Решение б/н РЕШЕНИЕ № 16-р/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Бал... от 3 марта 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

04 марта  2009 г                                       № 16-р/2009                                             г. Калининград

 

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Григорьева Людмила Александровна – заместитель руководителя — начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

Члены Комиссии:

Быковских Людмила Андреевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

Евтюхова А. В. – специалист 2 разряда отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № 16 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия» (236006 г. Калининград, Московский пр-т, 183 а) пункта 1 части 2 статьи 21, пункта 4 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя ООО «Виктория Балтия», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Тараниной Марины Геннадьевны (юрисконсульта по доверенности), с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Калининградской области Степаняна Вачагана Гамлетовича (ведущий специалист-эксперт отдела планирования, юридического обеспечения, регистрации и учета субъектов надзора), Переверткина Ивана Васильевича (начальника отдела планирования, юридического обеспечения, регистрации и учета субъектов надзора), привлеченных в качестве экспертов, комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения внеплановой проверки рекламы, распространяемой в средствах массовой информации, а именно в рекламном издании «Здесь начинается дом», ООО «Виктория Балтия» за июль 2008 г. на первой странице разместило рекламу спиртных напитков: вин «KAMRINI», «Кубанская лоза», водки «Градус», а также пива «Балтика 3»; на последней странице рекламу коньяка «КиНовский»; рекламу промо-мероприятий по дегустации рома «Bacardi», водки «Глазурь», пива «Amstel», алкогольной продукции компании «Лудинг».

Определением от 19 августа 2008 года в отношении ООО «Виктория Балтия» было возбуждено дело № 16 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

Существо дела в изложении лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 

 ООО «Виктория Балтия» в своих действиях по размещению рекламы в рекламном издании «Здесь начинается дом» спиртных напитков: вин «KAMRINI», «Кубанская лоза», водки «Градус», а также пива «Балтика 3»; на последней странице рекламу коньяка «КиНовский»; рекламу промо-мероприятий по дегустации рома «Bacardi», водки «Глазурь», пива «Amstel», алкогольной продукции компании «Лудинг» нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» не усматривает.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы действительно является ООО «Виктория Балтия».

Рекламопроизводителем рекламного издания «Здесь начинается дом!» является фирма UAB «ARDIVA» (Литва) в соответствии с контрактом № 103-08 R от 29 ноября 2007 года, заключенным между ООО «Виктория Балтия» и UAB «ARDIVA».

ООО «Виктория Балтия» считает, что рекламное издание «Здесь начинается дом» является рекламным бюллетенем, а не журналом, т. к. в нем отсутствуют признаки, характерные для журнала: периодичность, наличие рубрикаций и т. д.. Кроме того, название данного рекламного издания дважды за 2008 год менялось («Покупки с удовольствием», «Здесь начинается дом»), что подтверждено приказом № 29/ВБ от 1.04.2008 года, нумерация страниц начинается с титульного листа. Таким образом, рекламное издание «Здесь начинается дом» не является журналом.

Данную печатную продукцию как журнал охарактеризовал рекламопроизводитель, указав на обложке печатного издания «Здесь начинается дом»: «июль 2008 г», «в этом номере», «журнал «Здесь начинается дом», «тираж 120000 экземпляров», «распространяется бесплатно».

При растамаживании рекламное издание было внесено в товарную позицию с кодом 4902 «Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал, издаваемые ежемесячно», поскольку данная товарная позиция содержит более подробное описание товара, и менее затратно для ООО «Виктория Балтия», поскольку не облагается пошлиной 15 %.

В соответствии с заключением специалиста-главного технолога ОАО «Янтарный сказ» Скупановичем Ю. Ф., печатное издание «Здесь начинается дом» следует отнести к виду издания: «рекламный бюллетень, «назначение которого заключается в том, чтобы опубликовывать «изложенные в привлекательной форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. ( ГОСТ 7.60-2003). Наличие в одном из представленных образцов издания «Здесь начинается дом» (июль 2008 г.) слова «журнал» не позволяет характеризовать издание как журнал, т. к. отнесение издания к определенному виду должно проводиться на основе комплексного анализа, в том числе по содержанию и иным имеющимся исходным данным».

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в заседании Комиссии:

 

В ходе проведения внеплановой проверки рекламы, распространяемой в средствах массовой информации, а именно в рекламном издании «Здесь начинается дом» ООО «Виктория Балтия» за июль 2008 г. на первой странице разместило рекламу спиртных напитков: вин «KAMRINI», «Кубанская лоза», водки «Градус», а также пива «Балтика 3»; на последней странице рекламу коньяка «КиНовский»; рекламу промо-мероприятий по дегустации рома «Bacardi», водки «Глазурь», пива «Amstel», алкогольной продукции компании «Лудинг».

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

В соответствии с пунктом 4 частью 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

Определением от 19 августа 2008 года в отношении ООО «Виктория Балтия» было возбуждено дело № 16 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Определением от 15 октября 2008 года рассмотрение дела № 16 приостановлено до получения заключения специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Калининградской области по результатам внеплановой проверки.

04.03.2009 г. Управлением Россвязькомнадзора по Калининградской области в Калининградское УФАС России было направлено заключение, что издание «Здесь начинается дом» является журналом.

Для принятия решения о виде периодического печатного издания Управлением Россвязькомнадзора по Калининградской области были исследованы номера изданий «Здесь начинается дом» с апреля по декабрь 2008 года, представленные ООО «Виктория Балтия»

Средство массовой информации «Здесь начинается дом» по форме периодического распространения массовой информации является периодическим печатным изданием, т. к. обладает всеми признаками, предусмотренными ст. 2 Закона РФ № 2124- от 27.12.1991 «О средствах массовой информации»:

-                    постоянное название (с апреля по декабрь 2008 года на обложке каждого номера указано название «Здесь начинается дом»;

-                    текущий номер в виде указания месяца и года выхода каждого выпуска издания «Здесь начинается дом» в свет;

-                    выходящее в свет не реже одного раза в год (за период с апреля по декабрь 2008 года в свет вышло не менее 9 номеров издания «Здесь начинается дом»).

По виду периодического печатного издания «Здесь начинается дом» обладает признаками журнала, установленными межгосударственными и национальными стандартами Российской Федерации.

В соответствии с системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. ГОСТ 7.60-2003, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 № 331-ст, журнал является одним из видов периодических изданий. Согласно п. 3.2.5.2 журнал — это периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащие статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения.

Согласно п. 3.2.6.1 журнальное издание — издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете. Издание «Здесь начинается дом» представляет собой 16 полос формата А4, скрепленных между собой металлическими скобами, приспособленное для распространения рекламного материала.

Согласно системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения. ГОСТ Р 7.03-2006 п. 3.1.3.6 рубрикация — система рубрик основного текста издания, в которой выявлена их связь и соподчиненность. Согласно п. 3.1.3.4 рубрика — структурно-композиционная единица текста издания, типографически выделенная и, как правило, имеющая собственный заголовок. При анализе номеров издания «Здесь начинается дом» с апреля по декабрь 2008 года установлено наличие типографически выделенных заголовков рубрик «Здоровое питание», «Крупным планом», «Сделано в Виктории», а также соответствующих статей в этих рубриках - «Яблоко», «Вкус к чистоте», «lacalut», «Черный аист», «Ягода арбуз», «Квашенная капуста» и др.

В соответствии с системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. ИЗДАНИЯ. ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Общие требования и правила оформления. ГОСТ Р 7.0.4-2006 п. 6.5 подзаголовочные данные периодического издания должны содержать сведения о виде издания. Подзаголовочные данные приводятся после заглавия на титульном листе или на заменяющем ее элементе издания. В издании «Здесь начинается дом» сведения о виде издания (журнал) указаны в номерах за период с апреля по сентябрь 2008 (т. е. не менее, чем в 6 номерах исследуемого издания), что указывает на отнесение самим распространителем издания «Здесь начинается дом» к такому виду периодического печатного издания как журнал.

Аналогичным образом распространитель продукции «Здесь начинается дом» указал вид периодического печатного издания (журнал) при ввозе издания через таможню на территорию Калининградской области в период с июня по декабрь 2008 года, что подтверждается направленными в Калининградское УФАС России сведениями из электронной базы данных ГТД, представленными областной Калининградской таможней.

Доводы ООО «Виктория Балтия» о том, что издание «Здесь начинается дом» не является журналом, несостоятельны по следующим основаниям:

 

1.                  Представитель ООО «Виктория Балтия» на заседании комиссии Калининградского УФАС России подтвердила, что договором, заключенным между ООО «Виктория Балтия» и UAB «ARDIVA», изменение макета рекламной продукции рекламопроизводителем не предусмотрено.

В соответствии с п. 5 контракта № 103-08R от 29.11.2007, заключенного между ООО «Виктория Балтия» и UAB «ARDIVA». «качество Товара, поставляемого Продавцом, должно соответствовать эталону — продавцу, согласованному с покупателем...»

Доказательств того, что макет рекламной продукции был изменен рекламопроизводителем, ООО «Виктория Балтия» не представлено. Контрактом № 103-08R от 29.11.2007 предусмотрена возможность предъявления претензии к рекламопапроизводителю. Претензий в связи с изменением макета в части указания на вид печатного издания (журнал) к рекламопроизводителю ООО «Виктория Балтия» не предъявляло.

 

2.                  Заключение Управления Россвязькомнадзора от 4.03.2009 года дано с учетом материалов дела № 16, закона о СМИ, информации, полученной из Калининградской областной таможни 11.02.2009 года, анализа номеров изданий «Здесь начинается дом» ООО «Виктория Балтия» с апреля по декабрь 2008 года.

 

3.                  Заключение, данное специалистом - главным технологом ОАО «Янтарный сказ» Скупановичем Ю. Ф., основано только на ГОСТ 7.60-2003, без учета других критериев журнала, материалов дела № 16, закона о СМИ, информации, полученной из Калининградской областной таможни 11.02.2009 года, анализа номеров изданий «Здесь начинается дом» ООО «Виктория Балтия» с апреля по декабрь 2008 года, что не свидетельствует об объективности представленного заключения.

 

4.                  Поскольку печатное издание «Здесь начинается дом» не прошло регистрацию как средство массовой информации, нормы ст. 27 закона о СМИ, не относятся к представленному журналу.

5.                  Согласно протоколу заседания Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 16 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 10.09.2008 года (лист дела 35), представитель ООО «Виктория Балтия» заявила: «Было проведено заседание по рекламе в Санкт-Петербурге, больше таких изданий проводится не будет. Мы устранили нарушение. Таким образом, ООО «Виктория Балтия» признает в своих действиях нарушение законодательства о рекламе, выразившееся в распространении в рекламном издании «Здесь начинается дом» за июль 2008 г. на первой странице размещение рекламы спиртных напитков: вин «KAMRINI», «Кубанская лоза», водки «Градус», а также пива «Балтика 3»; на последней странице рекламы коньяка «КиНовский»; рекламу промо-мероприятий по дегустации рома «Bacardi», водки «Глазурь», пива «Amstel», алкогольной продукции компании «Лудинг».

 

Таким образом, по совокупности исследованных доказательств печатное издание «Здесь начинается дом» является журналом. В связи с тем, что допущенное нарушение устранено, предписание не выдавать. На основании изложенного, комиссия Калининградского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащими действия ООО «Виктория Балтия» по размещению рекламы в журнале «Здесь начинается дом» за июль 2008 г.: на первой странице рекламы спиртных напитков: вин «KAMRINI», «Кубанская лоза», водки «Градус», а также пива «Балтика 3»; на последней странице рекламы коньяка «КиНовский»; рекламы промо-мероприятий по дегустации рома «Bacardi», водки «Глазурь», пива «Amstel», алкогольной продукции компании «Лудинг», поскольку в ней нарушена часть 2 статьи 21, часть 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калининградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 марта 2009 года.

 

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             Л. А. Григорьева

 

Члены Комиссии                                                                                          Л. А. Быковских

                                                                                                                       А. В. Евтюхова

Связанные организации

Связанные организации не указаны