Решение б/н РЕШЕНИЕ № 188-ГЗ/2009 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на де... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

15 января  2010 года

 

№ 188-ГЗ/2009

г. Калининград

Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2010 года.

Резолютивная часть была оглашена на заседании комиссии 12 января 2010 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель комиссии:

Боброва О.А.

заместитель руководителя Калининградского УФАС России,

Члены комиссии: 

Жерманова Ж.В.

старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы                        Калининградского УФАС России,

 

Норвилас Р.Г.

ведущий специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 

Вашец П.П.

специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

в присутствии представителей государственного заказчика — УВД по Калининградской области

 

 

Антоновой О.А.

 

 

 

старшего юрисконсульта группы по проведению конкурсных торгов ЦБ при УВД по Калининградской области, по доверенности,

ОАО «Альфа Страхование»

Хлевчук М.В.

по доверенности,

ЗАО «МАКС»

Сейтмамбетов Д.Ю.

по доверенности,

рассмотрев жалобу ОАО «АльфаСтрахование» (далее — Заявитель) на действия единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд государственного заказчика — УВД по Калининградской области (далее – Государственный заказчик) при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить государственный контракт на оказание услуг обязательного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств ГО «Город Калининград» в 2010 году, в части необоснованного отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, и Государственного заказчика, в части установления незаконных требований в конкурсной документации,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Калининградского УФАС России 29 декабря 2009 года поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Государственного при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить государственный контракт на оказание услуг обязательного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств ГО «Город Калининград» в 2010 году, в части необоснованного отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, и Государственного заказчика, в части установления незаконных требований в конкурсной документации.

 

1. В обоснование своих требований Заявитель в жалобе указал следующие доводы:

24 декабря 2009 г. путем передачи но факсимильной связи в адрес Калининградского филиала ОАО «АльфаСтрахование» было направлено Уведомление участнику открытого конкурса «Предоставление услуг по страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств Городского Округа «Город Калининград» в 2010 году» за подписью Председателя единой конкурсной комнссии Н.Н.Корепанова. В уведомлении сообщалось, что Заявитель не допущен к дальнейшему участию в открытом конкурсе по п.п. 4 ч.1  ст.12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) -   несоответствие   заявки   на   участие   в   конкурсе   требованиям   конкурсной документации - часть 29 Информационная карта конкурса, п.п. Порядок формирования цены (При расчете цены контракта    участник нарушил положения части 3 статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ - расходы Страховщика на осуществление обязательного государственного страхования превышают 6%).

Заявитель отказ конкурсной комиссии в допуске к участию его в конкурсе необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства и подлежащий отмене по следующим основаниям.

Закон о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и обязателен для применения государственными и муниципальными заказчиками (ст. 1, 3, 4 и 5 Закона о размещении заказов).

Пункт 1 ст. 12 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах, превышение которого прямо запрещено п. 2 указанной статьи. При этом, в соответствии с п.п.4 п. 1 ст. 19 Закона о размещении заказов одним из оснований отказа в допуске к участию в торгах является несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям о цене, изложенным в конкурсной документации, но только при наличии в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта.

Заявитель в своей заявке предложил цену государственного контракта на 32,6% ниже начальной (максимальной) цены государственного контракта. При этом, размер расходов на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не превышает 6% размера страхового взноса, что полностью соответствует п. 3 статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998  № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

Таким образом, отказ в допуске к участие Заявителя в конкурсе по основаниям, указанным в уведомлении Государственного заказчика (письмо №16/884 от 23.12.2009), не соответствует нормам действующего законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает п. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов.

Кроме того, считаем наличие в конкурсной документации заказчика положений, предусматривающих обязанность участников конкурса осуществлять расчет цены контракта «путем снижения начальной (максимальной) цены контракта на сумму расходов Страховщика по осуществлению обязательного государственного личного страхования»  нарушающими п. 2, 4, 8, 9 ст. 28Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми победителем конкурса становится участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта, т.к. наличие приведенной формулировки в конкурсной документации лишает возможности участников конкурса соревноваться по критерию «цена государственного контракта». Соответственно, при данных условиях конкурсной документации победителем конкурса будет избран не участник, предложивший наилучшие условия исполнения государственного контракта, а участник, предложивший четко определенную цену исполнения государственного контракта. О том, что заказчик вменил в обязанность   указывать   четко   определенную   цену   контракта   подтверждается   не   только документально (положениями конкурсной документации), но и фактически (в связи с отказом Заявителю в допуске на участие в конкурсе). Учитывая это, действия Государственного заказчика и конкурсной комиссии содержат признаки нарушения ст. 28 Закона о размещении заказов.

 

2. Представитель Государственного заказчика не согласился с доводами жалобы,  и сообщил следующее:

Государственный заказчик при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта руководствовался пунктом 3 статьи 9 Федерального закона № 52-ФЗ, в соответствии с которым расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не могут превышать 6 процентов размера страхового взноса.

В связи с этим Государственный заказчик установил, что согласно п. 29.1. Информационной карты «Порядок формирования цены контракта» будет оцениваться предложение участника конкурса по снижению начальной (максимальной) цены контракта на разницу между размером расходов на осуществление обязательного государственного личного страхования согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 52-ФЗ и размером расходов на осуществление обязательного государственного личного страхования, предложенного участником конкурса, т.е. 6% (что составляет 307 886.28 рублей) от объема денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на страхование. Кроме того, в пункте 5.1 проекта государственного контракта отражено, что размер страховой премии и расходы страховщика - это разные величины. Размер страховой премии, указанный в государственном контракте, будет составлять объем средств, выделяемых из областного бюджета, уменьшенный на разницу между начальной (максимальной) ценой контракта и предложением по размеру расходов победителя конкурса.

При рассмотрении заявки Заявителя, единая комиссия Государственного заказчика не допустила Заявителя к дальнейшему участию в конкурсе, т.к. последний не выполнил условия конкурсной документации (п.п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов), превысив разницу между размером расходов на осуществление обязательного государственного личного страхования согласно  части 3 статьи 9 Федерального закона № 52-ФЗ и размером расходов на осуществление обязательного государственного личного страхования на 42%. Единая комиссия Государственного заказчика считает, что Заявитель снизил цену  государственного контракта на указанную сумму за счет выплат страховых сумм застрахованным лицам.

Таким образом, действия конкурсной комиссии Государственного заказчика и положения конкурсной документации полностью соответствуют требованиям законодательства РФ.

На основании изложенного, Государственный заказчик полагает, что жалоба Заявителя является необоснованной и не подлежит удовлетворению.

3. Представитель заинтересованного лица — ЗАО «МАКС» поддержал доводы жалобы и сообщил следующее:

Согласно подпункту «Порядок оценки и сопоставления» пункта 29.1 «Информация по конкурсу» информационной карты конкурсной документации оценка заявок по критерию «Объем предоставления гарантий качества услуг» проводится с использованием подкритериев:

- количество филиалов на территории РФ, которые должны быть указаны в уставе участника открытого конкурса;

- закрепление специалистов по обязательному личному страхованию за УВД по Калининградской области в целях оказания консультаций застрахованным лицам (выгодоприобретателям) по возникающим у них вопросам.

Установление подкритериев по критерию «Объем предоставления гарантий качества услуг», согласно пункту 71 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», не допускается.

 

4. В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 19 ноября 2009 года Государственным заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет «www.zakupki.gov.ru» размещены извещение и конкурсная документация по проведению открытого конкурса на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств ГО «Город Калининград» в 2010 году.

19 ноября 2009 года конкурсная документация утверждена Государственным заказчиком.

Согласно подпункту «Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)» пункта 29.1 информационной карты конкурса конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 131 438 рублей, в том числе расходы страховщика в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона № 52-ФЗ составляют 307886, 28 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона № 52-ФЗ расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не могут превышать 6 процентов размера страхового взноса.

Согласно подпункту «Порядок формирования цены контракта» пункта 29.1 информационной карты конкурса конкурсной документации при расчете цены контракта участник конкурса должен руководствоваться частью 3 статьи 9 Федерального № 52-ФЗ и рассчитать цену контракта путем снижения начальной (максимальной) цены контракта на сумму расходов страховщика по осуществлению обязательного государственного личного страхования.

Таким образом, государственный заказчик, указав конкретную сумму расходов страховщика по осуществлению обязательного государственного личного страхования в конкурсной документации и установив возможность снижения начальной (максимальной) цены контракта исключительно на сумму расходов страховщика по осуществлению обязательного государственного личного страхования, неправомерно установил снижение цены государственного контракта исключительно на 307 886,28 рублей.

Так как в данном случае, единственным соответствующим требованиям конкурсной документации ценовым предложением участников размещения заказа является сумма, равная 94 % от начальной максимальной цены государственного контракта, что составляет 4823551,72 рублей, положения подпунктов «Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)»  и «Порядок формирования цены контракта» пункта 29.1 «Информация по конкурсу» информационной карты конкурсной документации нарушают порядок отбора участников размещения заказа и ограничивают их в ценовых предложениях и нарушают принципы эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, установленные частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

Согласно подпункту «Форма, сроки и порядок оплаты» пункта 29.1 «Информация по конкурсу» информационной карты конкурсной документации оплата услуг производится ежемесячно в размере 1/12 от установленной контрактом страховой премии на расчетный счет страховщика. Согласно пункту 5.4 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, страховая премия уплачивается ежеквартально в размере 1/4 от установленной на год страховой премии на расчетный счет страховщика.

Данное противоречие положений конкурсной документации вводит в заблуждение участников размещения заказа и членов конкурсной комиссии.

Согласно пункту 7.2.2. проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, страхователь имеет право досрочно прекратить контракт в случае невыполнения страховщиком требований и условий контракта, предупредив его об этом не менее чем за 30 дней. Данное положение проекта государственного контракта нарушает требования части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, согласно которой расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно подпункту «Порядок оценки и сопоставления» пункта 29.1 «Информация по конкурсу» информационной карты конкурсной документации оценка заявок по критерию «Объем предоставления гарантий качества услуг» проводится с использованием следующих показателей, каждый из которых отдельно оценивается конкурсной комиссией:

- количество филиалов на территории РФ, которые должны быть указаны в уставе участника открытого конкурса (от 1 до 40 – 0 баллов, от 40 до 80 – 35 баллов, свыше 80 – 70 баллов);

- закрепление специалистов по обязательному личному страхованию за УВД по Калининградской области в целях оказания консультаций застрахованным лицам (выгодоприобретателям) по возникающим у них вопросам (да – 30 баллов, нет – 0 баллов).

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.

Установление подкритериев по критерию «Объем предоставления гарантий качества услуг», согласно пункту 71 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», не допускается.

01 декабря 2009 года участник размещения заказа – ОАО «ВСК» (КФ), направил в адрес Государственного заказчика запрос (исх. № 1384) о разъяснении положений конкурсной документации. В ответ на запрос Государственным заказчиком02 декабря 200 года (исх. № 16/815) представлены в адрес ОАО «ВСК» (КФ) разъяснения положений конкурсной документации.

В нарушение требований части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов Государственный заказчик не разместил указанные выше разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса на официальном сайте.

Согласно Протоколу от 23.12.2009 № 091119/011713/195/2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе пять участников из шести не допущены до процедуры оценки и сопоставления конкурсных заявок. В обоснование решения об отказе в допуске участника к участию в конкурсе единая комиссия Государственного заказчика указала следующее: «П.п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ - несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации - часть 29 Информационная карта конкурса, п.п. Порядок формирования цены (При расчете цены контракта участник конкурса нарушил положения части 3 статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ - расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования превышают 6%)».

При принятии решения о недопуске участников размещения заказа к участию в открытом конкурсе единая комиссия Государственного заказчика действовала согласно вышеуказанным положениям конкурсной документации и подпункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, согласно которому при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 9 статьей 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14 ноября 2007 года № 379, Комиссия

 

                                         РЕШИЛА:      

                

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» частично обоснованной.

2. Признать Государственного заказчика — УВД по Калининградской области нарушившим:

2.1. часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части установления ограничения по снижению цены государственного контракта на сумму расходов поставщика по осуществлению обязательного личного страхования;

2.2. часть 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, в части включения в проект государственного контракта права страхователя расторгнуть контракт в одностороннем порядке;

2.3. пукт 71 Постановления Правительства РФ  от № 772, в части установления в конкурсной документации подкритериев критерия «Объем предоставления гарантий качества товаров, работ, услуг»;

2.4. части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов на поставки товаров, в части несоблюдения требований о размещении на официальном сайте разъяснений положений конкурсной документации.

3. Выдать государственному заказчику предписание:

3.1. об аннулировании торгов;

3.2. об отмене протоколов № 091119/011713/195/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 21 декабря 2009 года, № 091119/011713/195/2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 23 декабря 2009 года;

3.3. в случае повторного размещения заказа привести в соответствие с Законом о размещении заказов конкурсную документацию;

3.4. в срок до 01 февраля 2010 года предоставить в Калининградское УФАС России информацию об исполнении предписания.

4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса  о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России                                                                    Боброва О.А.

 

Члены комиссии:   

Старший государственный инспектор

отдела контроля органов власти,

размещения заказов и рекламы

Калининградского УФАС России                                                              Жерманова Ж.В.

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела контроля органов власти

размещения заказов и рекламы

Калининградского УФАС России                                                                  Норвилас Р.Г.

 

Специалист-эксперт

отдела контроля органов власти

размещения заказов и рекламы

Калининградского УФАС России                                                                      Вашец П.П.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны