Решение (комиссия) №НИ/4983/23 Решение по жалобе № 039/07/3-826/2023 от 26 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по жалобе № 039/07/3-826/2023
Заказчику - Организатору торгов: Акционерное общество «Россети Янтарь» (АО «Россети Янтарь») 236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34, тел.: +7 (4012) 532945,
Заявителю: ООО «ФЭО» 107140, г. Москва, площадь Комсомольская, дом 6, этаж 1, пом. 1, комн. 105Н,
Электронная торговая площадка: АО «Российский аукционный дом» |
РЕШЕНИЕ
24 октября 2023 года № 039/07/3-826/2023 г. Калининград
Комиссия Калининградского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
ведущий заседание Комиссии: Н.С. Иванова – заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
А.Г. Киселёва – начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
А.А. Кадынин – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
при участии представителей:
заявителя ООО «ФЭО» – И.И. Лызю (на основании доверенности);
заказчика – АО «Россети Янтарь» – В.О. Куманёва, А.А. Юриной (на основании доверенностей),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» жалобу (вх. № 7912-ЭП/23 от 17.10.2023) ООО «ФЭО» (далее - Заявитель) на действия заказчика – организатора торгов АО «Россети Янтарь» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на оказание услуг по оценке рыночной стоимости непрофильных активов АО «Россети Янтарь» и получению положительных экспертных заключений на отчеты об оценке в саморегулируемой организации оценщиков (извещение № 32312748043 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, далее - закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно признал предложение Заявителя несоответствующим требованиям закупочной документации и отклонил от дальнейшего участия в закупке.
Заявителем сделан вывод о том, что Заказчик нарушил пункт 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе от 17.10.2023 (вх. № 7912-ЭП/23).
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, указанным в пояснении от 23.10.2023 (вх. № 8092/23).
Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав представленные доводы и поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Закупка № 32312748043 проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется, в том числе в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Извещение № 32312748043 о проведении закупки размещено на электронной торговой площадке АО «РАД» (далее - ЭТП) и в ЕИС 08.09.2023;
Дата и время окончания подачи заявок: 20.09.2023 14:00 (МСК-1);
Дата подведения итогов: 16.10.2023;
Начальная (максимальная) цена договора: 802 800,00 руб.
Жалоба ООО «ФЭО» (вх. № 7912-ЭП/23 от 17.10.2023) поступила в адрес Калининградского УФАС России в установленные частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции сроки и содержит основания для обжалования, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Закупка № 32312748043 осуществляется путём проведения запроса предложений в электронной форме на основании Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (утв. протоколом заседания Совета директоров № 604 от 30.12.2022; далее – Положение о закупке), документации о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по оценке рыночной стоимости непрофильных активов АО «Россети Янтарь» и получению положительных экспертных заключений на отчеты об оценке в саморегулируемой организации оценщиков (далее – Документация о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, регламент осуществления закупочной деятельности в соответствии с нормами Закона о закупках, порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке устанавливается Заказчиком самостоятельно в Положении о закупке.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Подпунктом л) пункта 16 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», заказчиком было установлено обязательное требование к участникам о наличии действующего страхового полиса/договора страхования профессиональной ответственности.
Согласно подпункту а) пункта 5.4.2 Документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения общих частей заявок в случае отсутствия в составе общей части заявки документов и сведений, предусмотренных для предоставления в общей части заявки, указанных в пункте 17 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
В соответствии с подпунктом 18) пункта 17 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» предоставляются документы и сведения, подтверждающие соответствие иным отборочным критериям, установленным в соответствии с Приложением 1 к «Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок» Единого стандарта ПАО «Россети», указанные в пункте 19 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Исходя из подпункта 23) пункта 19 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» в состав заявки на участие в закупке входят, в том числе следующие сведения и документы: копия действующего страхового полиса/договора, документ об оплате страховой премии.
Заявителем в составе заявки приложен договор обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности № 433-097255/20 от 02.12.2023 между ООО «ФЭО» и СПАО «Ингосстрах» с приложением:
- четырех платёжных поручений (№ 2215 от 18.12.2020, № 17 от 04.02.2022, № 2560 от 10.11.2022, № 2559 от 10.11.2022);
- правил страхования ответственности оценщиков СПАО «Ингосстрах»
- двух дополнительных соглашений (№ 1 от 24.12.2021, № 3 от 25.10.2022).
Исходя из представленных документов и сведений, в том числе исходя из нумерации дополнительных соглашений, заказчик сделал вывод о том, что в промежутке между 24.12.2021 и 25.10.2022 между ООО «ФЭО» и СПАО «Ингосстрах» было заключено еще одно дополнительное соглашение, что в ходе заседание Комиссии и было подтверждено представителем Заявителя.
Представитель Заявителя пояснил, что непредоставление дополнительного соглашения № 2 вызвано его неактуальностью в связи с подписанием сторонами дополнительного соглашения № 3.
Вместе с тем, дополнительное соглашение к договору – это соглашение сторон договора с целью изменить его или расторгнуть, дополнить определенные условия договора, утвердить их в новой редакции или отменить, внести в конкретный пункт договора изменения, а также внести изменения в ранее заключенные дополнительные соглашения или отменить их.
Дополнительное соглашение является самостоятельной сделкой, сопровождает основной договор на протяжении всего срока его действия, заключается в порядке, который установлен для изменения или расторжения договора в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и является неотъемлемой частью договора.
Аналогичная норма содержится непосредственно в пункте 13.1 договора обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности № 433-097255/20 от 02.12.2023, в пункте 3 дополнительного соглашения к договору № 1 от 24.12.2021 и пункте 4 дополнительного соглашения к договору № 3 от 25.10.2022.
В отсутствие всех дополнительных соглашений Заказчик не располагает сведениями о тех условиях, которые могли быть изменены или исключены из условий основного договора, лишен, в том числе возможности сделать выводы об актуальности данной редакции договора обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности № 433-097255/20 от 02.12.2023.
Комиссия обращает внимание, что, согласно подпункту а) пункта 8.1.2 Положения о закупке, любой участник закупки вправе направить заказчику (Организатору закупки) в порядке, предусмотренном Законом о закупках и Положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке и (или) документации о закупке. Данное право Заявителем использовано не было.
На основании вышеизложенного, Комиссия полагает, что заказчик действовал в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством и Положением о закупке, а доводы жалобы являются несостоятельными и необоснованными.
Нарушений при проведении закупки № 32312748043 требований Закона о закупках, Положения и Документации о закупке в обжалуемой Заявителем части Комиссией не выявлено.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Комиссия отмечает, что установленные заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов.
В ходе заседания Комиссии представители со стороны Заказчика-организатора торгов и Заявителя сообщили, что все документы, информация, доказательства и доводы по существу жалобы ими представлены.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ФЭО» от 17.10.2023 (вх. № 7912-ЭП/23) на действия заказчика – организатора торгов АО «Россети Янтарь» при проведении запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на оказание услуг по оценке рыночной стоимости непрофильных активов АО «Россети Янтарь» и получению положительных экспертных заключений на отчеты об оценке в саморегулируемой организации оценщиков (извещение № 32312748043 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/), необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
А.Г. Киселёва |
|
|
А.А. Кадынин |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2023-5330