Решение №6598/02 РЕШЕНИЕ № 039/01/16-437/2021 от 26 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 039/01/16-437/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии «12» октября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме «18» октября 2021 года                                                 

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

А.В. – руководитель Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

Н.С. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

О.И. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей:

Заявителя – Военной прокуратуры Балтийского флота: С.А. (по доверенности);

Ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации: Ю.А (по доверенности); С.В. (по доверенности);

Ответчика – ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС»: Д.С. (генерального директора),

рассмотрев дело № 039/01/16-437/2021 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, КПП 770101001, 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б) и ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» (ИНН: 3906353240, КПП: 390601001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, кв. 12) (далее – Общество) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) поступили материалы проверки Военной прокуратуры Балтийского флота № МП 14-2020 (вх. № 08-дсп/2021 от 03.03.2021) в части соблюдения должностными лицами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Балтийскому флоту законодательства в сфере противодействия коррупции при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе техническом и аварийно-диспетчерском обслуживании газоиспользующего оборудования.

Приказом Калининградского УФАС России № 44 от 23.04.2021 года возбуждено дело № 039/01/16-437/2021 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, КПП 770101001, 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б) (далее – ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ»), ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» (ИНН: 3906353240, КПП: 390601001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, кв. 12) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с Определением о назначении дела от 23.04.2021 года к участию в рассмотрении дела № 039/01/16-437/2021 в качестве ответчиков были привлечены ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» и ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС», в качестве заявителя – Военная прокуратура  Балтийского флота.

Существо дела в изложении Заявителя Военной прокуратуры   Балтийского флота

12 сентября 2018 г. в Калининградский филиал ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» поступил план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 г.г., согласно которому в 2019 году на выполнение проверяемых видов работ выделено 4 843 632 рубля.

В дальнейшем должностное лицо Заказчика, используя предоставленные ему полномочия, с привлечением, в том числе, генерального директора ООО «Промтехсервис» Д.С. Миронова,                                   в г. Калининграде организовало сбор коммерческих предложений от заранее определенного круга юридических лиц, послуживших основанием для формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов (далее – НМЦК).

По результатам расчета общая сумма НМЦК четырех контрактов составила 4 777 137 рублей, то есть в объеме доведенных лимитов.

19.10.2018 должностное лицо Заказчика, вопреки запрету на переговоры с участниками закупок до выявления победителя Аукционов с личной электронной почты сообщило генеральному директору ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» Д.С. Миронову о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционах, электронной площадке, проводившей торги, а также направило ему копии размещенных в единой информационной системе извещений № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248.

Проверкой размещенных ООО «Промтехсервис» на торгово-электронной площадке АСТ ГОЗ документов установлено, что вторые части заявок по закупкам №№ 0372400000918000241, 0372400000918000243 содержат заведомо ложные документы о наличии у ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» аттестованного персонала: протоколы заседания территориальной аттестационной комиссии Центрального управления Ростехнадзора на Миронова Д.С., Дюкарева С.В., Павлова Ю.М., Царика А.В., а также свидетельств о повышении квалификации Крупина О.Ю. и Назаренко И.П.

По итогам рассмотрения единственных заявок по данным закупкам, контракты заключены с ООО «Промтехсервис» по начальным максимальным ценам.

В ходе проведения двух других Аукционов № 0372400000918000246, № 0372400000918000248 было подано две заявки (ООО «Промтехсервис» и ООО «Диант»), в обоих случаях наименьшая цена предложена ООО «Промтехсервис», с которым заключены контракты.

По итогам вышеперечисленных процедур НМЦК была незначительно снижена (на 74 тыс. рублей), окончательная стоимость подлежащих выполнению работ составила 4 702 752 рубля, то есть фактически в объеме доведенных лимитов бюджетных средств.

До подписания вышеуказанных контрактов Заказчиком в 2018 году с ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» заключено 16 других контрактов на общую сумму 5 457 тыс. рублей на различные цели (замена дымогарных труб, замена метода умягчения питательной воды, ремонт кирпичной трубы и др.), в том числе в период формирования НМЦК и проведения Аукционов.

Существо дела в изложении Ответчика ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ»

Формирование НМЦК осуществлялось посредствам запросов коммерческих предложений.

Процедура была организована на электронной площадке, данное обстоятельство свидетельствует о том, что любой исполнитель мог принять участие в закупках. Заказчик полагает, что с его стороны положения закона не были нарушены.

Существо дела в изложении Ответчика ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС»

Поскольку Общество осуществляет свою деятельность на данном товарном рынке, то по запросам Заказчика предоставляло коммерческие предложения для формирования НМЦК.

ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» имеет необходимые лицензии, оборудование и опыт, также в 2018 и 2019 имелась своя аварийно-диспетчерская служба.  

Заказчик об Аукционах не сообщал, никакое взаимодействие по данным закупкам до определения победителя с ним не осуществлялось.

Обстоятельства дела, установленные Комиссией

1. 12.09.2018 в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Балтийскому флоту (236039, г. Калининград, ул. Б. Хмельницкого, д. 51) (далее –Заказчик) поступил план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг., согласно которому в 2019 году на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газоиспользующего оборудования, а также сетей газопотребления (газораспределения) выделено 4 843 632 рубля.

17.10.2018 Заказчиком в единой информационной системе были размещены извещения о проведении закрытых аукционов в электронной форме:

- № 0372400000918000241 на оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию сетей газопотребления и газораспределения, технологических и технических устройств объектов КЖФ для нужд филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ на 2019 год, НМЦК - 1 628 557,33 рублей;

- № 0372400000918000243 на оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию сетей газопотребления и газораспределения, технологических и технических устройств объектов КЖФ для нужд ЖЭ(К)О №1 (г. Калининград) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ на 2019 год, НМКЦ - 2 161 779,67 рублей;

- № 0372400000918000246 на оказание услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газоиспользующего оборудования котельных для нужд ЖЭ(К)О №2 (г. Балтийск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ на 2019 год, НМЦК - 546 400,00 рублей;

- № 0372400000918000248 на оказание услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газоиспользующего оборудования котельных ЖЭ(К)О №1 (г. Калининград) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ на 2019 год, НМЦК - 440 400,00 рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) документация о проведении аукциона должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

 Пунктом 6.3 «Положения о Контрактной службе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по БФ) от 24.04.2018 № 188 Приложения № 1 к Приказу «О создании контрактной службы филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по БФ) предусмотрено, что при расчете НМЦК необходимо руководствоваться «Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации). 

В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (далее - ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 3.7 Методических рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

3.7.1. направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»);

3.7.2. разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

3.7.3. осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к настоящим Рекомендациям;

3.7.4. осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.

Согласно пояснениям Заказчика для обоснования НМЦК использовался метод сопоставимых рыночных цен. Вместе с тем, Комиссией установлены следующие обстоятельства, относящиеся к процедуре обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

19.09.2018 Заказчиком были подготовлены запросы о предоставлении коммерческих предложений для следующих лиц: ООО «Ремгазсервис», ООО «Прайдтехникс», ООО «Менаком Плюс», ООО «ГК Балтавтономгаз», ООО «Хотлайн», ОАО «Калининградгазификация», ООО «Эвендо», ООО «Алеком», ООО «Вектор», ООО «Вент-Про» (до июля 2018 года – ООО «ПК «Айс-Комфорт»), ООО «Новострой», ООО «Оверхол Плюс», ООО «Промтехсервис», ООО «СКО».

При формировании и обосновании НМЦК Заказчиком использовались следующие коммерческие предложения:

- по закупке № 0372400000918000241: ООО «Айс-Комфорт» ИНН 7203364905 (исх. № 59 от 21.09.2018), подписанное В.Н. Проскуряковым, ООО «Новострой» ИНН 6686072494 (исх. № 897 от 21.09.2018), ООО «Вектор» ИНН 3906994420 (исх. № 41 от 21.09.2018).

- по закупке № 0372400000918000243: ООО «Айс-Комфорт» ИНН 7203364905 (исх. № 57 от 21.09.2018), подписанное В.Н. Проскуряковым, ООО «Новострой» ИНН 6686072494 (исх. № 893 от 21.09.2018), ООО «Вектор» ИНН 3906994420 (исх. № 39 от 21.09.2018). 

23.09.2018 должностное лицо Заказчика посредством электронной почты pekpo@bf.zhky.ru направило на адрес электронной почты org-balt@bf.zhky.ru ЖЭ(К)О № 1 (г. Калининград) и ЖЭ(К)О № 2 (г. Балтийск) Заказчика коммерческие предложения от имени ООО «Новострой», ООО «Вектор», ООО «ПК «Айс-Комфорт» и потребовало зарегистрировать их и представить обратно.

ООО «Вент Про» (ИНН 7203364905), которое до 13.07.2018 являлось ООО «Производственная Компания «Айс-Комфорт», пояснило, что коммерческие предложения от 21.09.2018 № 57 и № 59 не направляло и не составляло, также указывая, что не оказывает услуги, перечисленные в коммерческих предложениях, занимается производством воздуховодов и продажей комплектующих для систем вентиляции, монтажные работы и услуги иного характера не оказывает. Кроме того, В.Н. Проскуряков в компании никогда не работал, запросы от Заказчика на предоставление коммерческих предложений также не поступали.

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что в коммерческих предложениях от ООО «Айс-Комфорт (ИНН 7203364905, г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 47) указаны ИНН и адрес организации, которые согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц принадлежат организации с наименованием ООО «Вент Про». 

Более того, в представленных на заседание Комиссии Заказчиком списках лиц, коммерческие предложения которых были использованы при формировании НМЦК по закупкам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, ООО «Айс-Комфорт» указано с ИНН 7202213149, вместе с тем, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Айс-Комфорт» с ИНН 7202213149 прекратило свою деятельность 28.08.2018, а коммерческие предложения по запросу Заказчика были представлены 21.09.2018.

Генеральный директор ООО «Новострой» (ИНН 6686072494) А.Г. Колоколов в своих письменных объяснениях поясняет, что коммерческие предложения от имени ООО «Новострой» от 21.09.2018 № 893 и № 897 им составлялись, однако на тот момент не было ни техники, ни аварийно-диспетчерской службы для оказания подобных услуг, дополнительно А.Г. Колоколов пояснил, что также помогал в расчете коммерческих предложений, представленных генеральным директором ООО «Вектор» Е.Г. Стариковым. 

Согласно объяснениям учредителя и руководителя ООО «Вектор» (ИНН 3906994420) Е.Л. Старикова основным направлением деятельности ООО «Вектор» являлась продажа стройматериалов и предоставление услуг по использованию специальной техники – экскаваторов. Также Е.Л. Стариков пояснил, что он подписывал и ставил печати от имени ООО «Вектор», однако расчеты производились ООО «Новострой».

Также, ликвидатор ООО «Вектор» (ИНН 3906994420) Т.В. Алешкевич пояснил, что ООО «Вектор» направляло коммерческое предложение по расчету стоимости на техническое обслуживание сетей газораспределения для проведения Аукциона в единственном экземпляре, но в Аукционе не участвовало, поскольку нет ни лицензий, ни СРО, ни сотрудников, имеющих такую квалификацию.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Определением об отложении рассмотрения дела от 02.07.2021 (исх. № 3829/02 от 02.07.2021) у Заказчика запрошены сведения по вопросу формирования НМЦК, в том числе:

- подтверждение того, что лица, чьи коммерческие предложения использовались при формировании НМЦК по закупкам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248 осуществляют деятельность на рынке оказания услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газоиспользующего оборудования, а также сетей газопотребления (газораспределения);

- подтверждение отправки запросов о предоставлении коммерческих предложений и подтверждение их получения.

Заказчиком доказательства того, что ООО «Новострой», ООО «Вектор», ООО «ПК «Айс-Комфорт» осуществляли деятельность на данном товарном рынке, а также подтверждение отправки запросов о предоставлении коммерческих предложений от 19.09.2018 и получения 23.09.2021 коммерческих предложений представлены не были в связи с тем, что электронные адреса и архивы удалены в целях недопущения нарушений требований нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и приведения порядка ведения электронной переписки в соответствие с требованиями Инструкции по организации защиты информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации согласно распоряжению начальника Учреждения от 31.08.2018г. № 115 «О блокировке адресов ЭП, зарегистрированных не на официальном почтовом сервере МО РФ в сети Интернет @mil.ru». При этом, каких-либо актов об удалении электронных адресов не составлялось по причине того, что их использование официально оформлено не было.

В рассматриваемом случае при подготовке документации по закрытым аукционам в электронной форме № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 для обоснования НМЦК Заказчиком использовались коммерческие предложения трех потенциальных исполнителей - ООО «Вектор» ИНН 3906994420, ООО «Айс-Комфорт» ИНН 7203364905 (ООО «Вент-Про»), ООО «Новострой» ИНН 6686072494, которые по словам должностных лиц Заказчика представлены по запросам учреждения. При этом, Заказчиком не представлено каких-либо сведений, подтверждающих получение данных коммерческих предложений.

При формировании и обосновании НМЦК должностными лицами Заказчика использовались следующие коммерческие предложения:

- по закупке № 0372400000918000246: ООО «Вектор» ИНН 3906994420 (исх. № 42 от 21.09.2018), ООО «Промтехсервис» ИНН 3906353240 (исх. № 02/10 от 21.09.2018), ООО «Оверхол-плюс» ИНН 3906254480 (исх. № 21/10 от 21.09.2018);

- по закупке № 0372400000918000248: ООО «Вектор» ИНН 3906994420 (исх. № 40 от 21.09.2018), ООО «Промтехсервис» ИНН 3906353240 (исх. № 01/10 от 21.09.2018), ООО «Оверхол-плюс» ИНН 3906254480 (исх. № 21/09 от 21.09.2018).   

При изучении обстоятельств формирования НМЦК по данным закупкам Комиссией установлено следующее.

21.09.2018 должностное лицо Заказчика, используя личную электронную почту, направило генеральному директору ООО «Промтехсервис» Д.С. Миронову письмо о необходимости подготовки и представления в адрес Заказчика коммерческих предложений не только от имени ООО «Промтехсервис», а также от ООО «Оверхол Плюс», ООО «СКО», так, в данном письме указано: «Сделайте СКО и Оверхол на входящие от ООО Прайдтехникс и Хотлайн мы заменим их на правильные названия».

В этот же день, 21.09.2018 должностное лицо Заказчика посредством электронной почты направило на адрес электронной почты ЖЭ(К)О № 1 (г. Калининград) и ЖЭ(К)О № 2 (г. Балтийск) филиала Заказчика (org-balt@bf.zhky.ru) коммерческие предложения от ООО «Промтехсервис», ООО «Оверхол», ООО «СКО» с просьбой их зарегистрировать и направить сканы с входящими номерами.

Генеральный директор и учредитель ООО «Оверхол Плюс» Е.Г. Шибаев в своих письменных объяснениях пояснил, что коммерческие предложения, выполненные от имени ООО «Оверхол Плюс» исх. № 21/09 от 21.09.2018, № 21/10 от 21.09.2018 им не составлялись, подписи не его, фирменный бланк и печать у организации другие.

Согласно заключению специалиста № 01/21 К от 01.02.2021, выданного судебно-медицинской лабораторией филиала № 1 (г. Калининград) ФГКУ «111 ГГЦСМиКЭ» Минобороны России, подписи от имени генерального директора ООО «Оверхол-плюс» Е.Г. Шибаева, изображения которых имеются на представленных копиях писем с коммерческими предложениями исх. №№ 21/09 и 21/10 от 21.09.2018, а также копиях приложений к ним, вероятнее всего выполнены не Е.Г. Шибаевым, а другим лицом (лицами).     

В своих объяснениях И.А. Маслов поясняет, что является учредителем и генеральным директором организации ООО «СКО» и ООО «МИА», основные виды деятельности которых оптовая торговля мебелью, а также техническое обслуживание оборудования. И.А. Маслов также поясняет, что представлял коммерческие предложения в адрес Заказчика, но в торгах не участвовал, государственные контракты не заключал.

Д.В. Лазарева, которая неофициально работала на Д.С. Миронова с августа 2017 года по декабрь 2018 года, в своих объяснениях пояснила, что изготавливала коммерческие предложения от имени ООО «Промтехсервис», ООО «Оверхол-Плюс», ООО «СКО», указав, что у Д.С. Миронова были печати ООО «Промтехсервис», ООО «Оверхол-Плюс», от имени ООО «СКО» ставил печати сам И.А. Маслов. Также Д.В. Лазарева в своих объяснениях подтвердила тот факт, что коммерческие предложения от имени ООО «Промтехсервис» (исх. № 02/10 от 21.09.2018), (исх. № 01/10 от 21.09.2018), ООО «Оверхол-плюс» (исх. № 21/10 от 21.09.2018),  (исх. № 21/09 от 21.09.2018) она лично изготавливала по просьбе Д.С. Миронова, отправляла на личную почту Анны Евгеньевны Беляковой начальника отделения (промышленного, экологического контроля и производственного обучения) Заказчика belyakova.anna.25@gmail.com.

В рамках рассмотрения дела Комиссией в соответствии с Определением об отложении рассмотрения дела от 18.05.2021 ООО «Промтехсервис» необходимо было представить запросы коммерческих предложений от 19.09.2018, полученные от Заказчика, с подтверждением их получения в формате .msg или .eml. Данные сведения ООО «Промтехсервис не представило.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчик при формировании НМЦК не использовал информацию о рыночных ценах поставщиков (исполнителей), обладающих опытом оказания соответствующих услуг, а именно:

- по закрытым аукционам в электронной форме № 0372400000918000246, № 0372400000918000248 использовались коммерческие предложения ООО «Вектор» ИНН 3906994420, которое не являлось хозяйствующим субъектом, вид деятельности которого - оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию сетей газопотребления и газораспределения, технологических и технических устройств, коммерческие предложения от ООО «Промтехсервис», ООО «Оверхол-Плюс» изготовлены и представлены сотрудником ООО «Промтехсервис» по указанию Заказчика, что подтверждает наличие связи и обоюдной заинтересованности Заказчика и ООО «Промтехсервис» при формировании НМЦК;

- по закрытым аукционам в электронной форме № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 Заказчик определил потенциальных участников закрытых аукционов на оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию сетей газопотребления и газораспределения, технологических и технических устройств объектов КЖФ из числа хозяйствующих субъектов, чьим видом деятельности не является оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию сетей газопотребления и газораспределения, технологических и технических устройств.

2. 19.10.2018 должностное лицо Заказчика с личной электронной почты сообщило ООО «Промтехсервис» о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционах – 25.10.2018 и 29.10.2018, площадке, на которой проводятся торги (АСТ ГОЗ), а также направило копии, размещенных в единой информационной системе извещений о проведении закупок № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248 в формате «PDF».  

В соответствии с протоколом № 0372400000918000241-1 от 29.10.2018 года на участие в аукционе подана 1 заявка от ООО «Промтехсервис», которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе. Контракт заключен с ООО «Промтехсервис» по начальной (максимальной) цене – 1 628 557, 33 рублей.

В соответствии с протоколом № 0372400000918000243-1 от 29.10.2018 года на участие в аукционе подана 1 заявка от ООО «Промтехсервис», которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе. Контракт заключен с ООО «Промтехсервис» по начальной (максимальной) цене – 2 161 779, 67 рублей.

По Аукционам № 0372400000918000246 и № 0372400000918000248 Комиссией установлено следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе в электронной форме № 0372400000918000246-1 от 25.10.2018 поданы две заявки: идентификационный номер заявки - 89745 (ООО «Промтехсервис»), идентификационный номер заявки – 41836 (ООО «Диант»), которые допущены и признаны участниками в Аукциона.

Также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе в электронной форме № 0372400000918000248-1 от 29.10.2018 поданы две заявки: идентификационный номер заявки - 38501 (ООО «Промтехсервис»), идентификационный номер заявки – 18672 (ООО «Диант»), которые также допущены и признаны участниками в Аукциона.

01.11.2018 в 09:00 начались торги по вышеуказанным Аукционам, в обоих случаях наименьшая цена предложена ООО «Промтехсервис»:

- по Аукциону № 0372400000918000246 цена – 480 823,88 рублей, снижение 12% от НМЦК,

- по Аукциону № 0372400000918000248 цена – 431 592,00 рублей, снижение 2 % от НМКЦ.

По мнению Комиссии, ООО «Промтехсервис», принимая непосредственное участие в формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, в приоритетном порядке получило информацию о работах, подлежащих выполнению, и, обладая информацией об их реальной возможной стоимости, имел несомненные преимущества при участии в аукционах в части поддержания либо снижения цены контракта.

3. В разделе 3 «Наименование и описание объекта закупки и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» Аукционных документаций по закупкам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 к исполнителю, оказывающему услуги при обслуживании групповых резервуарных установок сжиженного углеводородного газа, предъявляются требования о выполнение работ обученным и аттестованным в установленном порядке персоналом, удовлетворяющим соответствующим квалификационным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532 (далее – Правила), работники, в том числе, руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, использующих СУГ, перечисленных в пункте 4 Правил, должны пройти аттестацию в области промышленной безопасности в порядке, установленном Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 44, ст. 6204), в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

Согласно пунктам 272, 273 Правил работы по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию сетей газораспределения и газопотребления СУГ относятся к газоопасным работам. 

В силу пункта 281 Правил газоопасные работы на объектах, использующих СУГ, должны выполняться не менее чем двумя работниками, а также ремонт с применением газовой резки и сварки проводятся бригадой, состоящей не менее чем из трех работников, под руководством аттестованного инженерно-технического работника. 

Приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 утвержден «Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», в частности, указаны следующие области аттестации:

 

Подпункт

Наименование области аттестации

Шифр области аттестации

Общие требования промышленной безопасности

1

Основы промышленной безопасности

А.1

Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления

53

Эксплуатация сетей газораспределения и газопотребления

Б.7.1

54

Эксплуатация объектов, использующих сжиженные углеводородные газы

Б.7.2

 

Согласно представленному Северо-Западным управлением Ростехнадзора по Калининградской области по запросу Управления ответу для выполнения работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию сетей газораспределения и газопотребления СУГ необходимо наличие в штате организации как минимум одного аттестованного инженерно-технического работника (А.1, и Б.7.2) и трех работников, прошедших проверку знаний производственных инструкций. 

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Промтехсервис» Д.С. Миронов подтвердил тот факт, что в штате ООО «Промтехсервис» (ИНН 3906353240) числится только он, более того, с лицами, оказывавшими услуги по контрактам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248, трудовые отношения не оформлялись, гражданско-правовые договоры также не заключались, лица, непосредственно оказывавшие услуги по контрактам, постоянно менялись.    

Таким образом, ООО «Промтехсервис» на момент участия в закупках и исполнения контрактов не имело работников, прошедших соответствующую подготовку, что свидетельствует о неисполнении пункта 281 Правил.

 В соответствии с представленными Заявителем материалами по закупкам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 ООО «Промтехсервис» в составе своих заявок в качестве подтверждения о наличии в штате организации обученного и аттестованного в установленном порядке персонала, удовлетворяющего соответствующим квалификационным требованиям, были представлены протоколы заседания территориальной аттестационной комиссии Центрального управления Ростехнадзора от 09.07.2014, выданные специалистам ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС»:

- Д.С. Миронову № 21-14-1466 в области аттестации А.1, Б.7.1, № 21-16-1467 в области аттестации А., Б.7.2;

- С.В. Дюкареву № 21-14-1464 в области аттестации А.1, Б.7.1, № 21-14-1465 в области аттестации А., Б.7.2;

- М.Ю. Павлову № 21-14-1465 в области аттестации А.1, Б.7.1, № 21-14-1466 в области аттестации А., Б.7.2;

- А.В. Царику № 21-14-1463 в области аттестации А.1, Б.7.1, № 21-14-1464 в области аттестации А., Б.7.2.

В рамках рассмотрения дела Управлением направлен запрос в Северо-Западное управление Ростехнадзора по Калининградской области в целях подтверждения их подлинности. Согласно представленному ответу Центральным управлением Ростехнадзора в 2014 году выдавались следующие протоколы заседания территориальной аттестационной комиссии:

- 21-14-1463 от 09.07.2014 на Царика Алексея Владимировича (в области аттестации А.1 и Б.7.1);

- 21-14-1464 от 09.07.2014 на Дюкарева Сергея Викторовича (в области аттестации А.1 и Б.7.4);

- 21-14-1465 от 09.07.2014 на Павлова Юрия Михайловича (в области аттестации А.1);

- 21-14-1466 от 09.07.2014 на Миронова Дмитрия Сергеевича (в области аттестации А.1 и Б.7.1).

Иные копии протоколов Центральным управлением Ростехнадзора не выдавались и, соответственно, являются недействительными, специалисты ООО «Промтехсервис» аттестацию по области Б.7.2 (эксплуатация объектов, использующих сжиженные углеводородные газы) не проходили.

Заявителем также в рамках прокурорской проверки было установлено, что представленные ООО «Промтехсервис» (ИНН 3906353240) в составе заявок по закупкам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 документы принадлежат специалистам иного юридического лица - ООО «Промтехсервис (ИНН 3906306748, единоличным учредителем которого являлся Павлов Юрий Михайлович (ИНН 390805686807), а генеральным директором Дюкарев Сергей Викторович (ИНН 390612832561). Так, представлены документы об аттестации:

- 21-14-1463 от 09.07.2014 Царик Алексей Владимирович (А1 и Б7.1);

- 21-14-1464 от 09.07.2014 Дюкарев Сергей Викторович (А1 и Б7.4);

- 21-14-1465 от 09.07.2014 Павлов Юрий Михайлович (А1);

- 21-14-1466 от 09.07.2014 Миронов Дмитрий Сергеевич (А1 и Б7.1).

Кроме того, дополнительно установлено, что протокол заседания территориальной аттестационной комиссии Центрального управления Ростехнадзора от 09.07.2014 № 21-14-1467 выдавался ООО «Тепловик» (ИНН 3906218019) Сусловой Нине Ивановне (в области аттестации А.1 и Б.7.1).  

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при проведении данных закупок № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 заявки ООО «Промтехсервис» проверялись на фактическое наличие в составе заявок необходимых документов, запросы для подтверждения достоверности представленных ООО «Промтехсервис» в составе заявок документов не направлялись.

09.09.2021 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 039/01/16-437/2021 генеральный директор ООО «Промтехсервис» Д.С. Миронов настаивал на том факте, что представленные ООО «Промтехсервис» в составе заявок по закупкам №  0372400000918000241, № 0372400000918000243 протоколы являются подлинными и выдавались территориальной аттестационной комиссией Центрального управления Ростехнадзора по Калининградской области, о чем в подтверждение своих слов намеревался на заседание Комиссии предоставить оригиналы указанных документов.

Определением об отложении рассмотрения дела № 039/01/16-437/2021 от 09.09.2021 (исх. № 5534/02 от 13.09.2021) у ООО «Промтехсервис» были запрошены, в том числе, оригиналы протоколов заседания Территориальной аттестационной комиссии Центрального управления Ростехнадзора, выданных специалистам ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС»: Д.С. Миронову № 21-14-1466, № 21-16-1467; С.В. Дюкареву № 21-14-1464, № 21-14-1465; М.Ю. Павлову № 21-14-1465, № 21-14-1466; А.В. Царику № 21-14-1463, № 21-14-1464.

На заседании комиссии 01.10.2021 ООО «Промтехсервис» представлены оригиналы протоколов, содержание которых аналогично вышеуказанным сведениям, представленным Северо-Западное управление Ростехнадзора по Калининградской области.

Д.В. Лазарева, работавшая неофициально на Д.С. Миронова с августа 2017 года по декабрь 2018 года, в своих объяснениях также указывает, что Д.С. Миронов поручал ей в вышеуказанных протоколах менять фамилии и цифровое значение «7.1» на «7.2», чтобы создать новые документы.

Также по данным закупкам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 ООО «Промтехсервис» в составе своих заявок были приложены:

- свидетельства по профессии «Слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования, выданные ООО «УКЦ СТЭК»: И.П. Назаренко № 61-125р-09 от 30.09.2008 и О.Ю. Крупину № 61-100-13 от 17.07.2007;

- свидетельство об аттестации сварочного оборудования № АЦСО-74-00387/20, выданное СРО НП «НАКС» 06.05.2016 ООО «Чебоксарский трубный завод»;

- свидетельство о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки № АЦСТ-129-00091, выданное СРО НП «НАКС» 06.09.2017 ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС». 

В своих объяснениях И.П. Назаренко, О.Ю. Крупин пояснили, что об организации под названием ООО «Промтехсервис» никогда не слышали и в ней не работали, в том числе неофициально, также работы на объектах Министерства обороны в 2018-2019 не выполняли.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Промтехсервис» в составе своих заявок по Аукционам № 0372400000918000241, № 0372400000918000243 представлены копии документов (протоколов аттестации), часть из которых является недействительными и, соответственно, не подтверждают необходимую квалификацию у лиц ООО «Промтехсервис» для оказания услуг по обслуживанию групповых резервуарных установок сжиженного углеводородного газа.

4. 16.11.2018 и 21.11.2018 между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, КПП 770101001, 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б) (далее – ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ») в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Балтийскому флоту (236039, г. Калининград, ул. Б. Хмельницкого, д. 51) и ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» (ИНН: 3906353240, КПП: 390601001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, кв. 12) заключены государственные контракты по извещениям: № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248 на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание в течение 2019 года газоиспользующего оборудования, а также сетей газопотребления (газораспределения), общей стоимостью – 4 702 752 рубля.

Общее снижение от НМЦК четырех государственных контрактов составило - 74 384,12 рублей.

Заявителем в рамках прокурорской проверки получены сведения от Заказчика о лицах, оказывавших услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газоиспользующего оборудования, в частности на котельной № 200 в г. Пионерске в 2018-2019 годах. Так, услуги оказывали следующие лица:

Д.С. Миронов – генеральный директор;

Ю.И. Кофанов – начальник газового хозяйства;

С.В. Дюкарев – мастер газового хозяйства;

К.С. Лучина – инженер-наладчик;

Ю.М. Павлов – инженер-наладчик;

А.В. Царик – инженер-наладчик.

С.В. Дюкарев, А.В. Царик, Ю.М. Павлов в своих объяснениях однозначно указывают на тот факт, что в 2018-2019 годах на объектах Министерства обороны не работали, газовое оборудование не обслуживали, более того, С.В. Дюкарев, Ю.М. Павлов утверждают, что с объектами, использующими сжиженные углеводородные газы, никогда не сталкивались в своей деятельности.  

Согласно представленным Заявителем материалам, в частности, ответу Государственного учреждения – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (исх. № 01-14/3943-7180 от 09.06.2020), ответу ООО «ИНТЕНТ» (аутсорсинговой организации оказывающей ООО «Промтехсервис» бухгалтерские услуги) в штате ООО «Промтехсервис» (ИНН 3906353240) в 2018-2019 годах числился 1 генеральный директор Д.С. Миронов.

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Промтехсервис» Д.С. Миронов подтвердил тот факт, что в штате ООО «Промтехсервис» (ИНН 3906353240) числится только он.

П.О. Глущенко, М.Н. Тропилин, А.О. Кротов в своих объяснениях поясняют, что они, а также Ю.И. Кофанов, К.С. Лучина осуществляли сервисное обслуживание газового оборудования на объектах Министерства обороны. Официально трудоустроены в ООО «Промтехсервис» не были, специального образования П.О. Глущенко, М.Н. Тропилин, А.О. Кротов в газовой области не имеют, аттестацию также не проходили.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при исполнении ООО «Промтехсервис» своих обязательств по указанным контрактам документы (паспорта) у лиц, непосредственно оказывавших услуги на объектах, не проверяли, идентификация личностей не проводилась.

Комиссия отмечает, что часть объектов (газопроводов, газового оборудования) по данным контрактам является опасными производственными объектами, работы на которых должны осуществляться специально обученным и аттестованным персоналом в целях недопущения аварий, которые могут повлечь негативные последствия, в том числе угрозу жизни и здоровью людей.

Однако, в данном случае услуги по контрактам оказывались лицами, не имеющими соответствующей квалификации, Заказчиком, в свою очередь, не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности в части проверки квалификации работников ООО «Промтехсервис» при оказании услуг.

Кроме того, работы по контрактам связаны, в том числе, с ликвидации аварий, утечек газа, что предполагает своевременное реагирование. При этом, согласно ответам ЖКС № 1, ЖКС № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ при оказании услуг по контрактам с генеральным директором ООО «Промтехсервис» Д.С. Мироновым оперативно связываться не удавалось, квалифицированную оценку качества технического обслуживания газового оборудования дать не представляется возможным по причине отсутствия собственной газовой службы и сотрудников с соответствующим образованием и необходимыми навыками, оценка производилась по факту прибытия на объекты газового хозяйства и работы на них сотрудников ООО «Промтехервис», а также по работоспособности обслуживаемого оборудования. Также в ответе ЖКС № 2 указано, что в 4 квартале возникли сложности со связью с генеральным директором ООО «Промтехсервис» Д.С. Мироновым, связь поддерживалась с сотрудниками ООО «Промтехсервис», возникали периодические задержки с прибытием сотрудников ООО «Промтехсервис» либо прибытием их в позднее время.

При этом факты ненадлежащего исполнения контрактов Заказчиком не фиксировались. Согласно представленным материалам, а именно промежуточным актам о приемке выполненных работ (оказанных услуг) и счетам на оплату, ООО «Промтехсервис» по данным контрактам услуги оказаны в полном объеме и в срок, претензий к качеству оказанных услуг у Заказчика не имелось.

5. Заказчиком в 2018 году, в том числе в период формирования НМЦК по указанным закупкам и проведения Аукционов, с ООО «Промтехсервис» было заключено 17 контрактов на общую сумму 5 458 325,75 рублей на различные цели (замена дымогарных труб, замена метода умягчения питательной воды, ремонт кирпичной трубы и др.). Данное обстоятельство свидетельствует о наличии устоявшихся связей и взаимодействии Заказчика и ООО «Промтехсервис».

6. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся планирования закупок и определения поставщиков, регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственные заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.

Задачей осуществления закупки является выявление в результате проведения конкурентных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Осуществление закупки является публичной конкурентной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов – участников закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба и контрактный управляющий могут организовывать в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвовать в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из формулировки закона следует, что инициатором такого рода консультаций выступает заказчик. Статьей 38 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность обращения участников закупок к заказчику с предложениями о проведении консультаций. Цели обращения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в указанной норме закона - определение состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определение наилучших технологий и других решений, что предполагает сравнительное исследование товаров, обращающихся на рынке, производителей и/или поставщиков таких товаров и не может ограничиваться фиксацией сведений исключительно об одном товаре или производителе/поставщике.

Таким образом, переговоры заказчика с заранее определенным потенциальным исполнителем (поставщиком) не могут существовать, поскольку указанные действия могут привести к искусственному ограничению конкуренции при проведении торгов и последующему созданию для их победителя более выгодных условий исполнения контракта, а также к разглашению конфиденциальных сведений. Такое положение вещей противоречит целям государственных закупок, основанным на принципах развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, расширения возможности для участия физических и юридических лиц в закупках, предотвращения коррупции.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 68 части 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России осуществляет полномочия по осуществлению расквартирования и обустройства войск (сил), управлению и распоряжению жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.

В силу части 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053"О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 3 Устава ФГБУ «Центрального жилищно-коммунального управления» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 № 607 (далее – Устав), Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Устава Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В пункте 13 Устава указано, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» является организацией, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти - Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на действия которой распространяются запреты, установленные статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Для признания организации, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Главным квалифицирующим признаком договоренностей при проведении торгов является ее реальная или потенциальная возможность влиять на цену на торгах.

В рассматриваемом случае действиями Заказчика и ООО «Промтехсервис» по запросу и подготовке коммерческих предложений достигнута договоренность по установлению начальной максимальной цены контракта и впоследствии заключению государственных контрактов по начальной (максимальной) цене контракта или с ее минимальным снижением.

Факт совершения антиконкурентных действий может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и в совокупности косвенных доказательств.

При изложенных обстоятельствах, учитывая:

- закрытую процедуру закупок;

- имевшие место переговоры между должностными лицами Заказчика и Исполнителя в период подготовки рассматриваемых закупок, в частности обоснования начальной (максимальной) цены контрактов путем использования, в том числе коммерческих предложений, подготовленных ООО «Промтехсервис»;

- получение ООО «Промтехсервис» в приоритетном порядке от Заказчика информации о дате, времени, электронной площадке, проводившей торги;

- отсутствие надлежащего контроля Заказчика при оказании Исполнителем услуг и их приемки; 

 - наличие устоявшихся связей между Заказчиком и ООО «Промтехсервис»,

 свидетельствуют о наличии договоренностей в устной форме при проведении Аукционов.

Создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции при проведении закупки для государственных нужд является достаточным основанием для вывода о наличии признаков нарушении 16 Закона о защите конкуренции.

Проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их проведение при наличии договоренности между заказчиком и участником, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичной, открытой, прозрачной процедуре торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие выполнить работы, получив доступ к соответствующему товарному рынку.

В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиал не является юридическим лицом и действует от имени организации, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти. Таким образом, ответственность за деятельность филиала несет создавшая его организация, осуществляющая функции федерального органа исполнительной власти, в рассматриваемом деле - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.  

На основании вышеизложенного Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/16-437/2021 приходит к выводу о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения, выразившегося в наличии договоренностей в устной форме при проведении закрытых электронных аукционов (извещения № № 0372400000918000241, 0372400000918000243, 0372400000918000246, 0372400000918000248), которые привели к ограничению конкуренции и созданию преимуществ участия ООО «Промтехсервис» в указанных закупках.

В соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией 01.10.2021 принято заключение об обстоятельствах дела, копии которого были вручены на заседании Комиссии 01.10.2021 для ознакомления сторонам рассматриваемого дела.

ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» представило письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Ответчик считает, что не является организацией, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти и на него статья 16 Закона о защите конкуренции свое действие не распространяет, также Ответчик полагает, что материалы дела не содержат конкретных доказательств нарушения именно им норм действующего законодательства Российской Федерации.

Доводы, изложенные в возражениях ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» Комиссией не принимаются в связи с тем, что являлись предметом исследования Комиссии при рассмотрении настоящего дела и не свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства. По своей сути представленные ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» возражения направлены на пересмотр обстоятельств, исследованных и оцененных Комиссией при рассмотрении дела.

ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлены не были.

С учетом того, что контракты по результатам рассматриваемых закрытых аукционов заключены и исполнены, Комиссией принято решение предписание не выдавать.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении дела, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

На основании вышеизложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, КПП 770101001, 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б), ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» (ИНН: 3906353240, КПП: 390601001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, кв. 12), выразившиеся в заключении соглашения при осуществлении закупок № 0372400000918000241, № 0372400000918000243, № 0372400000918000246, № 0372400000918000248, нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание об устранении допущенного нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела № 039/01/16-437/2021 должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                         А.В. 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                    Н.С. 

                                                                                                                          

                                                                                                                                                  О.И. 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны