Решение №7502/02 РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 039/01/16-842/2019 от 30 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ

ДЕЛА № 039/01/16-842/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2021 года                                             г. Калининград

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Н.С. И – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

А.Н. Х – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

И.Д. С – специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

в отсутствие на заседании представителей: заявителя – Некоммерческого партнерства «Балтийская региональная ритуальная Ассоциация», ответчиков – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи», заинтересованного лица – Управления Министерства внутренних дел по Российской Федерации по Калининградской области,

рассмотрев дело № 039/01/16-842/2019 по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (236008, г. Калининград, ул. Александра Невского, 90 А, ИНН 3906054811), Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» (236022, г. Калининград, ул. Мусоргского, 74, ИНН 3906029847) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

25.07.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило заявление НП «Балтийская региональная ритуальная Ассоциация» (вх. № 4088 от 25.07.2019) о неправомерных действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (далее – ГБУЗ «Бюро СМЭ КО») и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» (далее – ГБУЗ КО «ГССМП»), выразившихся в заключении соглашения от 04.07.2019 о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан.

По результатам рассмотрения указанного заявления Калининградским УФАС России издан приказ от 25.10.2019 № 147 о возбуждении дела № 039/01/16-842/2019 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением Калининградского УФАС России от 06.11.2019 по делу № 039/01/16-842/2019 назначено к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве:

- заявителя: Некоммерческое партнерство «Балтийская региональная ритуальная Ассоциация»  (236010, г. Калининград, пр. Мира, д. 164, ОГРН 1123900002423, ИНН 3906903695);

- ответчика: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области» (236008, г. Калининград, ул. Александра Невского, 90 А, ОГРН 1023900996734, ИНН 3906054811);

- ответчика: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» (236010, г. Калининград, ул. Мусоргского, 74, ОГРН 1023901011287, ИНН 3906029847).

Определением Калининградского УФАС России от 21.11.2019 по делу № 039/01/16-842/2019 к участию в рассмотрении дела № 039/01/16-842/2019 в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (236000, г. Калининград, Советский пр., 7, ИНН 3904020768).

В соответствии с определением Калининградского УФАС России от 24.01.2020 срок рассмотрения дела № 039/01/16-842/2019 продлен до 05.08.2020.

Определением Калининградского УФАС России от 20.02.2020 рассмотрение дела № 039/01/16-842/2019 приостановлено до принятия Комиссией Калининградского УФАС России решения по делу № 039/01/15-32/2020.

26.10.2020 согласно определению Калининградского УФАС России от 26.10.2020 рассмотрение дела № 039/01/16-842/2019 возобновлено.

Определением Калининградского УФАС России от 16.11.2020 рассмотрение дела № 039/01/16-842/2019 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21-9357/2020.

10.09.2021 согласно определению Калининградского УФАС России от 10.09.2021 рассмотрение дела № 039/01/16-842/2019 возобновлено.

В соответствии с определением Калининградского УФАС России от 20.09.2020 срок рассмотрения дела № 039/01/16-842/2019 продлен до 01.02.2022.

1.         Существо дела в изложении Заявителя.

Заявитель полагает, что в действиях Ответчиков, выразившихся в заключении соглашения от 04.07.2019 о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку указанные в соглашении от 04.07.2019 номера телефонов, по которым ГБУЗ КО «ГССМС» обязуется передавать ГБУЗ «БСМЭ КО» информацию о смерти граждан (персональные данные граждан), поступившую в диспетчерскую службу ГБУЗ КО «ГССМП», принадлежат предпринимателям, оказывающим ритуальные услуги.

По мнению Заявителя, заключение Ответчиками соглашения от 04.07.2019 о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан направлено на ограничение, недопущение или устранение конкуренции на рынке ритуальных услуг, путем лоббирования интересов конкретных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги.

2.         Существо дела в изложении Ответчиков.

Ответчики с доводами Заявителя не согласны, полагают, что в их действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку соглашение от 04.07.2019 о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан заключено сторонами в целях упорядочивания работы по установлению личности погибших и умерших граждан, а также улучшения санитарно-эпидемилогической обстановки на территории Калининградской области.

Кроме того, Ответчики отмечают, что соглашение от 04.07.2019 о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан является безвозмездным, какое-либо финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках соглашения, выделение бюджетных средств, не предусмотрено, и, следовательно, не может являться нарушением антимонопольного законодательства. 

3.         В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

В результате исследования представленных сторонами доводов, документов и информации Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

04.07.2019 в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 года № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях Российской Федерации», на основании совместного приказа Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области от 18.03.2015 года № 19/88/211/17, на основании приказа Министерства здравоохранения Калининградской области № 123-л/с от 20 марта 2015 года «О возложении обязанностей по транспортировке и хранению трупов, частей тел и других биологических объектов исследования на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области», в соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, ГБУЗ «Бюро СМЭ КО» (Сторона 1) и ГБУЗ КО «ГССМП» (Сторона 2) заключили соглашение о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан (далее – Соглашение).

Согласно пункту 1 Соглашения стороны пришли к взаимному соглашению о том, что с целью эпидемиологического благополучия населения, Сторона 2, при получении информации о смерти граждан, поступивших в диспетчерскую службу Стороны 2, оперативно сообщают указанную информацию (ФИО, адрес) в диспетчерскую службу Стороны 1 для последующей организации незамедлительного вывоза тел умерших граждан в морги Стороны 1 по следующим телефонным номерам Стороны 1: +79118560003, +79118570003.

Как установлено пунктом 1.2 Соглашения доставка тел умерших граждан осуществляется Стороной 1 в круглосуточном режиме.

Таким образом, Соглашением установлено, что ГБУЗ КО «ГССМП» при получении информации о смерти граждан, поступивших в диспетчерскую службу ГБУЗ КО «ГССМП», оперативно сообщают указанную информацию (ФИО, адрес) в диспетчерскую службу ГБУЗ «БСМЭ КО» для последующей организации незамедлительного вывоза тел умерших граждан в морги ГБУЗ «БСМЭ КО».

В определении о назначении дела к рассмотрению № 039/01/16-842/2019 от 05.11.2019 отражено, что обязанность передачи ГБУЗ КО «ГССМП» информации, поступающей в диспетчерскую службу ГБУЗ КО «ГССМП», о смерти граждан в адрес ГБУЗ «БСМЭ КО» для последующей организации незамедлительного вывоза тел умерших граждан в морги ГБУЗ «БСМЭ КО» без наличия соответствующего определения суда, постановления судьи, дознавателя или следователя для производства судебно-медицинской экспертизы Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденным, приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н, а также приказом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области № 19/88/211/17 от 18.03.2015 не установлена.

Следовательно, необходимость вывоза тел умерших граждан в ГБУЗ «БСМЭ КО» без наличия соответствующего определения суда, постановления судьи, дознавателя или следователя для производства судебно-медицинской экспертизы отсутствует.

Однако, в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции необходимы наличие и доказанность волеизъявления органа власти (организации, осуществляющий функции органов власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

Факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Аналогичная позиция изложена в Разъяснении № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах, утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3.

Кроме того, согласно Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Кроме того, квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашениями и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Таким образом, для целей квалификации действий субъектов в качестве соглашения либо согласованных действий по статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить одновременно наличие следующих обстоятельств:

- наличие соглашения либо согласованных действий двух или более (их) участников, в частности (между): органами власти (всех уровней, в том числе органами местного самоуправления); органами и организациями, осуществляющими функции органов власти; внебюджетными фондами; Центральным банком Российской Федерации и всеми перечисленными органами, организациями и внебюджетными фондами; либо всеми перечисленными субъектами между собой; всеми перечисленными субъектами и хозяйствующим(-и) субъектам(-и);

- имеют ли место отрицательные последствия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

- имеется ли причинно-следственная связь между заключением соглашения либо осуществлением согласованных действий и наступлением (либо возможностью наступления) отрицательных последствий для конкуренции.

При отсутствии одного из элементов состава, соглашение (согласованные действия) субъектов нельзя квалифицировать как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 039/01/16-842/2019  Комиссией в адрес оператора сотовой связи – ПАО «МТС» направлен запрос (исх. № 3138/02 от 30.07.2019) о необходимости предоставления сведений о том, кто является абонентом услуг связи по номерам телефонов: +79118560003, +79118570003.

Согласно представленному ПАО «МТС» ответу (вх. № 4666 от 19.08.20211) абонентом услуг связи по вышеуказанным номерам является ГБУЗ «БСМЭ КО».

Таким образом, вопреки позиции Заявителя номера телефонов: +79118560003, +79118570003, по которым согласно Соглашению ГБУЗ КО «ГССМС» обязуется передавать ГБУЗ «БСМЭ КО» информацию о смерти граждан (персональные данные граждан), поступившую в диспетчерскую службу ГБУЗ КО «ГССМП», принадлежат ГБУЗ «БСМЭ КО».

При этом доказательств иного Заявителем в материалы дела № 039/01/16-842/2019 не представлено.

Также согласно информации, представленной ГБУЗ «БСМЭ КО» (вх. № 6782 от 19.11.2019) получение информации о смерти граждан (персональные данные граждан) от ГБУЗ КО «ГССМП» входит в должностные обязанности дежурных санитаров ГБУЗ «БСМЭ КО» согласно представленным дополнительным соглашениям к трудовым договорам дежурных санитаров ГБУЗ «БСМЭ КО».

При этом, доказательства наличия волеизъявления Ответчиков на осуществление действий, направленных на заключение и реализацию именно ограничивающего конкуренцию соглашения, в материалах дела № 039/01/16-842/2019 отсутствуют.

Также в материалах дела № 039/01/16-842/2019 отсутствуют сведения о реальных либо возможных негативных последствиях для определенной конкурентной среды ввиду заключения Ответчиками соглашения от 04.07.2019 о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан, а также причинно-следственная связь между заключением соглашения от 04.07.2019 о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан и реальными либо возможными негативными последствиями.

20.09.2021 в ходе заседания Комиссии после возобновления рассмотрения дела № 039/01/16-842/2019 Ответчиками представлена информация, согласно которой в 2021 году Соглашение сторонами не реализуется и рассматривается вопрос о его расторжении ввиду его фактического неисполнения.

Также 12.10.2021 в ходе заседания Комиссии Ответчиком - ГБУЗ КО «ГССМП» представлена информация о расторжении Соглашения с приложением копии дополнительного соглашения от 07.10.2021 к соглашению о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан от 04.07.2019.

Согласно дополнительному соглашению от 07.10.2021 к соглашению о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан от 04.07.2019 на основании пункта 4.3 Соглашения стороны пришли к соглашению о расторжении Соглашения с даты подписания сторонами настоящего дополнительного соглашения. Обязательства сторон по Соглашению прекращаются с даты подписания обеими сторонами настоящего дополнительного соглашения.

Заявителем в ответ на определения Комиссии Калининградского УФАС России от 20.09.2021, 19.10.2021 информация (сведения), подтверждающие реализацию соглашения о взаимодействии по транспортировке тел умерших граждан от 04.07.2019 до настоящего времени, не представлена.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела № 039/01/16-842/2019 доказательств наличия волеизъявления Ответчиков на осуществление действий, направленных на заключение и реализацию именно ограничивающего конкуренцию соглашения, доказательств, подтверждающих наличие отрицательных последствий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду заключения Соглашения, а также отсутствие причинно-следственной связи между заключением соглашения и наступлением (либо возможностью наступления) отрицательных последствий для конкуренции, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» нарушения, предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

В связи с изложенным, Комиссия Калининградского УФАС России, оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 039/01/16-842/2019, возбужденного по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области», Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                                                

 

 

                                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны