Постановление №039/04/9.21-545/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 29 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

«29» июня 2021 года

№ 039/04/9.21-545/2021

г. Калининград

Резолютивная часть объявлена «28» июня 2021 года

В полном объёме постановление изготовлено «29» июня 2021 года

Место рассмотрения: г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области;

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, Калининградское УФАС России), рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 039/04/9.21-545/2021, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

 

Общества с ограниченной ответственностью «Агроимпульс»

(238324, Калининградская область, Гурьевский р-н, пос. Невское, ул. Старокаменная, д. 3А; ИНН 3917507478; ОГРН 1103925013521)

при участии

от лица, в отношении которого ведётся производство: Р по доверенности от 10.01.2020,

от потерпевшего: лично, Ф по доверенности от 19.06.2021,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба М (далее – Заявитель) на невыполнение ООО «Агроимпульс» (далее – Общество, сетевая организация) условий Договора № 29/20 от 02.09.2020 (далее – Договор) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, а именно: индивидуальный жилой дом по адресу Калининградская обл., ……….. КН …………., с являющимися неотъемлемой частью техническими условиями № 31/20.

Пунктом 1.4 вышеназванного Договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 (сто восемьдесят) дней со дня заключения настоящего Договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества – 02.09.2020, дата окончания – 01.03.2021.

Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.05.2021 № 039/04/9.21-545/2021 сторонам либо представителям (защитникам) сторон с надлежащим образом оформленными полномочиями надлежало явиться 09.06.2021 в 16 часов 00 минут в Управление для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Определением от 08.06.2021 составление протокола об административном правонарушении № 039/04/9.21-545/2021 отложено и назначено на 18.06.2021 в 16 часов 00 минут.

18.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.06.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29.06.2021 в 15 часов 00 минут.

29.06.2021 при рассмотрении дела защитник Общества вину привлекаемого к ответственности лица в совершении предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ правонарушения признал. Полагает, что задержка сроков выполнения мероприятий произошла по вине третьих лиц – подрядных организаций, обращает внимание, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, о чем представил выписку из Единого реестра. Кроме того, защитник просил при назначении наказания рассмотреть возможность применения предупреждения в качестве меры административной ответственности.

Потерпевший и его представитель доводы жалобы поддержали, возражали против применения предупреждения в качестве меры административной ответственности, просили назначить штраф и выдать Обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Заслушав стороны, изучив протокол об административном правонарушении, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьёй 21 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

Заявитель неоднократно обращался в сетевую организацию по вопросу сроков исполнения обязательств со стороны ООО «Агроимпульс».

Ответом от 10.02.2021 Общество обращает внимание, что проект Заявителя не соответствует требованиям и указывает на ошибки в проекте.

Ответом (исх. № 042) от 08.04.2021 Общество сообщает, что технические условия со стороны сетевой организации будут выполнены в июне 2021 года.

В ходе рассмотрения дела Защитник Общества указал, что в июне 2021 Общество не сможет осуществить технологическое присоединение, на данном этапе Общество ожидает рабочую документацию от подрядной организации, после ее получения будет принято решение о проведении строительно-монтажных работ на объекте Заявителя.

Таким образом, ответы Общества подтверждают, что технологическое присоединение в срок не осуществлено.

Договор технологического присоединения, будучи публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный пунктом 16 Правил № 861. Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед потребителем услуги.

Доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия (писем от подрядчиков, претензий со стороны Общества о задержке сроков к подрядным организациям) и подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные Правилам № 861 сроки, в материалы дела не представлено.

В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 указано, что на сетевую организацию в соответствии с Правилами технологического присоединения, возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

Исходя из системного толкования положений пунктов 15, 16.1, 18, 25(1) Правил № 861, определение мероприятий в целях осуществления технологического присоединения объекта, в том числе определение точки присоединения является исключительной прерогативой сетевой организации, так как только сетевая организация имеет в своем штате специалистов, способных оценить схемно-режимную обстановку в каждом конкретном энергорайоне. Только сетевая организация, владеющая распределительными сетями, может определить их техническое состояние, степень загруженности и изношенности, дать заключение о наличии/отсутствии возможности, целесообразности/нецелесообразности осуществления технологического присоединения объектов заявителей к тому или иному объекту электросетевого хозяйства (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу № А21-15482/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.11.2017 по делу № А32-20626/2016).

Исходя из изложенного следует, что сетевой организацией не было принято достаточных мер для соблюдения норм Правил № 861 и осуществления технологического присоединения Заявителя в законодательно установленный срок.

Заявитель, являясь непрофессиональным участником данных правоотношений, не вправе определять перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения как в своих сетях, так и в сетях сетевой организации.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействии как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ), услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно сведениям о видах экономической деятельности по общероссийскому классификатору основным видом деятельности ООО «Агроимпульс» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Положениями статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО «Агроимпульс», выразившихся в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям, установленных пунктом 16 Правил № 861, установлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Калининградская обл., ……….., № 1 КН …………………..

Время совершения административного правонарушения: 02.03.2021.

Исключительных обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.1 КоАП РФ, не установлено.

По итогам рассмотрения дела № 039/04/9.21-545/2021 выявлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное статьей 4.2 КоАП РФ, а именно признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Верховный суд Российской Федерации в определении № 302-АД18-6072 от 05.09.2018 указывает, что помимо прочих условий, установленных статьёй 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьёй 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Согласно данным управления ООО «Агроимпульс» привлекалось к административной ответственности по делу 039/04/9.15-708/2019, кроме того в картотеке арбитражного суда Калининградской области содержится информация о привлечении Общества к административной ответственности в 2021 году, следовательно статья 4.1.1 КоАП РФ не может быть применена в рассматриваемом случае.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Результатом бездействия Общества явились негативный результат взаимодействия Заявителя и Общества, недостижение целей своевременного технологического присоединения в рамках отношений, требующих от сетевой организации оперативности и содействия потребителю в реализации охраняемых законом интересов. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, Общество не приняло необходимые меры по соблюдению своей публично-правовой обязанности, основания для признания правонарушения малозначительным или снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не усматриваются.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать ООО «Агроимпульс» виновным в совершении предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии со статьёй 29.13 КоАП РФ внести ООО «Агроимпульс» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Заместитель руководителя

 

 

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Документы, подтверждающие оплату штрафа необходимо представить нарочно, посредством почтовой связи, факсом или по электронной почте по адресу: to39@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений о своевременной оплате штрафа, Калининградское УФАС России будет обязано передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГРОИМПУЛЬС"
ИНН 3917507478, ОГРН 1103925013521