложения которых были использованы при формировании НМЦК;

3) копии всех контрактов/договоров, заключенных между Министерством цифровых технологий и связи Калининградской области (ИНН 3906375886) и ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» (ИНН 7704210053) с приложением актов выполненных работ и подтверждением оплаты (при наличии);   

4) сведения о контрактах/договорах, заключенных между Министерством цифровых технологий и связи Калининградской области (ИНН 3906375886) и ООО «Юниксофт» (ИНН 5029111009), ООО «Офис-Док» (ИНН 7842512073).

Документы по каждой закупке необходимо представить отдельной прошивкой с описью, документы должны быть представлены и прошиты в вышеуказанном порядке.

Ответчику ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» в срок до 14 мая 2022 года представить в Калининградское УФАС России в письменном виде с приложением подтверждающих документов (в отношении электронной переписки документы должны быть представлены также в формате .msg или .eml):

1) по закупке № 0335200014920002058 следующую информацию:

1.1 – пояснения по существу настоящего дела;

1.2 – полученные запросы о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации) в целях обоснования НМЦК;

1.3 – подтверждение получения запросов о предоставлении коммерческих предложений (ценовой информации);  

1.4 – направленные коммерческие предложения (ценовая информация); 

1.5 – подтверждение отправки коммерческих предложений (ценовой информации); 

2) сведения о лице, обладающем исключительными правами на программный комплекс АИС «МФЦ Дело»;

3) копию договора на оказание услуг по распространению программного комплекса АИС «МФЦ Дело», заключенного между ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» (ИНН 7704210053) и правообладателем исключительных прав (при наличии);

4) основание партнерских взаимоотношений с ООО «Юниксофт» (ИНН 5029111009), ООО «Офис-Док» (ИНН 7842512073), ООО «ЭОС Тех» (771402391889).

Примечание, запрашиваемые сведения и документы, должны быть заверены, пронумерованы и скреплены печатью.

 

Разъясняем, что согласно ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), а равно предоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наложение административного наказания не освобождает от обязанности предоставления в антимонопольный орган запрашиваемых документов и информации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 А.В. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны