Решение (комиссия) №ИБ/810/23 Решение от 27 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


ООО "Департамент снабжения УР ФО" 628624, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА, г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 36, офис 1006 dep-snab@mail.ru МУП ЖКХ "Коммунальник" МО "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области 238310, Калининградская область, Гурьевский район, п. Малое Исаково, ул. Гурьевская, д. 5А kommunalnik39@mail.ru ООО "Электронная торговая площадка ГПБ" 119180, г. Москва, Якиманская набережная, 2 info@etpgpb.ru




РЕШЕНИЕ



21 февраля 2022 года № 039/07/3-90/2023 г. Калининград

Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:


ведущий заседание Комиссии:

И.С. Болтенко

заместитель руководителя Калининградского УФАС России;


члены Комиссии:


А.Г. Киселева




В.В. Погодин


начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;


заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;




при участии представителей:





заказчика – МУП ЖКХ «Коммунальник» МО «Гурьевский муниципальный район» Калининградской области


заявителя – ООО «Департамент снабжения УР ФО»


В.В. Байдак



Г.Е. Кучеренко



В.В. Голубятников


по доверенности;



по доверенности;



по доверенности,

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи без очного участия представителей сторон посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 971-ЭП/23 от 10.02.2023) общества с ограниченной ответственностью «Департамент снабжения УР ФО» (ИНН 8603194054, ОГРН 1128603029004) (далее – Общество, Заявитель) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник» муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» Калининградской области (ИНН 3917000720, ОГРН 1023902297660) (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание юридических услуг по взысканию задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде с физических и юридических лиц в судебном порядке, представление интересов заказчика во всех судебных инстанциях, в том числе по делам о признании несостоятельным (банкротом)
(далее – Конкурс) (извещение № 32211991792 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок
http://zakupki.gov.ru/; далее – ЕИС),


УСТАНОВИЛА:


Заявитель не согласен с утвержденной Заказчиком конкурсной документацией по проведению открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание юридических услуг по взысканию задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде с физических и юридических лиц в судебном порядке, представление интересов заказчика во всех судебных инстанциях, в том числе по делам о признании несостоятельным (банкротом) (далее – Документация о закупке) в части установления в пункте 2.4 технического задания (является неотъемлемой частью Документации о закупке; далее – Техническое задание) условия о том, что исполнитель обеспечивает получение исходных данных от заказчика по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Малое Исаково, ул. Гурьевская, д. 5А, а также в части установления в пункте 3.1 Технического задания особого условия об обязательном личном присутствии исполнителя по месту нахождения предприятия не менее трех раз в неделю с 8:00 час. до 17:00 час. по будним дням для оперативного решения задач заказчика.

По мнению Заявителя, установление Заказчиком в Техническом задании оспариваемых условий приводит к ограничению количества участников по территориальному расположению потенциальных участников закупки, их обособленных подразделений в пределах границ определенного региона Российской Федерации, без предоставления возможности на участие в процедуре закупки потенциальным участникам, располагающимся в иной территориальной зоне, но имеющим возможность своевременно и качественно исполнить обязательства по договору по итогам закупки.

Общество указало, что имеет возможность оказывать являющиеся предметом закупки юридические услуги дистанционно, без личного присутствия исполнителя по месту нахождения Заказчика. Однако установление Заказчиком упомянутых требований лишило Общество возможности подать заявку на участие в Конкурсе.

По мнению Заявителя, установление подобных условий является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушения и внесении соответствующих изменений в Техническое задание. Подробно позиция Общества изложена в жалобе (вх. № 971-ЭП/23 от 10.02.2023).


Заказчик считает, что при проведении Конкурса им не нарушены положения Закона о закупках. Формирование Документации о закупке, в том числе Технического задания, осуществлялось Заказчиком исходя из своих потребностей и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг (утверждено 27.10.2022 директором МУП ЖКХ «Коммунальник» муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» Калининградской области; далее – Положение о закупке).

В обоснование своей позиции Заказчик отметил, что установление оспариваемых условий оказания юридических услуг не свидетельствует об ограничении конкуренции, а предполагает необходимость оперативного и эффективного взыскания задолженности с потребителей в судебном порядке.

В этой связи, Заказчик просит признать жалобу необоснованной. Подробно позиция Заказчика изложена в письменных возражениях (вх. № 1116-ЭП/23 от 15.02.2023).



Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией установлено, что извещение № 32211991792 о проведении Конкурса опубликовано Заказчиком 26.12.2022 в ЕИС и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ». Конкурс проводится в соответствии с положениями Закона о закупках. Начальная (максимальная) цена договора составляет 220 000 рублей, в том числе НДС 20%. Предмет закупки: оказание юридических услуг по взысканию задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде с физических и юридических лиц в судебном порядке, представление интересов Заказчика во всех судебных инстанциях, в том числе по делам о признании несостоятельным (банкротом).

Дата начала срока подачи заявок на участие в торгах – 26.12.2022.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 10.02.2023 в 14 час. 40 мин.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 15.02.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок и дата подведения итогов – 17.02.2023.

Общество 10.02.2023 в 07 час. 37 мин. обратилось в Калининградское УФАС России с рассматриваемой жалобой на положения Документации о закупке, то есть до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе. Жалоба содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки (пункт 1); равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2); целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3); отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4).

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Закона о закупках устанавливается заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Положение о закупке Заказчика является документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, и в котором содержатся требования к закупкам, порядок подготовки и осуществления закупок.

Согласно подразделу «Предмет и цели регулирования» раздела «Общие положения» Положения о закупке, это Положение разработано Заказчиком в целях своевременного и полного обеспечения Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможности участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Положение о закупке Заказчика регулирует отношения, связанные с осуществлением Заказчиком закупочной деятельности, в том числе устанавливает единые правила и порядок закупки товаров, работ, услуг (далее - закупки), в целях соблюдения принципов создания условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности; информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки; оптимальности процедур и результата; применения наиболее подходящих для конкретной ситуации процедур, а также выборы технико-коммерческих предложений и контрагента по наилучшим совокупным значениям требуемых показателей (качество, условия поставки,
цена и др.).

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Комиссия обращает внимание, что основная функция предъявляемых к потенциальным участникам закупки требований и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ, оказании услуг, учитывая специфику объекта закупки, при этом заказчиком должны быть соблюдены принципы создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Доводы жалобы Общества сводятся к несогласию с Документацией о закупке в части установления в пункте 2.4 Технического задания условия о том, что исполнитель обеспечивает получение исходных данных от заказчика по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Малое Исаково, ул. Гурьевская,
д. 5А, а также в части установления в пункте 3.1 Технического задания особого условия об обязательном личном присутствии исполнителя по месту нахождения предприятия не менее трех раз в неделю с 8:00 час. до 17:00 час. по будним дням для оперативного решения задач Заказчика. По мнению Заявителя, установление подобных условий оказания юридических услуг ограничивает конкуренцию.

Комиссия не может согласиться с указанной позицией Заявителя на основании следующего.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики
(при необходимости) предмета закупки.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как отмечено выше, условие о необходимости удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности установлено в Положении о закупке.

В отношении установленных в пунктах 2.4 и 3.1 Технического задания условий оказания юридических услуг Заказчик пояснил, что названные требования к услугам сформированы с учетом фактической потребности Заказчика по взысканию с потребителей задолженности за коммунальные услуги в судебном порядке. Установление таких условий оказания юридических услуг не свидетельствует об ограничении конкуренции, а предполагает необходимость оперативного и эффективного взыскания задолженности в пользу ресурсоснабжающей организации.

Оказание закупаемых юридических услуг является невозможным без непосредственного взаимодействия исполнителя с Заказчиком по месту фактического нахождения последнего, сбора необходимых исходных данных и документов в отношении потребителей, имеющих задолженность за коммунальные услуги, в том числе с соблюдением ограничений по распространению персональных данных, подготовки и направления в суды исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов, представления интересов Заказчика в судебных заседаниях, получения и предъявления к исполнению исполнительных документов в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов России.

Комиссия отмечает, что вопреки позиции Заявителя о возможности оказания юридических услуг дистанционным способом, потребность в обязательном личном присутствии исполнителя по месту нахождения Заказчика обоснована особенностями процесса взыскания дебиторской задолженности, этапами оказания юридических услуг, начиная с формирования сведений о наличии задолженности потребителя, подготовки исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов, непосредственного участия представителя в судебных заседаниях, получения и предъявления к исполнению исполнительного документа.

Комиссия отмечает, что исходя из системного анализа положений Закона о закупках, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В данном случае указанные требования установлены Заказчиком именно исходя из его потребностей.

С учетом положений части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, отраженная в Техническом задании информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно условий оказания юридических услуг с учетом потребностей Заказчика, который имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении требований Документации о закупке.

Указание Заказчиком в Техническом задании специальных условий оказания юридических услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики получения результата услуг, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Заказчик, формируя данные требования, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей профессиональной деятельности.

Поскольку приоритетной целью закупок является удовлетворение потребностей Заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, потенциальная невозможность участия того или иного хозяйствующего субъекта в закупке не свидетельствует о нарушении его прав, ограничении конкуренции, установлении Заказчиком преимуществ отдельным участникам закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков формировать документацию о закупке с учетом возможностей всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к закупаемому товару и услуге.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В рассматриваемом случае, установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, установленные Заказчиком требования в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, и не привели к нарушению положений Закона о закупках.

Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям Заказчика и тем самым влекут необоснованное ограничение количества участников закупки, установление преимуществ отдельным участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности приведенных в жалобе доводов Заявителя.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных для рассмотрения жалобы, пояснили, что они представили все доказательства, которые они намеревались представить, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Департамент снабжения УР ФО» (ИНН 8603194054, ОГРН 1128603029004) необоснованной.




Председатель комиссии





И.С. Болтенко

Члены комиссии:







А.Г. Киселева






В.В. Погодин











Исп.Погодин В.В.

тел. 53-72-04


2023-846


Связанные организации

МУП ЖКХ "Коммунальник" МО "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области
ИНН 3917000720, ОГРН 1023902297660
ООО "Департамент снабжения УР ФО"
ИНН 8603194054, ОГРН 1128603029004
ООО "Электронная торговая площадка ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118