Письмо №ИБ/2926/23 Определение от 29 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Определение


ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1 mup.uk.kaliningrad@mail.ru ООО «Управляющая компания Ленинградского района" 236008, г. Калининград, ул. Тургенева, д. 14 uklr@mail.ru






ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 039/01/14.4-507/2023

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ


29 июня 2023 года г. Калининград


Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела № 039/01/14.4-507/2023 о нарушении антимонопольного законодательства


УСТАНОВИЛ:


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в результате рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинградского района» (юридический адрес: 236008,
г. Калининград, ул. Тургенева, д. 14, ИНН 3906204305, ОГРН 1093925000795; далее
– ООО «УКЛР», Заявитель) о недобросовестной конкуренции со стороны общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (юридический адрес: 236006, г. Калининград, Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1, ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967; далее – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом», Ответчик), связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица – фирменного наименования, установлено следующее.

Как следует из содержания жалобы ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» в ходе осуществления предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами (далее также – МКД) вводит потребителей
в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, поскольку данный хозяйствующий субъект является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли. Однако Ответчик использует в своем фирменном наименовании термин «
Муниципальная», что подразумевает обеспечение общественных нужд, удовлетворение публичных интересов государства и муниципального образования. Указание Ответчиком в фирменном наименовании слова «Муниципальная управляющая компания...» вводит в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества, объема предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к органам местного самоуправления. Хозяйствующие субъекты - конкуренты Ответчика, оказывающие услуги в аналогичной сфере деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Городской округ «Город Калининград», не используют слова «Муниципальная управляющая компания...» в своем фирменном наименовании, не позиционируют себя лицами, причастными к Администрации городского округа «Город Калининград», и по этому основанию действуют добросовестно. Однако рассматриваемые действия Ответчика могут причинить хозяйствующим субъектам - конкурентам убытки в виде упущенной выгоды (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ) благодаря перераспределению спроса от потребителей, введенных в заблуждение Ответчиком относительно лица, оказывающего услуги по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из приведенного определения понятия недобросовестной конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает, в том числе возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Таким образом, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Из представленных материалов следует, что Ответчик в объявлениях, размещаемых в многоквартирных домах и адресованных неопределенному кругу потребителей услуг, указывает информацию о том, что администрацией городского округа «Город Калининград» в 2022 году организована деятельность
ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» в целях улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), Ответчик зарегистрирован в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица как ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» с 31.05.2022. Директором является Чирва О.Ф., участниками/учредителями этого хозяйствующего субъекта являются Муниципальное предприятие «Калининградтеплосеть» Городского округа «Город Калининград», ИНН 3903003375, ОГРН 1023901007008
(50% доли в уставном капитале) и общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания г. Калининграда», ИНН 3900005448, ОГРН 1223900013721 (50% доли в уставном капитале).

Полное фирменное наименование Ответчика на русском языке: общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (пункт 1.4 Устава Ответчика), сокращенное фирменное наименование Ответчика на русском языке: ООО «МУК «Комфортный Дом» (пункт 1.4 Устава Ответчика).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава целью деятельности Ответчика является получение прибыли за счет оказания услуг, осуществления торговых операций.

Таким образом, государственные органы и органы местного самоуправления
не являются участниками ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» и не имеют к этому юридическому лицу какого-либо отношения.

Статьей 14.4 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

На основании части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Российская Федерация является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности, статья 10 bis которой возлагает на страны-участницы обязанность обеспечить гражданам стран, участвующих в союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

Согласно абзацу второму части 2 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО. Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Также требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу частей 1-3 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

На основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства (в том числе органов местного самоуправления) в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных и муниципальных (общественных) интересах.

Как указано выше, государственные органы и органы местного самоуправления не являются участниками ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» и не имеют к данному юридическому лицу какого-либо отношения.

Являясь хозяйствующим субъектом (обществом с ограниченной ответственностью)
и преследуя основную цель по извлечению прибыли от коммерческой деятельности по управлению МКД, Ответчик не реализует государственные и муниципальные функции, не обладает властно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления.

В соответствии с проведенным Анализом состояния конкуренции на рынке услуг
по управлению многоквартирными домами за 2020 год, на территории муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» профессиональную деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии осуществляют
более 150 управляющих организаций-юридических лиц.

Использование в фирменном наименовании Ответчика слова «Муниципальная» может вызвать у потребителя стойкую ассоциацию об участии государства (в том числе органов местного самоуправления) в деятельности организации либо об особой значимости деятельности данной организации в государственных и муниципальных (общественных) интересах, может привести к введению в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, и может создавать Ответчику с таким названием недопустимые конкурентные преимущества, что противоречит общественным интересам.

Регистрация фирменного наименования Ответчика, а также последующее его использование в хозяйственной деятельности, является актом недобросовестной конкуренции, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам недобросовестной конкуренции, закрепленным в статье 14.4 Закона о защите конкуренции.

Ответчиком нарушены положения подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ,
части 2 статьи 2 Закона № 131-ФЗ, что может привести к причинению убытков иным хозяйствующим субъектам – конкурентам на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в виде упущенной выгоды по причине перераспределения спроса от потребителей услуг по управлению МКД.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения как недобросовестной конкуренции следует обратить внимание на цель совершения противоправных действий. Для такой квалификации они должны быть направлены на получение преимуществ перед конкурентами при осуществлении предпринимательской деятельности.

Определяющим для признания конкретных действий недобросовестными является не упоминание их в главе 2.1 Закона о защите конкуренции, а то, охватываются ли они составом недобросовестной конкуренции в том виде, в котором этот состав охарактеризован в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции и статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).


Таким образом, Калининградское УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» содержатся признаки недобросовестной конкуренции, выразившиеся в виде приобретения и последующего использования исключительного права на средство индивидуализации юридического лица – фирменного наименования, содержащего в себе, в том числе, слово «Муниципальная», что не соответствует требованиям части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области издан приказ от 29.06.2023 № 43 о возбуждении дела № 039/01/14.4-507/2023 по признакам нарушения ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель Комиссии Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства


ОПРЕДЕЛИЛ:


  1. Назначить дело № 039/01/14.4-507/2023 к рассмотрению на 13 июля 2023 года в 11 час. 00 мин. по адресу: ул. Барнаульская, д. 4, г. Калининград, 236006.

  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 039/01/14.4-507/2023 в качестве

ответчика:

- общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» (юридический адрес: 236006, г. Калининград,
Наб. Адмирала Трибуца, д. 37, помещ. II из лит. А, А1, ИНН 3906999436,
ОГРН 1163926081967);

заявителя:

- общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинградского района» (юридический адрес: 236008, г. Калининград, ул. Тургенева,
д. 14, ИНН 3906204305, ОГРН 1093925000795).

3. Ответчику – ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом» в срок до 10 июля 2023 года включительно представить в Калининградское УФАС России:

- письменное изложение позиции по существу дела, подлежащего рассмотрению,
с приложением документов, обосновывающих позицию;

- документы и сведения, имеющие значение для всестороннего рассмотрения дела.

4. Заявителю – ООО «Управляющая компания Ленинградского района» в срок
до 10 июля 2023 года включительно представить в Калининградское УФАС России:

- документы и сведения, имеющие значение для всестороннего рассмотрения дела.


Временно исполняющий обязанности руководителя


И.С. Болтенко





Исп.Погодин В.В.

тел. 53-72-04


2023-3115


Связанные организации

ООО «Муниципальная управляющая компания «Комфортный Дом»
ИНН 3906999436, ОГРН 1163926081967
ООО «Управляющая компания Ленинградского района"
ИНН 3906204305, ОГРН 1093925000795