Постановление №039/04/14.31-500/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 16 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

16 июня 2020 года

№ 039/04/14.31-500/2020

г. Калининград

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) – Г (г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4), рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 039/04/14.31-500/2020, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Государственного предприятия Калининградской области «Водоканал»

(236023, г. Калининград, Советский пр-т, 107; ИНН 3903009923;

ОГРН 1023900591626)

в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в присутствии защитников:

К, действующая на основании доверенности № 257 от 24.01.2020;

Г, действующая на основании доверенности № 252 от 24.01.2020

УСТАНОВИЛ:

Решением Управления по делу № АМЗ-31/2018 от 27.06.2019 муниципальное предприятие «Водоканал» городского округа «Город Калининград» (14.01.2020 преобразовано в государственное предприятие Калининградской области «Водоканал», далее – Предприятие) признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при расчете платы за водопотребление сверх гарантированного объема водоснабжения с использованием тарифов, которые не были утверждены Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

05.06.2020 в присутствии защитника Предприятия составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения Предприятием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Определением должностного лица Управления от 05.06.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.06.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, Калининградское УФАС России.

Копии указанных протокола и определения о назначении дела об административном правонарушении к рассмотрению вручены защитнику Предприятия под расписку.

Дело рассмотрено в присутствии защитников Предприятия по доверенностям, которые вину Предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не признали.

Заслушав защитников Предприятия, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении, нахожу вину Предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

Между ИП А и Предприятием заключен договор № 171698 от 18.04.2017 холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Договор), распространяющийся, в том числе, на салон красоты по адресу: <адрес1>, и кафе по адресу: <адрес2>, принадлежащие заявителю. Приложением № 3 к Договору установлены следующие гарантированные объемы подачи холодной воды в месяц:

- салон красоты по адресу <адрес1>, д. 3 – 2 м3;

- кафе по адресу <адрес2> – 5 м3.

ИП А, полагая, что в приложении № 3 к Договору имеются ошибки в виде необоснованно заниженных гарантированных объемов подачи холодной воды, неоднократно обращалась в Предприятие с просьбами об исправлении указанной ошибки путем внесения изменений в Договор в части увеличения этих объемов. В ответ на эти обращения Предприятие сообщило, что заявителю для увеличения гарантированного объема подачи воды необходимо предоставить технические условия в установленном законом порядке, для чего необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Предприятие, представив при этом обоснование (расчет водопотребления).

Заявителем Договор был подписан в редакции, содержащей указанные объемы подачи холодной воды.

Вследствие того, что объемы, указанные в приложении № 3 к Договору, являются недостаточными для ведения заявителем хозяйственной деятельности, фактическое водопотребление со стороны ИП А превышало указанные в Договоре гарантированные объемы подачи холодной воды. В свою очередь Предприятие ежемесячно выставляло заявителю счета на оплату, содержащие указание на оплату за водоснабжение в пределах гарантированного объема подачи холодной воды, а в случае превышения гарантированного объема подачи холодной воды – также за «сверхлимитное водоснабжение» (термин «сверхлимитное водоснабжение» содержится в счетах на оплату № 0171698-0000005 от 21.08.2017, № 0171698-0000009 от 21.09.2017).

При этом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-31/2018, Управлением установлено, что в течение периода с 05.12.2015 по 28.02.2019 включительно Предприятием была начислена и фактически получена плата за потребление воды сверх гарантийного объема в отношении не только ИП А, но и иных абонентов – собственников и нанимателей нежилых помещений в многоквартирных домах г. Калининграда, а также иных абонентов Предприятия, являющихся собственниками или нанимателями нежилых помещений, не являющихся частью многоквартирных домов и расположенных в отдельно стоящих зданиях и сооружениях. При этом объем фактически потребленной воды определялся на основании исправных приборов учета. Информация о неисправности приборов учёта Предприятием не представлено.

Всего за указанный период Предприятие оказывало услуги по договорам холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных в соответствии с формами типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (далее – Типовые договоры), 7 145 абонентам, не являющимися собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов. В отношении 2159 абонентов ответчиком начислялась плата за потребление воды сверх гарантированного объема, указанного в договоре.

Общая сумма таких доначислений, в соответствии с представленной Предприятием информацией, составила 42 075 706,68 руб. (указанная сумма представляет собой итог суммирования результатов умножения объемов водопотребления сверх гарантированного объема (в кубических метрах по всем абонентам, в отношении которых ответчиком начислялась плата за водопотребление сверх гарантированного объема) на четырехкратный размер тарифа (в рублях за метр кубический), установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов по Калининградской области).

Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частями 1, 4, 11 статьи 7 Закона о водоснабжении водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения на основании соответствующих договоров. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению Правил холодного водоснабжения и типового договора холодного водоснабжения.

В силу частей 1, 2 и 4 статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

В соответствии с пунктом 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения), настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее – органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее – организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно – абоненты, водоотведение). К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Типовыми договорами.

Существенные условия договора холодного водоснабжения перечислены в пункте 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, к которым, в том числе, относятся:

- предмет договора, режим подачи (потребления) холодной воды (гарантированный объем подачи холодной воды, в том числе на нужды пожаротушения, гарантированный уровень давления холодной воды), определяемый в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) (подпункт «а» пункта 21);

- порядок осуществления учета поданной холодной (питьевой и (или) технической) воды (подпункт «е» пункта 21);

- сроки и порядок оплаты по договору холодного водоснабжения (подпункт «ж» пункта 21);

- ответственность абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору холодного водоснабжения (подпункт «к» пункта 21).

Пунктом 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации), признаны утратившими силу с 14.08.2013.

Так, в частности, пункт 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации содержал определение следующих понятий:

«лимит водопотребления (водоотведения)» – установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени;

«сверхлимитное водопотребление» – объем воды, потребляемый абонентом на хозяйственно-питьевые и производственные нужды сверх установленного лимита.

Пункт 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации устанавливал, что в договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия:

режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод;

лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.

Пункт 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации устанавливал, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно анализу действующего законодательства, действующая нормативно-правовая база не содержит понятий «лимит водопотребления», «сверхлимитное водопотребление», а также не предусматривает ответственности за «сверхлимитное водопотребление».

Управлением в ходе рассмотрения дела № АМЗ-31/2018 было установлено и отражено в решении, что нормативно-правовые акты определяют, что оплата потребленного ресурса должна производиться исходя из фактического потребления в соответствии с показаниями приборов учета и на основании утвержденного тарифа.

Таким образом, с 14.08.2013 водопотребление не подлежит лимитированию вследствие чего у Предприятия отсутствовали правовые основания для взимания с ИП А и других абонентов платы за превышение гарантированного объема подачи воды, а также за «сверхлимитное водопотребление».

Кроме того, Договор, а также типовые договора, заключенные с иными абонентами, не содержат требований о соблюдении «лимита водопотребления» и ответственности за «сверхлимитное водопотребление», а также ответственности за превышение гарантированного объема подачи воды, из чего следует, что Предприятием фактически производилась подмена понятий «гарантированный объем подачи воды» и «лимит водопотребления».

Арбитражные суды неоднократно указывали, что с 14.08.2013 водопотребление не подлежит лимитированию, что отражено в судебных актах по делам №№ А43-1005/2015, А47-9974/2015, А47-9741/2015, А47-11071/2015, А71-13607/2016, А05-8763/2016, А05-8762/2016, А42-11838/2018, А21-7864/2018.

Вместе с этим, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг). Также постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее – Правила организации коммерческого учета).

Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил предоставления коммунальных услуг).

В пункте 1 Правил предоставления коммунальных услуг содержатся следующие понятия:

«потребитель» – собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

«нежилое помещение в многоквартирном доме» – помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения; к нежилым помещениям в Правилах предоставления коммунальных услуг приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Таким образом, все владельцы (включая заявителя) нежилых помещений в многоквартирном доме, не относящихся к общему имуществу дома, являются потребителями в значении пункта 1 Правил предоставления коммунальных услуг и на них в полной мере распространяются положения указанных Правил.

Формой Типового договора не предусмотрено такое условие, как взимание платы в пятикратном размере за водопотребление сверх гарантийного объема.

Согласно информации Предприятия, представленной в ходе рассмотрения дела № АМЗ-31/2018, договоры холодного водоснабжения со всеми абонентами – собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах заключены в соответствии с формой Типового договора, которая не предусматривает ответственность за потребление ресурса сверх гарантированного объема. Кроме того, стороны Договора не определили лимиты водопотребления и ответственность за их превышение, а также что гарантированные объемы водоснабжения, указанные в приложении № 3 к Договору, являются для заявителя предельными.

Правила предоставления коммунальных услуг являются специальной нормой и применяются к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению, при этом положения Правил организации коммерческого учета подлежат применению лишь в части, не противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг. Порядок определения объема коммунального ресурса определен в Правилах предоставления коммунальных услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям Правил предоставления коммунальных услуг; в случае несоответствия указанного договора положениям Правил предоставления коммунальных услуг договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; поставка холодной воды в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении; в случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении и Правилами предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

В соответствии с пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, определяется по формуле

Pi = Viп · Ткр,

Где Viп – объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении;

Ткр – тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, анализ положений Правил предоставления коммунальных услуг показал, что плата за холодное водоснабжение должна определяться исходя из показаний приборов учета и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. Возможность применения каких-либо повышающих коэффициентов Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрена.

Кроме того, согласно пункту 3 Правил организации коммерческого учета коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 14 Правил организации коммерческого учета установлены случаи, в которых коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Правил организации коммерческого учета при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в том числе, метод гарантированного объема подачи воды.

Пунктом 18 Правил организации коммерческого учета установлены частные случаи применения метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

Гарантированный объем подачи воды является одним из методов который применяется при расчетном способе коммерческого учета воды, используемых при отсутствии возможности использовать показания прибора учета для расчета платы за потребленную холодную воду. При наличии исправного прибора учета воды плата за весь объем холодной воды, потребленный собственниками и нанимателями нежилых помещений в многоквартирных домах сверх гарантированного объема водоснабжения, рассчитывается по общим правилам, то есть за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с показаниями приборов учета и на основании утвержденного тарифа.

Аналогичная позиция изложена в актах арбитражных судов по делам №№ А51-8684/2015, А24-6147/2017, А14-18658/2015, А08-1356/2017, А70-10655/2016, А27-4909/2017, А45-11565/2017, А71-7805/2015, А71-6022/2016, А71-16495/2017, А60-54032/2017, А41-25241/2016, А43-15977/2014, А45-11565/2017.

Учитывая вышеизложенное, действия Предприятия по взиманию платы за водопотребление сверх установленного гарантированного объема водоснабжения в пятикратном размере повлекли дополнительные финансовые потери для ИП А и иных абонентов, не являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Предприятие занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения с использованием централизованной системы, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, установленные пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которым запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Взимание Предприятием платы за водопотребление сверх гарантированного объема водоснабжения в пятикратном размере в отсутствие правовых оснований означает взимание платы за водопотребление по тарифам, которые не были утверждены Службой по государственному регулированию цен и тарифов, несмотря на то, что данные тарифы относятся к регулируемым государством тарифам.

Управлением установлено, что согласно представленной Предприятием информации в период с 05.12.2015 по 29.05.2019 при расчете платы за водопотребление сверх гарантированного объема водоснабжения им применялись следующие тарифы:

№ п/п

Период

Расчет платы за водопотребление сверх гарантированного объема водоснабжения, руб./куб. м

Разница между тарифом, утвержденным Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, и платой, взимаемой Предприятием

Тариф, утвержденный Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области

Плата, взимаемая Предприятием

 

05.12.2015 – 31.07.2016

15,93

79,65

63,72

 

01.07.2016 – 31.12.2016

16,56

82,83

66,24

 

01.01.2017 – 29.05.2019

20,52

102,60

82,08

Действия Предприятия, занимающего доминирующее положение на товарном рынке водоснабжения с использованием централизованной системы, выразившееся во взимании платы за водопотребление сверх гарантированного объема водоснабжения в пятикратном размере, привели к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, а также неограниченного круга потребителей, что является нарушением части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В рамках рассмотрения дела № АМЗ-31/2018, Предприятием была представлена информация, согласно которой размер необоснованного начисления в период с 05.12.2015 по 28.02.2019 составил более 42 000 000 рублей.

При рассмотрении дела № АМЗ-31/2018, на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Управлением, а также с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определены временной интервал исследования продуктовые границы товарного рынка, определение географических границ товарного рынка.

Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии со статьёй 4 Закона о естественных монополиях как услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, которые расположены в географических границах муниципального образования Калининградской области «Городской округ «Город Калининград».

Предприятие до 14.01.2020 являлось муниципальных предприятием городского округа и осуществляло услуги по водоснабжение и водоотведению в пределах указанных географических границ.

Комиссией Управления в ходе рассмотрения дела № АМЗ-31/2018 установлено, что действия Предприятия носили длящийся характер, и определён как период с даты начала фактического начисления абонентам необоснованной платы – с 05.12.2015.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 № 11132/11, моментом обнаружения нарушения антимонопольного законодательства является дата издания приказа по делу № АМЗ-31/2018 о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства – 05.12.2018.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации – с 27.06.2019.

Кроме того, на момент вынесения решения по делу № АМЗ-31/2018, правонарушение устранено не было.

Место совершения административного правонарушения: Городской округ «Город Калининград».

Время совершения (обнаружения) административного правонарушения: 05.12.2018.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность предусмотренных статьёй 4.2 КоАП РФ, не выявлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

Учитывая объект противоправного посягательства, его продолжительность, общую сумму, которая была начислена абонентам Предприятия в результате его незаконных действий, и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния, прихожу к выводу о том, что допущенное Предприятием правонарушение не может быть признано малозначительным. Иное противоречило бы одному из важнейших принципов законодательства – неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к Закону и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

Расчет размера административного штрафа.

В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

В соответствии с Методикой определения продуктовых и географических границ, разработанной во исполнение приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220, географические границы определены исходя из территории деятельности Предприятия на рынке услуг водоснабжения в границах городского округа «Город Калининград».

С учётом того, что необоснованная плата начислялась неопределённому кругу лиц, расчёт административного штрафа подлежит из выручки Предприятия от оказания услуг по водоснабжению по всем категориям лиц.

Выручка, полученная от оказания всех видов услуг по водоснабжению в 2017 году в пределах, установленных географических границ составила 885 643 900 рублей.

Общий размер выручки Предприятия за 2017 год составил 1 816 569 900 рублей.

Учитывая, что деятельность Предприятия относится к регулируемым видам деятельности и осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), административный штраф рассчитывается исходя из следующих пределов: в размере от трех тысячных (или 0,3%) до трех сотых размера (или 3%) суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 4 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа и половины разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей в отношении юридического лица учитываются также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

Вследствие того, что правонарушение продолжалось с 2015 по 2019 год, а также извлечённый в результате совершения правонарушения доход в размере более 42 000 000 рублей, учёту подлежат 2 отягчающих обстоятельства.

Размер административного штрафа следует рассчитывать следующим образом:

РШ – размер штрафа

МаксШ – максимальный размер штрафа (3/100 или 3% от суммы выручки от реализации товара);

МинШ – минимальный размер штрафа (3/1000 или 0,3% от суммы выручки от реализации товара);

СО – смягчающее обстоятельство;

ОО – отягчающее обстоятельство.

РШ = (МаксШ - МинШ) / 2 + МинШ) + (ОО * 2) – СО

СО = (МаксШ - МинШ) / 8

ОО = (МаксШ - МинШ) / 8

МаксШ = 885 643 900 * 0,03 = 26 569 317

МинШ = 885 643 900 * 0,003 = 2 656 931,7

СО = (26 569 317 - 2 656 931,7) / 8 * 0 = 0

ОО = (26 569 317 - 2 656 931,7) / 8 * 2 = 5 978 096,32

РШ = (26 569 317 - 2 656 931,7) / 2 + 2 656 931,7) + 5 978 096,32 – 0 = 20 591 220,67 руб.

1/50 или 2% совокупной суммы выручки размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг):

1 816 569 900 / 50 = 36 331 398 руб.

100 000 < 20 591 220,67 < 36 331 398 руб.

Таким образом, размер административного штрафа, рассчитанный в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составляет 20 591 220,67 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Государственное предприятия Калининградской области «Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить Государственному предприятию Калининградской области «Водоканал» наказание в виде административного штрафа в размере 20 591 220 рублей 67 копеек.

Заместитель руководителя

Г

 

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
ИНН 3903009923, ОГРН 1023900591626