Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № Р — 08/2009 по признакам нарушения законод... от 9 апреля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

04 сентября 2009 года              № Р-08/2009                            Калининград

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии: Григорьева Л.А.. — заместитель руководителя — начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы   Калининградского УФАС России,

Члены комиссии:

Жерманова Ж.В. - старший государственный инспектор  отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы   Калининградского УФАС России,

Курятникова К.Ю. – старший специалист 1-ого разряда отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы  Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № Р — 08/2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  распространения ООО «Виян-плюс» (далее - Общество) на пересечении Советского проспекта и ул. Чайковского рекламной растяжки следующего содержания: «Первый японский ресторан Хоккайдо  ул. Чайковского 4»

 в присутствии представителя, заявителя - ООО «Территория «Якитория» Дворникова Н.Ю. по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе проверки, проводимой по заявлению генерального директора ООО «Территория «Якитория» Хачиньян М.Л. (вх. № 1932 от 10.04.2009 г.) о распространении  рестораном «Хоккайда» рекламы следующего содержания: «Первый японский реторан», Калининградским УФАС России установлено, что на пересечении Советского проспекта и ул. Чайковского размещена рекламная растяжка: «Первый японский ресторан Хоккайдо  ул. Чайковского 4».

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2066 года № 38-ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

12.05.2009 г. Калининградское УФАС России возбудило дело № Р-08/2009 в отношении ООО «Виян-плюс» (ИНН/КПП 3906080113/3904011001, 236000, Калининград, ул. Чайковского, 4) по признакам нарушения п. 1, 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

02.06.2009 г.  Комиссия Калининградского УФАС России приняла решение о  продлении срока и о приостановлении производства по делу  № Р — 08/2009.

05.08.2009 г. возобновлено производство по делу в связи с получением решения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе.

 1. Существо дела в изложении ООО «Виян-плюс», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

Согласно п. 4.2 ГОСТ 30389-95/ ГОТ Р 50762-95, введено в действие 15 мая 1996 г. Госстандартом России и определяющего межгосударственный стандарт классификации предприятий общественного питания, рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый.

 Согласно п.4.4 данного ГОСТа рестораны различают:  -  по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной, с национальной кухней или кухней зарубежных стран, а так же по месту расположения.

п. 6 данного ГОСТа  определяет   требования к   предприятиям   общественного

питания различных типов и классов.

На основании вышеперечисленного, надпись на рекламной растяжке, расположенной на пересечении Советского проспекта и ул. Чайковского в  г. Калининграде,  означает следующее: «первый» -  класс ресторана, «японский» - определяет принадлежность к национальной кухне, «ресторан» - предприятие общественного питания соответствующее установленным требованиям, «ХОККАЙДО» - название ресторана, «ул. Чайковского, 4» - место расположения ресторана.

На основании ФЗ РФ о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. сертификация услуг общественного питания является добровольной.

ООО «Виян-плюс» в данной рекламе позиционируется себя как первый японский ресторан, а не как первая японская кухня.

 

2. Существо дела в изложении ООО «Территория «Якитория», привлеченного в качестве заявителя:

В соответствии с законодательством РФ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Формулировка «Первый Японский ресторан» - является не добросовестной и не достоверной, а так же является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. В Калининградском регионе предприятие общественного питания ООО «Якитория-Калининград» представляет японскую кухню более пяти лет,  а именно с января 2004 года.

Если хозяйствующий субъект заявляет себя как ресторан, это должно соответствовать действительности и подтверждено документально. Таким подтверждением может являться добровольный сертификат соответствия.

3. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом на заседании Комиссии:

В ходе проверки, проводенной по заявлению генерального директора ООО «Территория «Якитория» Хачиньян М.Л. (вх. № 1932 от 10.04.2009 г.), Калининградским УФАС России установлено, что на пересечении Советского проспекта и ул. Чайковского размещена рекламная растяжка: «Первый японский ресторан Хоккайдо  ул. Чайковского 4».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2066 года № 38-ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Размещение на пересечении Советского проспекта и ул. Чайковского в городе Калининграде рекламной растяжки следующего содержания: «Первый японский ресторан Хоккайдо ул. Чайковского, 4»,  формирует интерес потребителей к объекту рекламирования, направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Общество вышеуказанную рекламу распространяло в апреле 2009 года.

Однако, в качестве доказательства по делу  ООО «Виян — плюс» представило сертификат соответствия услуг (работ) питания ресторан  № РОСС RU.АЕ90.М00398 сроком действия до 19.02.2009 г.

На момент распространения рекламы и на момент вынесения решения Комиссией Калининградского УФАС России, Общество не предоставило доказательств о том, что является рестораном. Таким подтверждением мог быть добровольный сертификат соответствия на услуги общественного питания ресторана.

Как следует из ответа ООО «Калининградский центр «Качество» (от 20.08.2009 г. № 37), Комиссией органа по сертификации была проведена проверка услуг общественного питания оказываемых ООО «Виян-плюс» по адресу: г. Калининград, ул. Чайковского, 4/10. По итогам проверки был составлен протокол несоответствий выявленных в ходе сертификационной проверки от 17.12.2008 г. До настоящего времени рекомендации и предложения, указанные в протоколе проверки от 17.12.2009 г. не выполнены. 

При отсутствии у ООО «Виян-плюс» добровольного сертификата соответствия подтверждающего класс общественного питания — ресторан, искажается смысл рекламной информации, и потребители вводятся в заблуждение относительно действительного статуса заведения общественного питания —  Хоккайдо в сравнении с конкурентами.

Из заключения Экспертного совета по применения законодательства о рекламе, созданного при Калининградском УФАС России следует: «Указать на то, что использование в рекламе слова «первый» создает впечатление о том, что предлагаемые Обществом услуги являются наилучшими, но при этом отсутствуют ссылки на источники, подтверждающие информацию о том, что предприятие общественного питания «ХОККАЙДО» является лучшим среди ресторанов японской кухни. Отметить, что слово «первый» не может трактоваться как класс предприятия общественного питания самостоятельно потребителями данной рекламы, поскольку отсутствуют ссылки на сертификат соответствия, что может вводить их в заблуждение».

Комиссия Калининградского УФАС России оценивая доводы в части того, что в рекламе «Первый японский ресторан Хоккайдо ул. Чайковского, 4» рекламодатель может имееть в виду не только превосходную степень, а порядковый номер <...> считает их не состоятельными, так как на момент распространения вышеуказанной рекламы, а именно в апреле 2009 года, заведение общественного питания — Хоккайдо не имело статуса «ресторан», доказательства подтверждающие данный статус Комиссии  не представило в виду их отсутствия.

Размещение на пересечении Советского проспекта и ул. Чайковского в городе Калининграде рекламной растяжки следующего содержания: «первый японский ресторан Хоккайдо ул. Чайковского, 4», осуществлялось при непосредственном участии ООО «Виян-плюс». Действиями ООО «Виян-плюс» вышеуказанная реклама рассчитана на визуальное восприятие, была доведена до потребителей рекламной информации, адресовалась неопределенному кругу лиц и была направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к реализуемым услугам.

По информации представителя ООО «Виян-плюс» Шишкина И.И. допущенные нарушения в настоящее время устранены.

Согласно с ч. 6 ст. 38 рекламодатель несет ответственность за нарушение требования, установленного в пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03. 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель — изготовитель или продавец товара любое иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламной информации является ООО «Виян-плюс», так как данная реклама размещалась с согласия Общества и само Общество факт распространения данной рекламы не отрицало, а также реклама была направлена на стимулирование спроса услуг оказываемых ООО «Виян — плюс».

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии  с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу с содержанием: «Первый японский ресторан Хоккайдо ул. Чайковского, 4», размещенную ООО «Виян-плюс» в апреле 2009 года на пересечении Советского проспекта и ул. Чайковского, так как она нарушает требования п. 1 ч. 3 ст. 5  Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», а именно в рекламе указана информация не соответствующая действительности.

2. Признать ООО «Виян-плюс» нарушившим п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

4. Материалы дела передать должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», решение, предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В течении трех месяцев со дня вынесения решения,  выдачи предписания.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27.08.2009 года.

 

Председатель Комиссии                                                           Л.А. Григорьева

 

Члены Комиссии                                                                      Ж.В. Жерманова

К.Ю. Курятникова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны