Решение (комиссия) №ИБ/3056/23 Решение от 7 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


Общество с ограниченной ответственностью Негосударственная охранная организация «ЭГИДА»

236040, Калининградская область, г Калининград, Калязинская ул, д. 1а, каб. 33

protivtip@gmail.com

Государственное предприятие Калининградской области «Водоканал» 236023, г. Калининград, Советский пр-т, д. 107, priemnaya@vk39.ru; oskanova.a@vk39.ru;

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Т. Шевченко, 23А, этаж 25, пом. 1

ko@rts-tender.ru;

info@rts-tender.ru


Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов»

236006, г. Калининград, ул. Геологическая, д. 1

gkuct@gov39.ru




РЕШЕНИЕ



04 июля 2023 года № 039/07/3-487/2023 г. Калининград



Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:


Ведущий заседание Комиссии:

И.C. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;


Члены Комиссии:


О.И. Филатов





Д.Ю. Колупаев


ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;


ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;




при участии представителей:






Заявителя – ООО НОО «Эгида»


Заказчика – ГП КО «Водоканал»


Уполномоченного учреждения – ГКУ КО «Центр обеспечения организации и проведения торгов»


В.В. Данилина



А.О. Оскановой



Е.Л. Юрьевой


П.П. Ващеца


А.Л. Готовчика

по доверенности;



по доверенности;



по доверенности;


по доверенности;


по доверенности;

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 4852-ЭП/23 от 23.06.2023) общества с ограниченной ответственностью Негосударственная охранная организация «Эгида» (далее – ООО НО «Эгида», Заявитель) на действия единой Комиссии уполномоченного учреждения – Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГКУ КО «Центр обеспечения организации и проведения торгов», Уполномоченное учреждение) при проведении конкурса в электронной форме на право оказания услуг по физической охране объектов ГП КО «Водоканал» (далее – Конкурс) (извещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ № 32312428608),


УСТАНОВИЛА:


Заявитель не согласен с решением Уполномоченного учреждения об отклонении представленной заявки ООО НОО «Эгида» № 2 на участие в Конкурсе (далее – Заявка).

По мнению Заявителя, вопреки содержащимся в протоколе от 16.06.2023 выводам, действия Уполномоченного учреждения являются злоупотреблением правом, направленным на ограничение конкуренции, о чем свидетельствует причина отстранения Заявителя от участия в Конкурсе и то обстоятельство, что до его участия было допущено только одно лицо. Заявитель считает, что представленная в составе общей части Заявки банковская гарантия от 09.06.2023 № 1230668-2023-VBC (далее – Банковская гарантия) является документом, надлежащим образом обеспечивающим Заявку.

Также Заявитель указывает, что выводы Единой комиссии Уполномоченного учреждения об отсутствии в Банковской гарантии указания на «бесспорное списание денежных средств Заказчиком» являются «абсурдным и ничего не меняющим в порядке обращения Заказчика за выплатой средств по Гарантии». По мнению Заявителя, наличие подобной формулировки не предоставляет Заказчику никаких дополнительных механизмов получения денег от гаранта, так как для списания денежных средств, так или иначе, потребуется волеизъявление банка, вне зависимости от наличия или отсутствия подобной формулировки в Банковской гарантии.

Кроме того, по мнению Заявителя, наличие в Банковской гарантии указаний на предоставление документов – карточки с образцом подписи и оттиска печати, а также действующей редакцией устава, не противоречит требованиям ни закупочной документации, ни постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1005).

Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе (вх. № 4852-ЭП/23 от 23.06.2023).


Заказчик считает принятое решение Комиссии Уполномоченного учреждения обоснованным и законным в связи с несоответствием представленной в составе заявки участника закупки в качестве обеспечения заявки Банковской гарантии требованиям, установленным подпунктами 6, 8 пункта 3 части 19 раздела 1 «Информационная карта (краткая информация о предмете конкурса в электронной форме и условиях исполнения договора)» конкурсной документации на оказание услуг по физической охране объектов ГП КО «Водоканал» (далее – Конкурсная документация).

Заказчик дополнительно разъясняет, что 03.08.2022 между ГП КО «Водоканал» и ГКУ КО «Центр обеспечения организации и проведения торгов» на основании главы 4 раздела 2 Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного предприятия Калининградской области «Водоканал» (далее – Положение о закупке), соответствующего типовому положению, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 29.11.2018 № 723, заключен договор о передаче Уполномоченному учреждению части функций Заказчика на организацию и проведение закупки товара, работ, услуг для нужд ГП КО «Водоканал» (далее – Договор).

В соответствии с пунктами 2.7.3, 2.7.7 Договора Уполномоченное учреждение создает и обеспечивает работу Комиссии по осуществлению закупки; размещает в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) и на электронной торговой площадке (далее – ЭТП) протоколы Комиссии по осуществлению закупки.

Таким образом, Заказчик не входит в состав комиссии по рассмотрению Заявок участников закупки, проводимых Уполномоченным учреждением, не учувствует в принятии решений о допуске Заявок на участие в закупке, установлении соответствия участников закупки и их Заявок требованием извещения и Конкурсной документации, принятии решений об отклонении участников закупки, в подведении итогов закупки, а так же в выборе участника закупки, с которым, согласно протоколу подведения итогов закупки, будет заключен договор.


Уполномоченный учреждение считает, что Единая комиссия Уполномоченного учреждения по осуществлению закупок (далее – Единая комиссия) действовала в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством и Положением о закупке.

По мнению Уполномоченного учреждения, Заявка Заявителя была правомерно отклонена комиссией Уполномоченного учреждения в связи с несоответствием предоставленной независимой гарантии требованиям, предусмотренным пунктом 79 Положения о закупке, и требованиям, содержащимся в конкурсной документации.

Доводы Заявителя об отсутствии правовых последствий для Заказчика в связи с отсутствием в Банковской гарантии условия о бесспорном списании денежных средств Заказчиком являются субъективными суждениями.

Постановление № 1005 содержит перечень документов, представляемых Заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, а также содержит указание на недопустимость включения в независимую гарантию не включенных в данный перечень документов.

Уполномоченное учреждение считает, что подавая Заявку на участие в конкурсе, Заявитель согласился с требованиями конкурсной документации, предъявляемыми, в том числе к Банковской гарантии.

При этом, каких-либо запросов о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации не поступало.

Сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, Заявителем не представлено.

В связи с изложенным, Уполномоченное учреждение считает доводы жалобы несостоятельными, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению.

Подробно позиция Уполномоченного учреждения изложена в письменных возражениях (вх. № 4992 от 29.06.2023).


Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

Извещение № 32312428608 о проведении Конкурса было опубликовано Уполномоченной организацией в ЕИС 26.05.2023.

Закупка проводится на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» в соответствии с положениями Закона о закупках.

Датой начала срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 26.05.2023, дата окончания срока подачи заявок – 13.06.2023 в 11 час. 00 мин. Дата подведения итогов – 21.06.2023.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса № 32312428608, Конкурсной документацией о закупке, начальная (максимальная) цена договора составляет 47 719 680,00 рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, и поступила в Калининградское УФАС России в установленные частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции сроки, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Следовательно, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с нормами Закона о закупках, порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке устанавливается Заказчиком самостоятельно в Положении о закупке.

Приказом № 3215 от 29 декабря 2022 года утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственного предприятия Калининградской области «Водоканал» (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с Положением о закупке ГКУ КО «Центр обеспечения организации и проведения торгов» является Уполномоченным учреждением, осуществляющим определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с условиями заключенного договора о передаче Заказчиком Уполномоченному учреждению части функций по осуществлению закупок для Заказчика.

Согласно пункту 75 Положения о закупке заказчик вправе требовать обеспечение заявок на участие в конкурентных закупках в случае, если НМЦД превышает 5 000 000 (пять миллионов) рублей. Размер такого обеспечения не может превышать 5 % НМЦД, а в случае осуществления закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, размер такого обеспечения не может превышать 2 % НМЦД. Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке предоставляется участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств или предоставления независимой гарантии, если НМЦД превышает 10000000 (десять миллионов) рублей. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Указанные требования содержатся в составе конкурсной документации, а именно:

- в пункте 19 раздела 1 «Информационная карта» Конкурсной документации;

- в пункте 79 раздела 5 «Определения, используемые в конкурсной документации, общие условия и порядок проведения конкурса в электронной форме» Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 19 раздела 1 «Информационная карта» Конкурсной документации сумма обеспечения заявки предусмотрена в размере 1% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 447 196,80 рублей. Обеспечение заявки может быть представлено в форме внесения денежных средств или в форме независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется участником закупки самостоятельно. Требования, касающиеся обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме являются одинаковыми для всех участников. Обеспечение заявки на участие в конкурсе в электронной форме представляется одновременно с такой заявкой.

Согласно требованиям подпункта 3 пункта 19 раздела 1 «Информационная карта» Конкурсной документации, которые согласуются с требованиями пункта 79 Положения о закупке, независимая гарантия должна содержать, в том числе:

6) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по гарантии, направленное до окончания срока действия гарантии;

8) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по гарантии:

а) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии (доверенность) (в случае, если требование по независимой гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

В соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 перечнем документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии (далее – Перечень), Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии (доверенность) (в случае, если требование по независимой гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

В силу подпункта «б» постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 не допускается включение в независимую гарантию требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии документов, не включенных в Перечень документов.

В соответствии с пунктом 72 Положения о закупке заявка на участие в конкурентной закупке за исключением закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, должна, в том числе содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке.

Вышеуказанное требование также отражено в подпункте 2 пункта 3.2 части 23 раздела 1 «Информационная карта» Конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 174 Положения о закупке заявка на участие в конкурсе в электронной форме признается не соответствующей, требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае непредставления документов и информации, которые участник обязан представить во второй части заявки в соответствии с требованиями конкурсной документации, либо их несоответствия требованиям, установленным конкурсной документацией.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 174 Положения о закупке заявка на участие в конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае непредставления независимой гарантии или ее несоответствия требованиям, установленным конкурсной документацией (при выборе участником конкурса такого способа обеспечения заявки).

Заявка Заявителя на участие в закупке отклонена решением Единой комиссии (протокол от 16.06.2023) на основании подпункта «2» пункта 3.2. части 23 раздела 1 Конкурсной документации, в связи с предоставлением обеспечения Заявки, не соответствующего требованиям Документации о закупке.

Комиссия считает отклонение заявки Заявителя на участие в закупке законным и обоснованным по следующим основаниям.

На участие в Конкурсе поданы две заявки.

Рассмотрев первые части заявок, поданные на участие в Конкурсе, Единая комиссия приняла решение о допуске к участию в конкурсе в электронной форме и признанию его участниками участников, подавших заявки с идентификационными номерами 1, 2 (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 14.06.2023 № 32312428608-01).

Из представленных материалов следует, что ООО НОО «Эгида» 13.06.2023 направило Заявку на участие в Конкурсе (заявка № 2) и в качестве обеспечения Заявки представило Банковскую гарантию, тем самым реализовав свое право выбора способа обеспечения Заявки.

Из анализа условий представленной Заявителем Банковской гарантии следует, что представленная банковская гарантия не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, а именно:

- в гарантии отсутствует условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по гарантии, направленное до окончания срока действия гарантии;

- в гарантии содержится не установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по гарантии, а именно:

- действующая редакция устава (в том числе все изменения к уставу), с отметкой налогового органа о регистрации (или отметкой нотариуса о регистрации);

- карточка с образцами подписей и оттиска печати Бенефициара, содержащая образец подписи лица, подписавшего Требование и/или заверившего копии документов.

Таким образом, учитывая, что представленная ООО НОО «Эгида» в составе Заявки Банковская гарантия не соответствовала требованиям Документации о закупке, Единая комиссия правомерно и обоснованно отклонило рассматриваемую Заявку, что отражено в протоколе подведения итогов конкурса в электронной форме от 16.06.2023 № 32312428608-02.

Пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Документации о закупке установлено, что любой участник закупки вправе направить средствами электронной площадки Заказчику запрос о даче разъяснений положений Документации о закупке. Порядок подачи запроса на разъяснения положений Документации о закупке определяется Регламентом работы электронной торговой площадки. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса Заказчик осуществляет разъяснение положений Документации о закупке и размещает их в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

ООО НОО «Эгида» не направляло запрос о даче разъяснений положений спорных пунктов Конкурсной документации.

Подача заявки является принятием (акцептом) всех условий Заказчика (Организатора закупки), предусмотренных в извещении о проведении закупки и (или) Документации о закупке, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки при участии в закупке.

Заявка подписана руководителем ООО НОО «Эгида», скреплена печатью организации. Таким образом, ООО НОО «Эгида» выразило свое полное и безоговорочное согласие с условиями Документации о закупке и обязалось соблюдать такие условия.

На основании вышеизложенного, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений со стороны Уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку для участия в торгах было подано 2 заявки, что может свидетельствовать об отсутствии необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


Признать жалобу (вх. № 4852-ЭП/23 от 23.06.2023) общества с ограниченной ответственностью Негосударственная охранная организация «Эгида» на действия единой Комиссии уполномоченного учреждения – Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» при проведении конкурса в электронной форме на право оказания услуг по физической охране объектов ГП КО «Водоканал» (извещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ № 32312428608) необоснованной.



Ведущий заседание Комиссии



И.С. Болтенко

Члены Комиссии:





О.И. Филатов



Д.Ю. Колупаев






2023-3268


Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7725772938, ОГРН 1127747094298
ГП КО «Водоканал»
ИНН 3903009923, ОГРН 1023900591626
ГКУ КО "Центр торгов"
ИНН 3904612235, ОГРН 1103925014654
ООО НОО "ЭГИДА"
ИНН 3906340682, ОГРН 1143926038640